В рамках интегральных блогов и сообщества
ru_integral_psy выложен перевод большой статьи Кена Уилбера «
Волны, потоки, состояния и самость: Дальнейшее рассмотрение интегральной теории сознания» («Waves, Streams, States and Self: Further Considerations for an Integral Theory of Consciousness», Journal of Consciousness Studies, 2000). Это продолжение написанной в 1997 году статьи «Интегральная теория сознания», и она является, на мой взгляд, краеугольной работой для углублённого и, не побоюсь этого слова, интегрального понимания интегральной психологии. Как всегда, извините за возможные недочёты в переводе, надеюсь, они не испортят впечатления от великолепной статьи.
Если позволите, вот небольшой отрывок оттуда, - одно из наиболее понравившихся мне мест, в котором, по-моему, выразился «запах и привкус» интегрального подхода:Отметьте, что ни состояния сознания, ни структуры сознания напрямую не переживаются людьми. Люди, скорее, переживают напрямую специфические феноменальные состояния. Структуры сознания, с другой стороны, выводятся из наблюдения за поведением множества субъектов. Правила и паттерны, за которыми следуют различные виды когнитивного, лингвистического, морального (и т. д.) поведения, экстрагируются. Данные правила, паттерны или структуры, по-видимому, весьма реальны, но они не воспринимаются напрямую субъектом (точно так же и грамматические правила редко воспринимаются в явной форме говорящими на родном языке, даже если они и следуют им). Именно поэтому структуры сознания практически никогда не замечаются феноменологией, исследующей текущий поток сознания и, тем самым, находящей только феноменальные состояния. Судя по всему, это важное ограничение фактически всех форм феноменологии. Иными словами, феноменология обычно концентрируется на феноменальных состояниях и, тем самым, оказывается неспособной раскрыть существование структур сознания.
Есть там также и справедливая и точно передающая современное положение дел критика трансперсональной психологии (особенно в Приложении В).
Читайте на здоровье, спасибо вам за то, что вы всем этим интересуетесь.