Интегральное воспитание

Sep 25, 2008 16:16



Источник: Integral Parenting (Ken Wilber)В данном отрывке Кен Уилбер обсуждает одно из наиболее значимых и, вероятно, наименее развитых применений интегральной практики: как воспитать семьи более целостным, сбалансированным и просветлённым образом. Каким образом может интегральное понимание человеческого развития помочь будущим поколениям освободиться от той раздробленности, которая сегодня определяет столь многие современные подходы к образованию и воспитанию детей?
Полная стенограмма
Участник: Я заинтересован в профессиональном применении интегральных концепций к теме семьи, развития детей и воспитания. Мне кажется, что существует большое количество информации и способов понимания того, как культивировать этот институт, который называется семья, и детей. Я заинтересован в этом и в том, какая работа была выполнена на настоящий момент и какие у тебя есть идеи по этому вопросу.

Кен Уилбер: Что касается работы, выполненной на настоящий момент, - ты имеешь в виду что-то определённое или просто мои мысли относительно того, что делается в сфере воспитания детей?

Участник: Нет, у меня нет ничего конкретного на уме, я ничего такого не встречал. Мне кажется, что это нечто естественное, что должно происходить.

Кен: Предпринимал ли ты попытки делать что-то такое самостоятельно?

Участник: Да, довольно много.

Кен: Завёл ли ты себе ребёнка?

Участник: У меня есть собственный ребёнок.

Кен: Превосходно. И, надеюсь, собаку?

Участник: [Смеётся]

Кен: Ну, каждый психолог должен завести ребёнка и собаку.

Участник: У моего сына есть собака.

Кен: Замечательно! Стало быть, предположу, что эксперимент состоит в том, насколько хорошим вырос твой сын?

Участник: Да.

Кен: И как успехи?

Участник: Не променяю его ни на кого в жизни.

Кен: Прекрасно!

Участник: На самом деле, он и моя дочь говорят о том, что не должны ли мы делать что-то совместное, чтобы помочь семьям воспитать детей более просветлённым образом. Так что мы, возможно, будем этим заниматься вместе.

Кен: Знаешь, это замечательная тема, которая также в некотором смысле является сложнейшей темой. Ведь всё в это упирается, не так ли? Я имею в виду в общем образование и воспитание, эти две области. Потому что какой бы теории вы ни придерживались в отношении политики или того, как должно быть устроено общество, это всё влияет на то, как будут воспитаны вами дети. Вот это и есть самое необычайное.

Часть проблемы состоит в том, что если некоторые из этих компонентов человеческой природы - в секторах, уровнях, линиях, состояниях и так далее, - если они действительно существуют, и у нас есть все основания считать, что они существуют, то вне зависимости от того, знают ли о них родители, или нет, они есть. Стало быть, есть территория, которая… - Большинство родителей в любом случае справляются с этим очень хорошо, потому что существует очень сильная связь, вы можете интуитивно прочувствовать большинство этих вещей - те реальности, которые вы можете интуитивно ощутить. Необязательно знать «всесекторную, всеуровневую» модель, чтобы вырастить ребёнка. Это очевидно. - Но если эти территории действительно существуют, тогда располагание более точной картой может помочь. В особенности это касается и образования, и воспитания детей.

Я нахожу, что это миниатюрная версия того, что мы встречаем в других местах - в академических кругах, где угодно. Она заключается в том, что убивает тебя именно то, чему ты не учишь. Другими словами, если ты не знаешь, что все эти другие способности и потенциалы присутствуют в ребёнке, то ты не будешь пытаться помочь их воплощению и резонировать с ними. Итак, ребёнок может их проявлять, и вы можете в некотором роде интуитивно почувствовать, что они есть, но если у вас в действительности нет знания о том, что они существуют, тогда вы не сможете работать над ними столь же полно, сколь вы могли бы, если бы у вас было лучшее понимание.

Поэтому для нас в определённом смысле это означает следующее: у инженеров есть такой замечательный термин - «обратный инжиниринг». Иными словами, вы находите желаемый результат и реконструируете вещь, которая будет способна его достигать. Так что в некотором смысле мы стали смотреть на все типы моделей развития, ища исследования, проведённые с привлечением детей, ища исследования, проведённые со взрослыми, проводя кросскультурные исследования в терминах всевозможных видов способностей, которыми обладают мужчины и женщины, разложили всё, что получили, на столе, - и это выглядело, как большая тарелка со спагетти, - и затем мы начали задаваться вопросом: «Какие там есть общие черты? Чего общего там можно увидеть?» И именно тогда появилась «всесекторная, всеуровневая» модель. Так что секторы, уровни, состояния и линии могут звучать научно, но они описывают самые что ни на есть настоящие реальности в вас и ваших детях.

