Ниже вашему вниманию предлагается интереснейшее краткое изложение видения, предлагаемого в беседе между Кевином Келли и Кеном Уилбером. Сама беседа выложена в открытый доступ в виде аудиозаписи на сайте
IntegralLife.com.
Исследуя техниум: технология, эволюция и Бог
Кевин Келли и Кен Уилбер
Источник:
Exploring the Technium: Technology, Evolution, and God (Kevin Kelly and Ken Wilber) «Старший вольнодумец» журнала «Wired» Кевин Келли беседует с Кеном Уилбером о некоторых идеях, стоящих за блогом Кевина под названием «
The Technium», который исследует различные способы, какими человечество определяет и переопределяет себя посредством интерфейса науки, технологии, культуры и сознания. Кевин также делится некоторыми из собственных мыслей по поводу роли духовности в 21-ом веке, значительно погружаясь в свой опыт духовного пробуждения, пережитый им несколько десятилетий назад.«Человечество находится в процессе самоопределения посредством технологии - мы неотделимы от неё. Но мы также ещё и часть гораздо большей истории, той разновидности крупной эволюционной истории, которая начинается с Большого взрыва. Всё, что мы находим столь интересным и воодушевляющим - жизнь, разум, психика, сознание и технология, - служит примером более крупного класса вещей, которому я бы дал название „экстропных систем“…» - Кевин Келли.
Кевин Келли
Кевин Келли занимает пост старшего вольнодумца в журнале «
Wired». В 1993 году он помог запустить «Wired» и работал его ответственным редактором по январь 1999. В настоящий момент он является редактором и издателем вебсайта «
Cool Tools», который в месяц посещает миллион человек. С 1984 по 1990 Келли был издателем и редактором «
Whole Earth Review» - журнала неортодоксальных технологических новостей. Он был одним из основателей Конференции хакеров (Hackers' Conference), а также участвовал в запуске «
WELL» - инновационного онлайнового сервиса, начавшего свою работу в 1985. Он является автором книги-бестселлера «Новые правила для новой экономики» (New Rules for the New Economy) и классической книги по децентрализованным эмерджентным системам - «Вне контроля» (Out of Control).
Кен Уилбер
Кен Уилбер - самый переводимый академический автор США, написавший 25 книг, которые переведены на 30 языков; он является первым философом-психологом, увидевшим своё собрание сочинений изданным ещё при жизни. Уилбер является международно признанным лидером и выдающимся исследователем интегральной волны человеческого развития, которая в настоящий момент продолжает приобретать силу по всему миру. Его множество книг, все из которых всё ещё в печати, можно приобрести в интернет-магазине
Amazon.com. Список самых популярных его книг включает такие, как «Интегральная духовность», «Никаких границ», «Благодать и стойкость», «Пол, экология, духовность» и серия книг «про всё» - «Краткая история всего» (один из крупнейших его бестселлеров) и «Теория всего» (пожалуй, самое краткое введение в его работы помимо «Интегрального видения»). Кен Уилбер является основателем Интегрального института и сооснователем
Integral Life, Inc.
Резюме беседы
Автор резюме беседы
Кори У. Девос Нам говорят, что вселенная замедляется. Ничто не избежит безжалостной хватки второго закона термодинамики - и с каждым пролетающим мгновением наш мир, наша солнечная система, даже вся наша галактика медленно но верно приближается к своей неизбежной тепловой смерти. Но это не вся история, ибо одновременно с тем, что вселенная замедляется, она ещё и ускоряется, порождая новые формы из старых, добавляя новые слои комплексности туда, где ранее был только пустой вакуум. Именно это Альфред Норт Уайтхед назвал «творческим движением в направлении новизны», когда он описывал отчётливую «склонность» вселенной ко всё большей сложности, значимости и целостности. От атомов к молекулам, одноклеточным и многоклеточным организмам, рептильному мозгу, мозгу млекопитающих и человеческой новой коре - вселенная изобилует неисчерпаемой созидательностью, проникая всё глубже и шире в собственный безграничный потенциал. Энтропия и эволюция - эти две «стрелы времени» - оказывают влияние на всё, что есть, было и будет: одна из них тянет нас вверх к вечному свету, тогда как другая тянет нас вниз в безграничную тьму.
