Продолжение дискуссии о времени
В процессе обсуждения восприятия времени на пурпурном уровне (магический анимизм) участниками был поднят ряд вопросов, касающихся природы времени вообще и нашего восприятия времени в частности.
Как и следовало ожидать, мы вплотную подошли к необходимости непосредственно рассмотреть ту эмпирическую реальность, что кроется за словом «время».
Основных вопросов было два:
- что есть время? (т. е. что мы называем временем в своем непосредственном опыте?)
- и как меняется наше восприятие времени на разных уровнях развития?
1. Отвечая на первый вопрос, участники говорили о том, что временем мы называем ощущаемую в своем опыте длительность событий, последовательность событий, скорость потока изменений. Последнее было взято за возможное первичное (и наименее абстрактное) определение времени. Т. е. мы предположили, что словом «время» мы называем в первую очередь регистрируемый в опыте поток изменений, а также скорость этого потока.
Чем быстрее поток изменений, тем быстрее, как нам кажется, летит время.
Однако бывает и наоборот - изменения происходят очень стремительно, а субъективно нам кажется, что время замедлилось или вовсе остановилось. В этой связи некоторые участники поделились своими воспоминаниями об экстраординарном переживании «застывшего времени» в ситуациях, связанных с риском для жизни (автомобильные аварии), когда субъективно человеку кажется, что все происходит очень медленно, как в замедленном фильме, хотя объективно проходят считанные секунды.
Разрешить парадокс «застывшего времени» (или, по крайней мере, нащупать возможность этого разрешения) нам помогла интегральная карта. Мы предположили, что этот парадокс может возникать из-за несовпадения скоростей двух потоков изменений: внутреннего и внешнего.
Т. е. этот парадокс возникает, когда скорость потока внутренних изменений многократно возрастает по отношению к скорости внешнего потока (что как раз и происходит в экстремальных ситуациях, когда человек за считанные секунды может прокрутить в сознании десяток возможных вариантов развития событий, выбрать наиболее оптимальный из них и параллельно во всех подробностях вспомнить свою жизнь).
Далее, мы, как нам кажется, обнаружили фундаментальное различие в свойствах внутреннего и внешнего потоков. Внешний поток экстенсивен - т. е. разворачивается в линейную временную последовательность (горизонтальное время), тогда как внутренний поток интенсивен - т. е. по отношению к горизонтальной последовательности существует в виде вертикальной одновременности, многомерности, вариантности (вертикальное время).
2. При разборе второго вопроса выяснилось, что разные люди по-разному воспринимают сам поток изменений (особенно сильно различается восприятие потока изменений у людей, находящихся на разных уровнях развития). Этот поток может восприниматься как линейная последовательность идущая в бесконечность от прошлого к будущему (рациональное время), как цикличное движение (вечное повторение или то, что Ницше называл «вечным возвращением»), как протяженности изолированных моментов присутствия в событиях (дорациональное время) и т. д.
Другим любопытным открытием было то, что зачастую люди склонны называть словом «время» именно свое рациональное восприятие потока изменений, что сразу дает им повод говорить, что на до/пострациональных уровнях «времени» нет.
Когда мы вскрыли это типичное рационалистическое заблуждение, то согласились что слово «время» может употребляться как минимум в двух разных значениях:
- как обозначение потока изменений как такового (свидетельствуемого в непосредственном опыте)
- и как обозначение определенных представлений об этом потоке, интерпретаций этого потока (магических, мифических, рациональных, пострациональных и т. д.)
Таким образом, время в первом значении присутствует в опыте существ как дорационального, так и рационального, так и пострационального уровня развития.
Далее, поскольку наша дискуссия была сосредоточена в основном вокруг магически-анимических и мифических интерпретаций времени (пурпурный уровень), то после нескольких спонтанных инсайтов мы обнаружили, что в горизонте этого уровня время воспринимается как циклически повторяющееся движение одушевленных небесных объектов и явлений природы (солнце, луна, звезды, смена времен года). Это вечные, незыблемые нуминозные повторения - все, что уже было, когда-то повторится вновь, ничто не ново под луной, колесо времени. Эти анимические представления сохранились в архаических слоях нашего языка («год» в родительном падеже - «лет» - 10 лет это столько, сколько раз повторялось лето). В этой вечной череде ничто не уходит насовсем, а значит всегда остается живым - отсюда берет начало культ предков.
С другой стороны, поскольку время в таком восприятии является непосредственным проявлением жизнедеятельности Богов, то отсюда возникает особое понимание движения времени в магических культурах - если Боги разгневаются, солнце может не взойти вновь, значит нужно принести жертву, чтобы солнце взошло. Т. е. человек оказывался непосредственным соучастником движения времени - солнце восходит утром только потому, что вечером мы приносим жертву Богам.
Если сформулировать кратко суть взаимоотношений человека со временем на пурпурном уровне то, возможно, мы получим следующее дополнение к той хрономатрице, которую мы обрисовали на предыдущей встрече:
время, с одной стороны, довлеет над человеком, обуславливает человека, а с другой - время существует только потому, что человек приносит ему жертвы (регулярность жертвоприношений = регулярность времени).
Было решено, что к следующей встрече каждый напишет краткий рассказ-воспоминание на тему: «История моего восприятия времени». Рассказ представляет собой развернутый ответ на вопрос: как я воспринимал(а) время раннем детстве, в школьном, подростковом возрасте, в юности и т. д. вплоть до настоящего времени.
Проведет встречу Настя.