Сегодня в интервью телеканалу «Вести» председатель Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что стране для осуществления реформ катастрофически не хватает управленцев высшего уровня квалификации, что нужны «новые мозги» и что по этому поводу в срочном порядке создаются новые учебные заведения по подготовке менеджеров высшего звена. Давайте поразмыслим, каковы же требования к менеджеру топ-уровня и что нужно для того, чтобы обучить таких людей?
Пожалуй, очевидно - и есть вероятность, что в правительстве не осознают это в достаточной мере, - что создание ещё одного учебного заведения, в котором можно было бы с выпестовать менеджеров высшего класса, не сможет решить ближайших экономических проблем (а в худшем случае и долгосрочных). Тогда, как стране требуется апгрейд железа и операционной системы в умах управленцев (вертикальная трансформация), новое учебное заведение, в лучшем случае, сменит програмное обеспечение. Однако произвести в ближайшие годы специалистов той квалификации, которая требуется стране, учебные заведения не смогут, если не примут на вооружение какую-либо разновидность интегрального подхода к обучению специалистов и в образовании специалистов.
Опубликованный недавно отчёт компании «Avastone Consulting», в русском переводе вышедший под названием «
Менталитеты в действии: Вызов устойчивому развитию», на основании своего крупного эмпирического исследования представляет серьёзные доводы в пользу того, что решение комплексных задач, стоящих перед корпорациями, требует наличия руководителей, достигших вполне определённого (и эмпирически регистрируемого) уровня в своём собственном развитии.
Более того, такие политики, как Билл Клинтон, Альберт Гор и некоторые другие известные деятели и политические группы, уже открыто говорят о необходимости увеличения доли представителей постконвенциональных (и пост-постконвенциональных) стадий развития на местах. А ведь и Клинтон, и Гор в США представляли команду демократов, главной идеей которых являлось то, что для решения всех надо фокусироваться на улучшении внешних условий в объективных секторах, - тогда как консервативные республиканцы говорят больше о необходимости улучшить морально-этическое воспитание и укрепить нравственные ценности, то есть о внутренних, субъективных секторах. Теперь же оба лагеря приходят к пониманию равноценной значимости и субъективных, и объективных измерений.
Итак, каким должен быть управленец и руководитель, чтобы соответствовать требуемому сегодня уровню и масштабу социальных, культурно-политических и экономических проблем?
«Avastone Consulting», опираясь также и на данные исследований, в течение уже нескольких десятилетий получаемые крупнейшими гарвардскими специалистами по психологии развития, вполне определённо утверждают, что руководители высшего уровня, необходимые для проведения комплексных реформ и поддержания устойчивого развития в корпорациях, должны обладать следующими качествами: в когнитивном плане таким людям необходимо иметь способности выше формально-операционального мышления (это подразумевает способности - в порядке увеличения уровня развития - вести метасистемную, парадигматическую и межпарадигматическую работу), в плане развития «я»-идентичности это подразумевает всё возрастающую способность к интеграции различных областей человеческих знаний. [В интегральном подходе Уилбера следующий в когнитивной линии за формальными операциями уровень носит название
визуальной логики.]
Вот каким образом выглядит описание самого высокого в списке представленных в отчёте «Avastone» уровней развития управленческого менталитета:Алхимик (1 % из всех)
Направленность самоидентификации: Интегрирует множество областей познания. Понимает, что рациональному мышлению и языку неотъемлемо свойственна парадоксальность. Видит комплексность исходя из пострациональных, духовных перспектив. Понимает ограничения эго и обусловленностей умственных стереотипов. «Карта не
есть территория».
Познавательные способности: Кросспарадигматический порядок. Интеграция парадигм в новую область или глубинная трансформация старых парадигм.
Вклад в устойчивое развитие: Формирует трансформации, нередко прячась за кулисами, интегрирует материальные, общественные и духовные измерения. Уважает и интегрирует расходящиеся точки зрения и мировоззрения; координация внутри них и между ними.
Таким образом, мы получаем очень обобщённый профиль руководителя топ-уровня, наличие которого необходимо для проведения крупномасштабных и комплексных реформ, а также для поддержания уже достигнутого в рамках устойчивого развития.
Для того, чтобы получить более полный портрет руководителя высшего класса, согласно интегральной модели, теория и практика которой исследуется в
Интегральном институте, необходимо также учитывать и другие линии развития.
Если обратиться к линии развития ценностей, представленных в такой популярной девелопменталистской схеме, как спиральная динамика (основывается на экстенсивных исследованиях Грейвза), - такие руководители, совершенно очевидно, должны свободно обращаться с ценностями второго порядка (и выше), начиная, как минимум, с жёлтого уровня. Не менее очевидно и то, что они должны находиться на постконвенциональных стадиях морального развития, быть достаточно продвинуты в линии межличностных отношений, а также не иметь патологий в аффективной линии развития (что требует хотя бы базовых знаний психологии защит и практической
терапии тени). Игнорирование последних двух линий развития обязательно сильно ударит по способности руководителя адекватно доносить своё видение до подчинённых и объективно оценивать ситуацию. Эффективность работы во многом зависит и от поддержания физического развития (спортзал, занятия спортом). Понятно, что для того, чтобы подготовить (или переподготовить) таких специалистов, необходимо учесть и обеспечить все необходимые условия, по меньшей мере, во всех секторах и на всех значимых уровнях.
Однако в целом вопрос получения достаточного количества высококвалифицированных и высокоуровневых кадров является ещё более сложным. Дело в том, что текущее академическое образование в России, Европе, Америке и других странах в большинстве своём решает вопросы горизонтального развития. За время учёбы дай бог, чтобы люди хотя бы приблизились к трансформации (а ведь для того, чтобы достичь постформального уровня, нужно поочерёдно пройти и включить в своём развитии все предыдущие стадии; перепрыгнуть через стадию невозможно).
Как правило, достижение постконвенциональных уровней развития в различных линиях без адаптирования специальных систем подкрепления вертикального развития (в рамках интегрального подхода) занимает у людей десятилетия (это связано со сложными вопросами самоорганизации развития человека, на которое влияние оказывает целое множество факторов во всех секторах и на всех уровнях). Согласно данным Интегрального института, на настоящий момент единственный метод, в отношении которого было эмпирически доказано, что он позволяет значительно ускорить вертикальной развитие, это медитация.
В заключение стоит отметить, что Интегральный институт и ряд других организаций занимаются сегодня изучением этого вопроса и разработкой комплексов методик, которые бы позволили реально способствовать и вертикальному, горизонтальному росту индивидов и организаций. Уже разработана
интегральная жизненная практика, представляющая собой теоретические и практические рекомендации по тому, как ускорить развитие в основных линиях развития (в число основных 4 модулей, которые обязательно следует включить в регулярную практику, входит развитие тела, интеллектуальных способностей, эмоционального интеллекта [работа с тенью] и духа [медитация]).