Но эволюционирует не только физическая материя! Вместе с возрастающей комплексностью материального мира эволюция порождает новизну, по меньшей мере, в трёх других измерениях, что особенно проявляет себя в эволюции человека:
- Мы наблюдаем эволюцию систем, как, например, переход от фуражно-собирательского технико-экономического способа производства к садоводческому, аграрному, индустриальному и теперь к информационному.
- Мы наблюдаем эволюцию культурных мировоззрений, как, например, иллюстрировано в модели развития, предложенной Жаном Гебсером, при которой культуры развиваются от архаически-инстинктивного мировоззрения к магическо-анимистическому, мифико-традиционному, рационально-научному, плюралистически-постмодернистскому и затем интегральному, и каждое предлагает кардинально отличающийся от других способ интерпретации мира и нашей в нём роли.
- И, возможно, наиболее глубинным является то, что мы наблюдаем эволюцию сознания, при которой познавательные способности, по Пиаже, развиваются от дооперационального к конкретно-операциональному и затем формально-операциональному интеллекту, далее переходя к тому, что Уилбер называет стадией «визуальной логики»; вместе с этим ценности развиваются от досовременных к современным и постсовременным (или от дорациональных к рациональным и надрациональным) стадиям и выше.
Если свести это всё воедино, мы обнаружим богатую мозаику эволюционного возникновения, по меньшей мере, в четырёх важных измерениях: субъективное и объективное развитие в индивидах и коллективах. Это порождает знаменитую «четырёхсекторную» карту Уилбера, содержащую несколько базовых компонентов, составляющих интегральную модель. Интегральный подход позволяет обнаружить некоторые из наиболее глубоких узоров-паттернов, объединяющих всё человеческое знание, показывая, какие существуют взаимоотношения между физической эволюцией, эволюцией систем, эволюцией культур и эволюцией сознания.
Тогда как ряд людей считает, что сознание, культура и технология являются всего лишь побочными продуктами биофизической эволюции, интегральный подход объясняет множество заблуждений, сокрытых в подобных редукционистских воззрениях. Четыре сектора отображают четыре различных измерения вселенной, все из которых сильно коррелруют друг с другом, но при этом несводимы друг до друга. Сознание нельзя просто свести к химическому бульону, плещущемуся меж ваших ушей - несмотря на то, что в это верят научные материалисты. Всю истину нельзя свести к культурному контексту - несмотря на заявления постмодернистов. И всё наше поведение не может быть сведено к технико-экономическим способам производства, как считали марксисты. Есть просто многое на свете, что и не снилось этим мудрецам в их частичных философиях, - и интегральный подход, по сути, пытается собрать всё со всего света и выложить все карты на стол без того, чтобы путать луг с облаком, гору со звездою, а океан с галактикой.
Во многом, именно это олицетворяется в «Техниуме» Кевина Келли. Как он пишет в своём блоге, «техниум» - это термин, который он «скрепя сердце ввёл, чтобы обозначить большую сферу технологии - ту, которая выходит за пределы железа и включает культуру, право, общественные институты и интеллектуальные творения всех типов. Вкратце, техниум - это всё, что рождено человеческим умом. Это включает материальную технологию, но также и многие другие творения человека. Я воспринимаю этот расширенный облик технологии как целую систему со своей собственной динамикой». Техниум существует в виде интерфейса между наукой, технологией, культурой и сознанием, который исследует различные способы, какими человечество определяло и переопределяло себя в течение тысячелетий. В рамках техниума технология рассматривается не просто как безжизненные артефакты, созданные определённым видом, но как живая матрица инновации - слияние сознание с неодушевлённой материей, которая в свою очередь ограняет наше личное и культурное переживание этого мира.
