Когда мы пробуем на вкус бесконечный Абсолют сознания, мир выглядит точно таким, каким он является - лучезарным, совершенным и целым. Относительное, однако, не прекращает существовать. Совсем напротив: и боли, и удовольствия наших относительных жизней усиливаются до невероятной степени.
Click to view
Стенограмма
0:01 - 1:00
Участник: Я просто хотел задать вам вопрос относительно раскрытия Космоса… и…
Кен Уилбер: Конечно. Ну разве нельзя это не любить? Где ещё можно получить вопросы, подобные этому? Это та-а-ак круто!
У: В общем… просто исходя из Большого Ума - всё выглядит так, словно в принципе неважно, будем ли мы продолжать играть свою роль в этой пьесе.
КУ: Эта пьеса?
У: Человечество.
КУ: Так.
У: И… однако, с относительной точки зрения, мне кажется, что мы весьма неравнодушны в отношении этого. Посему следующие сто, следующие двести лет - как вы думаете [что будет]? И… зачем нам заботиться?
КУ: Вуух! Да-а-а, хороший вопрос. Хороший. Ну… м-м-м…
1:01 - 2:00
Причина, почему я немного зависаю, состоит в том, что я как раз заканчиваю книгу под названием «Многие лики терроризма»… которая посвящена истории моих свиданий. [Смех в зале] И… это нарушало мой покой, потому что опрос, проведённый среди моих бывших девушек, поставил меня чуть выше Аль-Каиды по шкале ужасности, и я пытался понять, что это, к чёрту, было, потому что я не взрывал никаких зданий. Хм-м-м. [вздыхает]
«Многие лики терроризма» в некотором смысле посвящены тому, что вы спросили об этом одном или двух столетиях: что разворачивается, и что может произвойти, и что это значит. И мне кажется, что это одна из лучших вещей, которые я сделал. Эта книга оказалась очень сложной книгой, потому что… вы знаете, я не собираюсь… [показывает руками нечто вроде «распухшего» мозга или его «нежелательной трансценденции»] Вы бы не хотели, чтобы писатели начинали говорить о своей деятельности, потому что это не только попросту неиссякаемо, это неиссякаемо самопоглотительно скучно.
2:01 - 3:00
И я бы начал: Ну, в третьей главе, там есть такое-то высказывание…
Это очень хорошая книга, которая действительно касается этого вопроса. Но позволь мне, позволь мне коснуться некоей большей, более общей темы, которую ты поднял, так как это очень важно.
Одно из… одно из простейших пониманий, приходящих с Большим Умом / Большим Сердцем, но также и одно из, по моему мнению, сложнейших для осуществления, это то, что традиции… - Позволь мне дать сухое теоретическое объяснение сначала, и мы посмотрим, как мы соотнесём его с вашим действительным опытом. - …это то, что называется абсолютной и относительной истинами. И это также то, что иногда создаёт абсолютную бодхичитту и относительную бодхичитту… существуют всевозможные различные термины, которые можно использовать для обозначения этого.
3:01 - 4:00
Даже нирвана и самсара по своей сути подобны… Посему в абсолютной истине существует в некотором смысле мир непроявленного, и там попросту нет ничего неправильного. Нужно ли вам беспокоиться о мире с этой точки зрения? - Нет: там нет никакого являющего себя мира - [по крайней мере] не с точки зрения непроявленного мира. Поэтому в данных обстоятельствах вас ничто не цепляет. И это как бы… я вам просто представляю одну из версий абсолютной истины. …И есть целые традиции впитывания в эту точку зрения «ничто меня не беспокоит»… когда ты на самом деле входишь в состояние нирвикальпа-самадхи, и ничто не являет себя, это то же самое, как и в глубоком сне без сновидений ночью: ничто тебя не беспокоит. Потому что ничто не проявляет себя. Но…
Посему, легко войти в это состояние, и дать ответ на твой вопрос…
4:01 - 5:00
Потому что ничто не возникает.
Хорошо, теперь есть и другая сторона улицы: я, тем не менее, здесь, я понимаю: [ну да] Большой Ум - боже, это было понятно… но всё же у меня [есть то, то и то]… И посему как сделать так, чтобы Большой Ум / Большое Сердце продолжали действительно проникать в ту индивидуальность, которой ты являешься? И великие, великие традиции всегда с этим борются за то, как понять это и как сделать так, чтобы по-настоящему закрепить это в жизнях людей. И существует… в дзэнской традиции, в которой всегда имеет место Большой Ум, {используют} для этого рис, что является способом говорить об абсолютном и относительном и том, как они соотносятся друг с другом.
