Четырехсекторная модель Уилбера (AQAL)

Dec 18, 2007 14:34

Попытки понять для себя суть четырехсекторной модели Кена Уилбера привели к написанию следующего текста (см. под катом). Буду рад услышать критические замечания.

Четырехсекторная модель Кена Уилбера.
Что представляют собой сектора?

Принятые сокращения:
КИВ = Краткая история всего (1996 г.)
ПЭД = Пол, экология, духовность (1995 г.)
ИП = Интегральная психология (1999 г.)
AQAL (all quadrants, all levels) = четырехсекторная модель

Во время обсуждения интегральной концепции Кена Уилбера время от времени возникает недоразумение по поводу того, что представляют собой сектора так называемой четырехсекторной модели (AQAL). В данной короткой статье я попытался представить описание самой модели и истории ее возникновения на основе цитат из работ Кена Уилбера.

В КИВ Уилбер описывает, каким образом он пришел идее AQAL. Он говорит о том, что различные теоретики, включая и экофилософов, отрицательно относящихся к иерархиям, предлагают свои иерархические схемы разных областей реальности. Уилбер отмечает, что иерархические схемы описывают не только структуру мира, но и процессы развития и чисто логические связи. Несмотря на существенные различия между этими сферами бытия (пространственная, временная, логическая), Уилбер называет все эти иерархии холархиями, используя термин, позаимствованный у А. Кестлера. «Другими словами, понимаем ли мы это, или нет, большинство из предложенных карт мира фактически являются холархиями по той простой причине, что этого понятия невозможно избежать (потому что нельзя уйти от понятия холона)» (КИВ, стр.118). Некоторые критики Уилбера указывают, что процессы индивидуального развития, онтогенеза, не очень удачно описываются холархической структурой, использующей принцип вложенности уровней. Скорее в процессе развития мы имеем смену стадий, что легко понять, если представить себе, например, развитие дуба из желудя.

На основании прочитанных книг Уилбер составил списки этих «карт мира» и попытался их систематизировать. Первоначально у него была идея, что все эти карты иерархий представляют собой разные версии единой холархии. Но потом он решает объединить их в 4 группы. «И чем больше я смотрел на эти холархии, тем больше я понимал, что существует, на самом деле, 4 совсем разных типа холархий, 4 совсем разных последовательности холонов» (КИВ, стр. 119). Согласно Уилберу эти 4 типа холархий описывают 4 различных типа территорий. Эти 4 типа территорий и соответствующие им 4 типа холархий и образуют 4 сектора четырехсекторной модели AQAL. На рис. 5-2 (КИВ, стр. 120) приведены некоторые примеры из каждого сектора.

Совершенно неожиданно в следующем абзаце Уилбер переформулировал смысл AQAL таким образом, что сектора стали обозначать скорее разные аспекты одного и того же холона, а не 4 разных типа холонов, которые соответствуют четырем разным территориям. «Эти 4 сектора, 4 типа холархий имеют дело с внутренней и внешней стороной холона, а также с его индивидуальными и коллективными формами, и это дает нам 4 сектора» (КИВ, стр.119). О том, что это не случайная оговорка, говорит цитата из следующего абзаца: «… эти очень простые особенности (Уилбер имеет в виду внутреннее, внешнее, индивидуальное и коллективное), присутствующие у всех холонов, как я считаю, создают эти 4 сектора» (КИВ, стр.121). Таким образом, возникает двоякое понимание AQAL: с одной стороны, как 4 разных типа холонов, а, с другой стороны, как 4 особенности (аспекта) одного и того же холона. Это смешение особенно наглядно проявляется в заключительной фразе: «Все 4 типа холархий имеют дело с подлинными свойствами реального холона, и именно поэтому эти 4 типа холархий так настойчиво проявляются на различных картах реальности по всему миру» (КИВ, стр.121).

Хочу сделать небольшое отступление в связи с тем, что с точки зрения взаимоотношения карты и территории фраза «подлинные свойства реального холона» звучит несколько странно. Все карты, если они имеют отношение к данной территории, так или иначе отражают «подлинные» свойства «реальной» территории. Вопрос только в точности и специфичности. Тем более что здесь почему-то появляется «холон», хотя по смыслу должно быть, наверное, что-то типа «мира» или «реальности», так как холон - это уже некий элемент карты той реальности, которую мы хотим описать. Не вполне правомерно, на мой взгляд, говорить о том, что эта классификация, или модель, «настойчиво проявляется» на различных картах реальности, скорее она привносится Уилбером как новый свежий способ представления той же самой реальности, как новая карта старой территории.

На той же странице КИВ мы встречаемся с третьим вариантом интерпретации AQAL: «Мы можем начать с индивидуального холона в его внутреннем и внешнем аспекте. Другими словами, с верхнего левого сектора и верхнего правого сектора» (КИВ, стр.121). Из этого следует, что AQAL можно понимать как схему, описывающую индивидуальные и коллективные холоны, имеющие внешние и внутренние аспекты. Интересно отметить, что в ИП, которая была издана через 3 года после КИВ, Уилбер приближается к третьему варианту интерпретации при описании AQAL. «В конце концов, стало очевидно, что эти 4 категории (здесь: 4 сектора AQAL) представляют, соответственно, внутреннюю и внешнюю стороны жизни индивида и коллектива» (ИП, стр.87). Немаловажная деталь, на мой взгляд, заключается в том, что Уилбер использует здесь термин «индивид», а не «индивидуальный холон», что, конечно же, не одно и то же. Учитывая, что в верхнем правом секторе присутствуют такие понятия, как атомы, молекулы, прокариоты и т.д., предпочтительнее, наверное, говорить об индивидуальном холоне, а не об индивиде, под которым мы понимаем обычно человеческого индивида.

Данный разбор проведен в основном на основе текстов КИВ, так как я не располагаю текстом ПЭД. Но учитывая, что КИВ представляет собой краткое и популярное изложение основных положений ПЭД, я надеюсь, что описание AQAL представлено в КИВ без искажений.

Сергей Бадаев
Декабрь 2007 г. 

Модель AQAL, Пол экология духовность, Краткая история всего (Уилбер), Интегральная психология (Уилбер), критика Кена Уилбера

Previous post Next post
Up