Джон Чирбан, «Стадии духовного развития в восточном православном христианстве»

Apr 18, 2011 15:17

В 4-м томе собр. сочинений Уилбера содержится краткое резюме глав из книги «Трансформации сознания» (1-е изд., 1986). Ниже вашему вниманию предложен перевод одного из таких резюме - по православному мистицизму.

Джон Чирбан
«Стадии духовного развития в восточном православном христианстве»

John T. Chirban
«Developmental Stages in Eastern Orthodox Christianity»

Резюме девятой главы «Стадии [духовного] развития в восточном православном христианстве» из книги «Трансформации сознания: Конвенциональные и созерцательные перспективы на развитие» под ред. Кена Уилбера, Джека Энглера и Дэниела Пи Брауна (Wilber K., Engler J., & Brown D. P., «Transformations of consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development», 1986; 1-я ред.). Перевод осуществлён по тексту на стр. 76-79 четвёртого тома английского издания собрания сочинений Кена Уилбера (The Collected Works of Ken Wilber, Vol. 4).
Из введения Кена Уилбера к четвёртому тому собр. соч.:

В [четвёртый том] мы включили подробное исследование стадий духовного развития, выполненное гарвардским богословом Джоном Чирбаном и основанное на описаниях, данных святыми в рамках традиций восточного православного христианства. Чирбан делает следующий вывод: «Несмотря на то, что каждый святой описывал свой собственный опыт (нередко уникальным образом), можно выделить базовые параллели по мере сравнения друг с другом предложенных святыми стадий. Это единообразие подтверждает кафоличность их опыта…», - и кафоличность (или универсальную применимость) самих базовых волн сознания, которые сходным образом отражаются в этих многочисленных кросскультурных источниках.
Глава 9, Джон Чирбан, «Стадии [духовного] развития в восточном православном христианстве».

В предыдущих главах и Уилбер, и Браун представили доводы в пользу кросскультурной или квазиуниверсальной природы глубинных структур стадий созерцания (хотя, по мнению Уилбера, различные созерцательные традиции достигают различных высот развития). В этой же главе Джон Чирбан исследует жизни нескольких величайших святых Восточной православной церкви - церкви, которая в рамках христианской традиции сумела сохранить живую созерцательную традицию. «Несмотря на то, что каждый святой описывал свой собственный опыт (нередко уникальным образом)», - отмечает Чирбан, - «можно выделить базовые параллели по мере сравнения друг с другом предложенных святыми стадий. Это единообразие подтверждает кафоличность их опыта. […]» Чирбан делает вывод, что «можно выделить пять стадий, которые, по сути, в основе своей устойчиво описаны всеми десятью святыми и богословами». Эти стадии включают в себя: (1) Образ, (2) Метанойя (обращение), (3) Апатейя (очищение или трансформация), (4) Свет (озарение) и (5) Теозис (или феозис; единство).

Для сравнения мы можем отметить сходство с моделью Уилбера. Стадия Образа является «естественным состоянием личности», т. е. состояние до начала созерцательного развития (личностный план). Метанойя есть сознательное решение начать созерцательную жизнь; она аналогична «предварительным практикам», описываемым Уилбером, Брауном, Эпштейном и соавт. Апатейя - это стадия «очищения» и начала превосхождения исключительно мирских устремлений, т. е. психическая (psychic) стадия первоначального погружения в созерцание. Свет представляет собой стадию озарения, т. е. тонкий план слышимого озарения и архетипического сияния. Теозис есть стадия единства с Богом, которая, если мы обратим внимание на предлагаемые святыми описания этой стадии как «незнания», «невидимой» стадии, «мрака», «тайны», «величайшего ничто», очевидно, описывает неявленный, или причинный, план. Сходные сопоставления можно сделать и по отношению к модели Брауна, что добавляет данных в пользу «кафоличности созерцательного развития».

[Резюме Чирбана по медитативным стадиям, предложенным великими святыми Восточной православной христианской церкви, см. в таблицах на стр. 77-79.]

См. таблицу в отдельном окне.
(Прим. пер.: Таблица на стр. 79, рассматривающая стадии, предложенные в рамках апофатического подхода - св. Григорием Нисским, св. Василием Кесарийским, св. Макарием Великим, в рамках катафатического подхода - Эвагрием и Оригеном, содержит в основном термины на греческом и поэтому здесь пропущена.

В обозначенной таблице указаны, например, следующие стадии св. Григория Нисского: I - (Тьма греха) - II (Напряжение) - (Божественная уверенность) - (Свет) - (2) Облако (Мрак) - Знание Бога.)

христианский мистицизм, Джон Чирбан, Трансформации сознания (книга), интегральное христианство, православие

Previous post Next post
Up