Ниже вы прочтете критическое замечание в адрес интегральной концепции Кена Уилбера. Я сознательно не указал источник, чтобы мы могли максимально сосредоточиться на самой аргументации.
"Уилбер, весьма непоследовательно, сначала кладет в основу своей эволюционной модели идеи эмерджентной эволюции и холархии, являющиеся следствиями общей теории систем
(
Read more... )
Во-вторых, этапы эволюции сознания, выделяемые Уилбером, не являются априорными, эти этапы выделяются им в процессе реконструктивной науки (понятие Хабермаса) - то есть на основе уже имеющихся данных. Точно так же этапы инволюции также выделяются Уилбером не из гипотетического конструкта, а на основе уже имеющихся данных. То, что эти структуры связываются мировоззрением Уилбера при помощи языка теории систем (как наиболее адекватного языка в данном случае: только при появлении способности к мышлению в масштабе систем мы начинаем видеть эмерджентную эволюцию), не означает, что его модель ограничивается этой теорией, как не означает того, что теория систем "порождает" эмерджентную эволюцию.
Сама интегральная модель - именно потому что она модель - принадлежит оно-измерению и поэтому использует язык от 3-го лица для описания других процессов. Но при этом интегральный подход в целом подразумевает не просто изучение модели, но воплощение её на практике в личных и межличных условиях.
Критика довольно сомнительна.
Reply
Reply
Leave a comment