«Груз 200»: вызов тени

Apr 12, 2008 20:57


Вчера совершенно случайно довелось посмотреть по Первому каналу передачу Александра Гордона «Закрытый показ», в которой обсуждался одиннадцатый фильм Алексея Балабанова - «Груз 200». Основная идея передачи - попытка установить диалог между различными перспективами (перспективами от 1-го, 2-го и 3-го лица; перспективами из грубого, тонкого и даже причинного состояний сознания; перспективами всего спектра уровней сознания) в критическом обсуждении какого-либо произведения кинематографического искусства.


Было удивительно видеть столь широкую палитру плоскостей и глубин в телевизионной передаче на российском телевидении. Обсуждение фильма «Груз 200» велось, в основном, на повышенных тонах между двумя лагерями: теми, кому фильм в различной степени понравился, и теми, кому фильм в различной степени показался отвратительным. В третьем лагере сидели создатели фильма. Практически можно было познакомиться с перспективами большинства уровней сознания первого порядка и тем, как они ведут между собой диалог. Сама передача велась Александром Гордоном где-то между зелёным и жёлтым уровнями (если обращаться к линии развития ценностей, представленных цветами спиральной динамики): пытаясь предоставить слово всем участвующим перспективам, он всё же в нескольких моментах ранжирует их по глубине (то же самое делают и некоторые участники).

Вместо какого-нибудь скучного рационально-интеллектуального обсуждения фильма получилось то, что так часто происходит с уровнями первого порядка: эмоционально насыщенная, полная неинтегрированных проекций и психологических защит перепалка, в которой каждый, абсолютно каждый участник передачи делился своей глубинной болью (даже несмотря на привычные попытки ряда людей от неё дистанцироваться), а многие не слышат и не желают слышать точки зрения другого. Искреннее самовыражение многих участников показалось мне невероятно трогательным, особенно глубоко проникли в сердце те немногие слова, которыми поделились актёр Алексей Полуян и режиссёр Алексей Балабанов.

Пересмотр фильма и просмотр передачи помогли мне намного обогатить палитру интерпретаций данного фильма. Надеюсь, видеозапись передачи будет доступна в интернете (если вам встретится ссылка - пожалуйста, напишите комментарий). Во многом по своему настроению произведение Балабанова напоминает недавний оскароносный «Старикам тут не место» (No Country for Old Men).

Фильм «Груз 200», детище кинематографического постмодернизма, можно рассматривать как экспозицию всего или многого из того, что мы в себе не принимаем. Мы отрицаем свою собственную ненависть, равнодушие, мы отрицаем врага в себе, мы отвергаем существование трупа в себе, то, что мы уже много раз умирали для себя, то, что в закоулках нашей души есть этот морг, в котором на обозрение выставлен наш собственный труп, - мы проецируем на других свою холодность, свою мерзлоту; мы суть то, что мы видим, как выразился Эмерсон. Мы суть то, что мы видим в фильме «Груз 200». Механизмы психологической защиты - в числе которых вытеснение из себя и проецирование вовне - действуют безотказно.

В своей деконструкции «Грузу 200» и вправду не хватает явно выраженного трансцендентального элемента, и это оставляет нас боксировать со своей тенью наедине с самими собой.

«Груз 200» - это лакмусовая бумажка, позволяющая вам обнаружить собственную тень, столь старательно годами заметавшуюся вами и вашим обществом под коврик в комнате вашей души и культуры.

Ссылки по теме:
Маска/Тень: теория и практика работы с теневыми проекциями
Интегральная теория искусства и литературы (Кен Уилбер)
Краткое объяснение концеции уровней сознания
Алекс Грей и Кен Уилбер о том, что такое трансцендентальное искусство

Алексей Балабанов, интегральное искусство, Закрытый показ (телепередача), работа с тенью, интегральное кино, Высота, межуровневая коммуникация, Александр Гордон, Груз 200 (фильм), спиральная динамика, интегральная теория искусства, постмодернизм, Старикам тут не место (фильм)

Previous post Next post
Up