Поэтому весь процесс образования в некотором смысле начинает с этого понимания и того, что мы можем сделать, чтобы наилучшим образом облегчить для маленьких детей реализацию их потенциала. И, на самом деле, по-настоящему до сих пор этим никто так и не занимался. Каждая эпоха пыталась это сделать по-своему, но, опять же, мы никогда ещё не достигали точки, где был бы тип сознания, который… - я буду в качестве примера использовать спиральную динамику и в качестве предисловия скажу, что если вы синий и вы являетесь родителем, или преподавателем, или учителем, или теоретиком, пишущим об образовании и воспитании, и при этом вы синий, или оранжевый, или зелёный, то вы ничего не сможете поделать с тем, что вы будете применять свои ценности к тому, чем должны заниматься ваши дети. Так что если вы учитель и вы синий… все из вас, кто ходил в католическую школу, знают, что это означает. [Смех в зале] Так что если ваши родители оранжевые или ваш учитель оранжевый, тогда они будут проигрывать вам музыку Моцарта, когда вы будете ещё в утробе, чтобы вы без промедления взялись за дело и стали настолько хорошим корпоративно-артистистическим дарованием, насколько возможно, к возрасту трёх лет. [Смех] Если ваши родители зелёные, учитель зелёный, тогда неожиданно оказывается, что все получают по медальке и не надо больше этих мерзких оценок, ранжирования и прочей глупости.

Всему этому сопутствуют благие намерения. И всё это невероятно фрагментировано. И непреднамеренно разрушительно. Попросту потому, что они берут одно прокрустово ложе и пытаются всех в него уместить. Всё это сопровождают очень благие намерения, я знаю мало случаев, где бы это было не так. Но общий результат вы сами знаете: все вы здесь были воспитаны первопорядковыми общественными институтами, и посмотрите на это, вы представляете необходимость во всевозможных типах психотерапии. [Неуверенный смешок в зале] Хорошо, это была шутка, [чуть более уверенный смешок в зале] но все мы знаем, что есть определённые аспекты нашего бытия, с которыми ничто не резонировало - в той степени, в какой могло бы, если бы учителя, преподаватели или даже родители знали, куда смотреть.

Так что ещё одна инновационная вещь, происходящая сегодня, состоит в том, что вы можете иметь интегральный взгляд на то, какими могут быть воспитание и образование детей. Итак, нам нужно быть осторожными, потому что зелёный в определённом смысле на полпути к интегральному. Он из благих побуждений предпринял попытку быть холистичным и всевключающим. На самом деле, большинство холистических образовательных систем, тех, кто называет себя холистическими, - большинство из них зелёные. И это здоровый зелёный. Но, тем не менее, в них нет никакого интегрального элемента. Так что реальный подход к интегральному образованию очень и очень нов. И, конечно же, мы надеемся, что он окажет огромное влияние, так что для всех, кому это интересно, как вам известно, мы собираемся запускать вебсайт и интегральное образование будет его частью, так что следите за новостями.

Мы также экспериментируем в том, что мы хотим получить эквивалент того, что во многих университетах называется непрерывным образованием. Для значительного числа университетов непрерывное образование означает «тот вид образования, с которым мы не хотим иметь ничего общего. Мы его лучше отложим в сторонку и будем игнорировать». Но для нас непрерывное образование является одним из столпов того, как можно брать эту вещь и продолжать расти. Для нас это очень важно. И непрерывное образование будет реально включать такие вещи, как воспитание, отношения, семья, выбор карьеры и так далее. Так что мне кажется, что это очень захватывающее предприятие!

Участник: Спасибо!

Кен: Спасибо вам!

В целом, наша стандартная шутка состоит в том, что если мы не преуспеем во всём остальном, мы, по крайней мере, можем обеспечить, чтобы интегральный подход к воспитанию детей, в отличие от первопорядковых подходов, мог испортить ребёнка во всех секторах, всех уровнях, всех линиях. [Смех в зале] И целая новая ветвь психотерапии ожидает своего рождения, чтобы работать с абсолютными кошмарами, которые мы породим. Поэтому мы надеемся, что мы будем первооткрывателями и в этой области. [Все смеются]

интегральное воспитание, Кен Уилбер, спиральная динамика, интегральное образование

Previous post Next post
Up