Вчера совершенно случайно довелось посмотреть по Первому каналу передачу Александра Гордона «Закрытый показ», в которой обсуждался одиннадцатый фильм Алексея Балабанова - «
Груз 200». Основная идея передачи - попытка установить диалог между различными перспективами (перспективами от 1-го, 2-го и 3-го лица; перспективами из грубого, тонкого и даже причинного состояний сознания; перспективами всего спектра уровней сознания) в критическом обсуждении какого-либо произведения кинематографического искусства.
Было удивительно видеть столь широкую палитру плоскостей и глубин в телевизионной передаче на российском телевидении. Обсуждение фильма «Груз 200» велось, в основном, на повышенных тонах между двумя лагерями: теми, кому фильм в различной степени понравился, и теми, кому фильм в различной степени показался отвратительным. В третьем лагере сидели создатели фильма. Практически можно было познакомиться с перспективами большинства уровней сознания первого порядка и тем, как они ведут между собой диалог. Сама передача велась Александром Гордоном где-то между зелёным и жёлтым уровнями (если обращаться к линии развития ценностей, представленных цветами
спиральной динамики): пытаясь предоставить слово всем участвующим перспективам, он всё же в нескольких моментах ранжирует их по глубине (то же самое делают и некоторые участники).
Вместо какого-нибудь скучного рационально-интеллектуального обсуждения фильма получилось то, что так часто происходит с уровнями первого порядка: эмоционально насыщенная, полная неинтегрированных проекций и психологических защит перепалка, в которой каждый, абсолютно каждый участник передачи делился своей глубинной болью (даже несмотря на привычные попытки ряда людей от неё дистанцироваться), а многие не слышат и не желают слышать точки зрения другого. Искреннее самовыражение многих участников показалось мне невероятно трогательным, особенно глубоко проникли в сердце те немногие слова, которыми поделились актёр Алексей Полуян и режиссёр Алексей Балабанов.
Пересмотр фильма и просмотр передачи помогли мне намного обогатить палитру интерпретаций данного фильма. Надеюсь, видеозапись передачи будет доступна в интернете (если вам встретится ссылка - пожалуйста, напишите комментарий). Во многом по своему настроению произведение Балабанова напоминает недавний оскароносный «
Старикам тут не место» (No Country for Old Men).
Фильм «Груз 200», детище кинематографического постмодернизма, можно рассматривать как экспозицию всего или многого из того, что мы в себе не принимаем. Мы отрицаем свою собственную ненависть, равнодушие, мы отрицаем врага в себе, мы отвергаем существование трупа в себе, то, что мы уже много раз умирали для себя, то, что в закоулках нашей души есть этот морг, в котором на обозрение выставлен наш собственный труп, - мы проецируем на других свою холодность, свою мерзлоту; мы суть то, что мы видим, как выразился Эмерсон. Мы суть то, что мы видим в фильме «Груз 200». Механизмы психологической защиты - в числе которых вытеснение из себя и проецирование вовне - действуют безотказно.
В своей деконструкции «Грузу 200» и вправду не хватает явно выраженного трансцендентального элемента, и это оставляет нас боксировать со своей тенью наедине с самими собой.
«Груз 200» - это лакмусовая бумажка, позволяющая вам обнаружить собственную тень, столь старательно годами заметавшуюся вами и вашим обществом под коврик в комнате вашей души и культуры.
Ссылки по теме:
Маска/Тень: теория и практика работы с теневыми проекциямиИнтегральная теория искусства и литературы (Кен Уилбер) Краткое объяснение концеции уровней сознания Алекс Грей и Кен Уилбер о том, что такое трансцендентальное искусство