Ближе к концу беседы Кевин делится одним из своих самых мощных переживаний. В возрасте 27 лет он заснул на том месте, где предположительно был распят Иисус, и по пробуждении он пережил мощный духовный опыт. Многим людям известен тот факт, что Кевин продолжает оставаться набожным христианином, что может опровергнуть ожидания некоторых, считавших, что он радикально рационален - или даже надрационален - в своём предприятии по развитию авангарда цифровой культуры. В представлении многих современных мыслителей духовность есть нечто большее, чем причудливый рудимент античности, и как только мы совершаем прееход от мифико-традиционалистской стадии к рационально-научной стадии, во вселенной более не оказывается места для Бога.
Именно это больше, чем что-либо иное, служило манифестом движения «Новых атеистов» Ричарда Докинза, Кристофера Хиченса и (в меньшей степени) Сэма Харриса. Однако очень важно отметить, что современный мир должен отделяться не от духовности как таковой, а от магических и мифических интерпретаций духовности, трансцендируемых рациональным и постмодернистским сознанием. Современному расколу между современностью и духовностью нет необходимости существовать - если мы оставляем себе достаточно места, чтобы переосмыслить, что мы подразумеваем под словом «духовность».
Хотя они благородно пытаются увести человечество от монолитической тирании фундаментализма, многие современные и постсовременные мыслители по неосторожности выплеснули ребёнка вместе с водой. Когда Ницше совершенно точно заявил: «Бог умер!» - он не имел в виду самого Бога или саму Богиню, он говорил о мифической концепции Бога, включая весь её догматизм, абсолютизм и этноцентризм. В то время, как мифический Бог переживал процесс умирания, на свет только появлялся рациональный Бог. Может быть, как некоторые утверждают, он и был мертворожденным, но, тем не менее, он был рождён - и на пятки ему наступают и плюралистический Бог, и интегральный Бог.
Это одно из самых необычайных открытий последних лет: в то время, как вселенная (и наше её восприятие) постоянно развивается, то же самое происходит и с нашей духовностью. И грустной действительностью является то, что духовность остаётся сегодня столь запутанной и противоречивой проблемой. Каким образом религия принесла больше освобождения большему количеству людей, чем любое другое человеческое предприятие, вместе с тем причинив больше боли и страданий, чем что-либо ещё в истории человечества? Как уже говорилось, и индивидуумы, и культуры развиваются через последовательность возрастающих волн субъективной и межсубъективной комплексности - от архаической к магической, мифической, рациональной, плюралистической и интегральной стадиям сознания и культуры, причём наверху есть бесконечно много места для развития будущих стадий. Именно такую глубинную роль может потенциально сыграть религия в двадцать первом веке: некоторого рода «конвейер» сознания, спроектированный для того, чтобы ускорять рост через все стадии сознания.
И это абсолютно важный момент: вы можете почувствовать Бога на любой стадии своего психологического развития, поскольку эти переживания всегда доступны в качестве непреходящих состояний сознания. Однако ваша интерпретация опыта будет во многом предопределена тем, какой стадии сознания вы достигли. Например, мифически-традиционный человек может истолковать духовный опыт как откровение от персонифицированного Бога, предназначенное исключительного для «богоизбранного народа», рационально-научный человек может интерпретировать сами рассудок и математику в качестве языка деистического Бога («великого часовщика небесного»), тогда как плюралистически-постмодернистский человек может истолковать свой опыт как эманацию Геи, ощущаемую в виде кардинальной взаимосвязанности с «великой паутиной жизни». Это проиллюстрировано на рисунке справа, известном как матрица Уилбера - Комбса. Она отображает четыре разных типа общепризнанных духовных состояний в сопоставлении с эволюционными стадиями сознания, что обеспечивает, по меньшей мере, 28 различных видов духовного опыта. Неудивительно, что мы так запутались!
