Необходимость интегральных управленцев в России

Apr 16, 2008 20:20


Сегодня в интервью телеканалу «Вести» председатель Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что стране для осуществления реформ катастрофически не хватает управленцев высшего уровня квалификации, что нужны «новые мозги» и что по этому поводу в срочном порядке создаются новые учебные заведения по подготовке менеджеров высшего звена. Давайте поразмыслим, каковы же требования к менеджеру топ-уровня и что нужно для того, чтобы обучить таких людей?

Пожалуй, очевидно - и есть вероятность, что в правительстве не осознают это в достаточной мере, - что создание ещё одного учебного заведения, в котором можно было бы с выпестовать менеджеров высшего класса, не сможет решить ближайших экономических проблем (а в худшем случае и долгосрочных). Тогда, как стране требуется апгрейд железа и операционной системы в умах управленцев (вертикальная трансформация), новое учебное заведение, в лучшем случае, сменит програмное обеспечение. Однако произвести в ближайшие годы специалистов той квалификации, которая требуется стране, учебные заведения не смогут, если не примут на вооружение какую-либо разновидность интегрального подхода к обучению специалистов и в образовании специалистов.

Опубликованный недавно отчёт компании «Avastone Consulting», в русском переводе вышедший под названием « Менталитеты в действии: Вызов устойчивому развитию», на основании своего крупного эмпирического исследования представляет серьёзные доводы в пользу того, что решение комплексных задач, стоящих перед корпорациями, требует наличия руководителей, достигших вполне определённого (и эмпирически регистрируемого) уровня в своём собственном развитии.

Более того, такие политики, как Билл Клинтон, Альберт Гор и некоторые другие известные деятели и политические группы, уже открыто говорят о необходимости увеличения доли представителей постконвенциональных (и пост-постконвенциональных) стадий развития на местах. А ведь и Клинтон, и Гор в США представляли команду демократов, главной идеей которых являлось то, что для решения всех надо фокусироваться на улучшении внешних условий в объективных секторах, - тогда как консервативные республиканцы говорят больше о необходимости улучшить морально-этическое воспитание и укрепить нравственные ценности, то есть о внутренних, субъективных секторах. Теперь же оба лагеря приходят к пониманию равноценной значимости и субъективных, и объективных измерений.

Итак, каким должен быть управленец и руководитель, чтобы соответствовать требуемому сегодня уровню и масштабу социальных, культурно-политических и экономических проблем?

«Avastone Consulting», опираясь также и на данные исследований, в течение уже нескольких десятилетий получаемые крупнейшими гарвардскими специалистами по психологии развития, вполне определённо утверждают, что руководители высшего уровня, необходимые для проведения комплексных реформ и поддержания устойчивого развития в корпорациях, должны обладать следующими качествами: в когнитивном плане таким людям необходимо иметь способности выше формально-операционального мышления (это подразумевает способности - в порядке увеличения уровня развития - вести метасистемную, парадигматическую и межпарадигматическую работу), в плане развития «я»-идентичности это подразумевает всё возрастающую способность к интеграции различных областей человеческих знаний. [В интегральном подходе Уилбера следующий в когнитивной линии за формальными операциями уровень носит название визуальной логики.]

Вот каким образом выглядит описание самого высокого в списке представленных в отчёте «Avastone» уровней развития управленческого менталитета:Алхимик (1 % из всех)

Направленность самоидентификации: Интегрирует множество областей познания. Понимает, что рациональному мышлению и языку неотъемлемо свойственна парадоксальность. Видит комплексность исходя из пострациональных, духовных перспектив. Понимает ограничения эго и обусловленностей умственных стереотипов. «Карта не
есть территория».

Познавательные способности: Кросспарадигматический порядок. Интеграция парадигм в новую область или глубинная трансформация старых парадигм.

Вклад в устойчивое развитие: Формирует трансформации, нередко прячась за кулисами, интегрирует материальные, общественные и духовные измерения. Уважает и интегрирует расходящиеся точки зрения и мировоззрения; координация внутри них и между ними.
Таким образом, мы получаем очень обобщённый профиль руководителя топ-уровня, наличие которого необходимо для проведения крупномасштабных и комплексных реформ, а также для поддержания уже достигнутого в рамках устойчивого развития.

Для того, чтобы получить более полный портрет руководителя высшего класса, согласно интегральной модели, теория и практика которой исследуется в Интегральном институте, необходимо также учитывать и другие линии развития.

Если обратиться к линии развития ценностей, представленных в такой популярной девелопменталистской схеме, как спиральная динамика (основывается на экстенсивных исследованиях Грейвза), - такие руководители, совершенно очевидно, должны свободно обращаться с ценностями второго порядка (и выше), начиная, как минимум, с жёлтого уровня. Не менее очевидно и то, что они должны находиться на постконвенциональных стадиях морального развития, быть достаточно продвинуты в линии межличностных отношений, а также не иметь патологий в аффективной линии развития (что требует хотя бы базовых знаний психологии защит и практической терапии тени). Игнорирование последних двух линий развития обязательно сильно ударит по способности руководителя адекватно доносить своё видение до подчинённых и объективно оценивать ситуацию. Эффективность работы во многом зависит и от поддержания физического развития (спортзал, занятия спортом). Понятно, что для того, чтобы подготовить (или переподготовить) таких специалистов, необходимо учесть и обеспечить все необходимые условия, по меньшей мере, во всех секторах и на всех значимых уровнях.

Однако в целом вопрос получения достаточного количества высококвалифицированных и высокоуровневых кадров является ещё более сложным. Дело в том, что текущее академическое образование в России, Европе, Америке и других странах в большинстве своём решает вопросы горизонтального развития. За время учёбы дай бог, чтобы люди хотя бы приблизились к трансформации (а ведь для того, чтобы достичь постформального уровня, нужно поочерёдно пройти и включить в своём развитии все предыдущие стадии; перепрыгнуть через стадию невозможно).

Как правило, достижение постконвенциональных уровней развития в различных линиях без адаптирования специальных систем подкрепления вертикального развития (в рамках интегрального подхода) занимает у людей десятилетия (это связано со сложными вопросами самоорганизации развития человека, на которое влияние оказывает целое множество факторов во всех секторах и на всех уровнях). Согласно данным Интегрального института, на настоящий момент единственный метод, в отношении которого было эмпирически доказано, что он позволяет значительно ускорить вертикальной развитие, это медитация.

В заключение стоит отметить, что Интегральный институт и ряд других организаций занимаются сегодня изучением этого вопроса и разработкой комплексов методик, которые бы позволили реально способствовать и вертикальному, горизонтальному росту индивидов и организаций. Уже разработана интегральная жизненная практика, представляющая собой теоретические и практические рекомендации по тому, как ускорить развитие в основных линиях развития (в число основных 4 модулей, которые обязательно следует включить в регулярную практику, входит развитие тела, интеллектуальных способностей, эмоционального интеллекта [работа с тенью] и духа [медитация]).

работа с тенью, интегральная экономика, второй порядок, интегральный бизнес, спиральная динамика, Интегральный институт, интегральное образование, интегральная жизненная практика, медитация, Россия, интегральное устойчивое развитие, Сергей Степашин, Альберт Гор, «Avastone Consulting», интегральная политика, Билл Клинтон

Previous post Next post
Up