И в ваших собственных настоящих чувствах есть это экстраординарное балансирование между этими - весьма очевидно - противоречащими друг другу течениями. И в моём собственном сознавании они склонны принимать эту форму…
5:01 - 6:00
они принимают сотни форм, потому что они никогда не исчезают, - одна из которых заключается в том, что чем более пробуждённым ты становишься, чем более развитым ты становишься, тем больше ты на самом деле чувствуешь самсару, и более мучительной она становится. И поэтому боль по-настоящему усиливается - чем больше ты понимаешь это. …Позитивные эмоции [с ними также]: счастье становится счастливее и т. д., но я хотел бы сосредоточиться на болевой стороне улицы, - она никуда не уходит. Ты становишься настолько чувствительным, что может чувствовать всё, что возникает, в отношении кого угодно. И в этой комнате прямо сейчас вы можете почувствовать пятьдесят или шестьдесят точек сознавания, и всю боль и страдание, которые присущи любой ограниченной точке зрения, и всё это становится чем-то, вкус чего ты ощущаешь и что ты чувствуешь постоянно. И это на относительной стороне.
И на абсолютной стороне…
6:01 - 7:00
итак, на относительной стороне боль увеличивается. Болит больше, и на абсолютной стороне это тебя меньше беспокоит. И обе истинны.
И собирание воедино этого парадокса есть часть всего пути вашей борьбы с этими вещами. И посему в этом есть величайшая свобода от всего страдания, которое ты ощущаешь намного-намного сильнее. И это действительно… - иногда ты можешь рикошетировать туда-сюда между двумя [сторонами], и я не знаю никого, кто просто это разрешил. И мне не кажется, что мы должны [это сделать]. И мне кажется, что люди просто играют то на одной, то на другой стороне этой улицы. И в нас есть достаточно места, чтобы чувствовать абсолютное совершенство во всём, что являет себя, и при увидеть одного голодающего человека и начать рыдать столь сильно, что это убьёт вас. И если ты не делаешь и того, и другого - ты делаешь что-то неправильное.
7:01 - 8:00
И в этом состоит необычайная вещь относительно этого. И поэтому, конечно же, ты бы хотел работать, чтобы облегчить страдание и чтобы облегчить голод. Но на абсолютной стороне - аналогия будет: как если бы ты спишь ночью, и [в твоём сновидении] голодают тысячи людей. Есть два способа, которыми ты можешь остановить голод: первый - в сновидении - ты можешь попытаться их всех накормить, но второй способ - ты можешь проснуться, и это незамедлительно прекратит их страдание. Однако оба этих способа правильны, они оба истинны.
И поэтому играть оба из них - вот что столь необычайно. И я считаю, что… - Как я уже говорил, я не знаю никого, кто бы решил этот парадокс, - и я считаю, что существует два великих архетипа Пробуждённой Души на этой планете, и я считаю, что оба они очень сильно взывают к нам, и я не хочу сказать, что один из них принадлежит Востоку, другой Западу, потому что их можно найти и там, и там.
8:01 - 9:00
Но первый классически воспринимается как Пробуждённый Будда, пребывающий в мире и нашедший выход из Колеса Страдания. Другой - это фигура Христа, увидевшего пересечение человеческого и божественного и невероятно страдающего от этого понимания. И прозрение истины данного пересечения - это Страсть. Страсти [Господни] на Кресте. Мне кажется очень интересным, что это называется «Страсти». Потому что ты будешь страстно расстраиваться из-за любого страдания, которое являет себя, оно будет тебя разрывать. И путь Бодхисаттвы состоит в том, чтобы участвовать во всём этом страдании, никогда не отворачиваясь. И вновь: болит больше, беспокоит меньше. В этом всём есть величайшее совершенство,
9:01 - 9:45
и обе [стороны] истинны. Однако я считаю, что это очень и очень важно - отдавать должное обеим сторонам улицы.
Итак, что случится в следующие несколько столетий? Читайте книгу. [улыбается] Другими словами, я имею в виду, что это будет очень, - я могу ответить на это через минуту, если хочешь, я просто касаюсь этих других вопросов, - почему тебе следует быть вовлечённым? Потому что ты глубоко-глубоко пообещал в глубине своей души, что ты так поступишь, и ты на самом деле не можешь отвернуться.