Более того, подобно тому, как мы можем рассматривать эволюцию сквозь призму трёх основных перспектив (перспективы от 3-го лица, включающая физическую и технико-экономическую эволюцию, перспективы от 2-го лица, включающей культурную эволюцию, и перспективы от 1-го лица, включающей эволюцию сознания), точно так же мы можем рассматривать и свои взаимоотношения с божественным с точки зрения тех же самых трёх перспектив, иногда называемых «тремя ликами Бога»:
- Мы можем говорить о Боге из перспективы от 3-го лица, включая богословские и метафизические описания или просто признание вселенной в качестве живого тела Бога. Она нередко переживается как глубокое благоговение перед всем миром вокруг нас.
- Мы можем говорить с Богом из перспективы от 2-го лица - как подлинное взаимоотношение между мной и тобой: между нами самими и божественностью, - в котором мы можем интимно беседовать с Богом, как абсолютным «Ты», - или, как мог бы предложить Мартин Бубер, как живое тире между Я и всеми Ты, которые вы когда-либо знали. Она нередко переживается как безграничная и восторженная любовь ко всему миру вокруг нас.
- Мы можем говорить, будучи Богом, из перспективы от 1-го лица - прямое переживание Духа в форме мистической трансценденции, личного откровения или сияющего внутреннего пространства. Данный опыт, как правило, испытывается в виде переживания Я за пределами «я», или не требующего усилий состояния «Я ЕСМЬ», которое стоит за всеми нашими мыслями, воспоминаниями и переживаниями. Он нередко переживается как трансцендентное и пустотное блаженство, когда мы понимаем, что мы и есть весь мир вокруг нас.
Рассмотрение духовного опыта таким образом во многом помогает нам понять текущее состояние происходящего сегодня межконфессионального диалога, поскольку мы можем видеть, что каждая духовная традиция неизменно содержит все три эти перспективы, хотя определённые традиции могут специализироваться на одной больше, чем на других. К примеру, западные теистические традиции, как правило, акцентируют внимание на «Боге во 2-ом лице» и нередко недоверчиво относятся к опыту божественного от 1-го лица, тогда как такие восточные традиции, как буддизм, как правило, акцентируют внимание на постижении от 1-го лица как окончательном средстве освобождения, иногда принижая значимость союза с Духом во 2-ом лице.
Благодаря информационной эпохе люди теперь имеют беспрецедентный доступ ко всем знаниям, мудрости и культурам мира. Никогда доселе мир не был столь тесен - и всё же, учитывая совершенно массивный объём данных, доступный нам на кончиках пальцев, мир также не был и столь безграничен. Мы утопаем в единицах и нулях - цифровых отражениях наших внешних и внутренних миров, заполняющих органы чувств быстрее, чем мы способны переварить. Осмыслить этот информационный потоп может только лишь подлинно интегральный подход - подход, признающий и связывающий известные методологии феноменологии, структурализма, эмпиризма, герменевтики, теории систем и т. д. без того, чтобы когда-либо совершать ошибку и спутывать теорриторию одной методологии с юрисдикцией другой. В этом смысле и Кевин Келли, и Кен Уилбер являются настоящими первопроходцами 21-го века, разделяющими неукротимое стремление синтезировать и интегрировать по-настоящему ужасающие массивы знаний. Их работа олицетворяет собой новый способ восприятия мира, отношения к миру и бытия миром. Они стремятся находить самые настоящие паттерны нашей вселенной - паттерны, соединяющие всё со всем остальным, и делая это, они помогают расчистить путь для будущей эволюции в этом одиноком уголке вселенной.
Мы надеемся, что вам понравится этот захватывающий диалог - и следите за вебсайтом «
Интегральная жизнь», чтобы не пропустить продолжение этой беседы, которое будет опубликовано в ближайшие месяцы.
Ссылка:
Бесплатно прослушать полную запись диалога между Кевином Келли и Кеном Уилбером на английском языке.