Ken Wilber, «An Integrally Informed Approach To Psychedelics»
Kosmic Consciousness 4 - States Of Consciousness; Year: 2003
Тэмми Саймон: Считаешь ли
ты, что бывают более хорошие и более плохие способы переживания изменённых
состояний?
Кен Уилбер: Конечно,
конечно. Когда ты опять-таки отступаешь чуть назад и получаешь общий
интегральный обзор, есть несколько вещей, которые тебе бы хотелось учитывать.
Состояния, помогающие сбалансировать сектора, помогают; если же вы входите в
состояния сознания, которые ущемляют или низводят измерения «мы» или «оно», это
плохо. Если вы входите в состояния сознания, которые индуцированы только лишь
химическими соединениями, таким образом, что их вредное воздействие оказывает
на вас своё влияние, - это плохо. Определённые состояния могут появляться и
быть освобождающими и раскрепощающими, однако если вы [слишком ими увлекаетесь],
они перестают быть таковыми; и в этом смысле вас это фактически ограничивает,
потому что вы считаете, что у вас есть это состояние, которое является
абсолютным Богом или что ещё, и это на самом деле весьма ограниченная точка
зрения, и это может взыскать с вас позднее. И это не есть хорошо.
ТС: Итак, чтобы привести
примеры того, о чём ты тут говоришь, первое, чего ты коснулся, это было
ущемление сферы «мы» [КУ: Конечно…], что могло бы послужить примером
вхождения в состояние сознание, при котором это случается?
КУ: Многие люди
погружаются в медитацию, медитативные состояния и начинают пренебрегать всем,
что принадлежит внешнему миру. Они могут пренебрегать деятельностью в мире, они
могут пренебречь вопросами сохранения окружающей среды, они могут пренебречь
своими семьями, своими супругами, своими сыновьями, своими дочерьми и т. д. И
это печально известная ловушка на медитативном пути, ибо часть того, что ты
делаешь - ты следуешь за этой нитью к высшей самости; и поэтому образуется мощный
полюс, магнит, притяжение, тонкое и утончённое. Но до времени
этого предельного освобождения, которое затем захватит все эти сферы, ты можешь
придти к исключению всего этого крайне и весьма жёстким образом. И если это
случается, то, попросту говоря, столько в твоей жизни разваливается на части,
так что у тебя едва ли получается заниматься медитацией.
Так что, опять же, это в
некотором роде немного более интегральный подход: сие не значит, что вы,
опять-таки, обязаны в совершенстве овладеть всеми этими областями, это значит
лишь, что вам следует следить за ними, не увлекаться излишне одной из них до
такой степени, что это приводило бы к поражению или патологии других областей.
Чаще всего, это отношения. И второе, вероятно, это реальная работа в мире,
труд, например. Посему всё это следует учитывать. Это настоящая проблема…
И вы знаете, оборотная сторона
этого… в некотором роде грубый вариант… пристрастие к наркотикам - это самый
классический пример. Пристрастие к изменённым состояниям. И сами состояния, они
как бы хороши сами по себе. Я имею в виду, что блаженный кайф героиновых
наркоманов - это по-настоящему проба на вкус каких-то потенциально необычайных
измерений, но совершаемая таким образом, который гарантирует катастрофу. Это не
принятие всех секторов и всех измерений в расчёт, и посему это действительно
приведёт к беде, что очень и очень быстро происходит.
Психоделики сами по себе, если
использовать исключительно их в качестве духовного пути, - исходя из моего
опыта, лучше всего преуспевают те люди, которые совмещают нерегулярные психоделические
переживания - в качестве способа «открыть глаза» - с какой-нибудь духовной
практикой, которая не зависит от этого. И люди, которые не… люди, которые
используют только лишь психоделические вещества, склонны становиться
почти что мертвецами в пространстве: они словно бы видели столь много
кинофильмов о тонком измерении, что они в определённом смысле становятся им пресыщены.
Также отмечу, что окончательной
реализации с помощью лишь психоделиков, насколько мне известно, не происходит;
я никогда не видел никого, кто бы так достиг состояния окончательного освобождения,
- ибо это попросту требует развития, а не просто лишь изменённых состояний.
Стало быть, можно получить очень глубинные озарения, но они, как правило,
переходны и временны. И люди будут продолжать возвращаться к применению
психоактивного вещества, и рано или поздно токсические эффекты вещества
перевешивают пользу от него. И многие мировоззрения, которые, как я заметил,
они производят, представляют собой нейрологический шум, возникший из-за
побочных токсических продуктов, - насколько я могу судить. Посему нужно быть
осторожным в отношении этого. И я [не] стану им люб за то, что я только что сказал…
Кхм-хе-хе.
ТС: Итак, есть ли
какие-нибудь методы для вхождения в изменённые состояния помимо медитации,
которые ты посчитал бы удовлетворяющими интегральным требованиям?
КУ: Так, позвольте
сформулировать это следующим образом: любая техника может удовлетворить интегральным требованиям, если она оказывается частью интегральной
программы. Включая и психоактивные вещества. Стало быть, дело не в том, что
какая-то техника или состояние интегрально, дело в том, что всё, что угодно
может стать частью интегрального набора, - следует лишь сделать их частью
общего интегрального набора. И ни одна из техник сама по себе не интегральна:
каждая специализируется в чём-либо. Итак, что тебе бы хотелось сделать, имея
интегральную практику, так это то, что ты, к примеру, можешь сказать: я
собираюсь принять этот определённый психоделик, и я сделаю это, потому что
понимаю, что то, что происходит, есть временный опыт, [мне это понятно], но
потом я сделаю его частью более интегральной практики, так что я могу
использовать другие типы техник по изменению состояния сознания. Это может быть
холотропное дыхание Стэна Грофа, это могут быть различные виды йоги, некоторые
люди входят в изменённые состояния… многие люди входят в изменённые
состояния сознания, занимаясь спортом, интенсивными упражнениями, пробежкой, -
всё это корректные методы.
Но если у вас нет возможности
использовать всё это, и сделать это частью продолжительной практики по
саморазвитию, тогда эти состояния останутся лишь преходящими, временными
состояниями. Что может быть замечательно, однако это на самом деле не повлияет
на ваше общее развитие и получение этих состояний в качестве постоянных черт.
И опять же, всё это помогает расшатать
вашу идентификацию с тем, чем, как вам кажется, вы являетесь. Ибо любая
идентификация, которая у нас есть - то, что мы называем нашим «я» - есть в
действительности нечто, что вы можете видеть и сознавать. Если вы на самом деле
смотрите на себя прямо сейчас и говорите: вот, что я такое, вот, что я хочу, -
всё это объекты. Это не то, что вы есть. Это всё объекты, которые вы можете
видеть, - это не видящий. Всё, что вы можете увидеть в отношении себя, в
действительности не является тем, что вы есть на самом деле. Это ошибочная
тождественность, плохой случай ошибочной тождественности.
И всякий раз, когда вы
испытываете изменение сознания, которое расшатывает эту узкую идентификацию,
увеличивает вероятность, что вы обнаружите свою истинную идентичность, которая
есть эта вечноприсутствующая Яковость, эта беспредельная открытость, в которой
всё являет себя из мига в миг. Так что всякий раз, когда вы расшатываете свою
тождественность с одной из теней на стене пещеры, вы увеличиваете вероятность,
что обнаружите свет. Как раз на это столь хорошо и способны изменённые
состояния - до тех пор, пока они остаются частью продолжающегося общего
подхода ко всему этому.