Сейчас придут умные люди и ответят лучше меня. Но, саму посуду продавать на Песах не нужно!! Мы продаем только хамцовый вкус, впитавшийся в стенки посуды (чтобы потом эту посуду можно было использовать после Песаха). Но поскольку ни один человек не будет покупать у вас только вкус, вы должны еще присоединить какой-то настоящий хамец к продаже. (пишу со слов рава ФУкса, на уроке которого я была три дня назад).
спасибо я слышала и о таком обычае по-моему, это в хабаде продают не саму посуду, а впитавшийся в стенки хамец скажите, Вы в хабаде (если не секрет, конечно). И кто это пасак? - Алтер Ребе?
но вроде по другим обычаям продают именно посуду
меня интересует не галаха - обычаи разные, а именно источник - кто и когда
Мы не в хабаде, мы литовцы мейнстрим. Я потом найду в книге рава Фукса. Но это не обычай, а алаха. Поскольку нельзя после Песаха пользоваться хамцом, который в Песах принадлежал еврею - его весь надо или уничтожить или отдать или продать. Поскольку мы не кошеруем в наше время всю хамцовую посуду, поэтому вкус хамцовый после Песаха запрещен, и встает проблема - как этой посудой пользоваться после праздника.
поэтому вкус хамцовый после Песаха запрещен Запрещен после Песаха только тот хамец, хранением которого был нарушен запрет "ло ераэ", однако этот запрет есть только на хамец пригодный к еде и "видимый", т.е. на вкус хамеца он не распространяется. Например в нусахе продажи хамеца приведенного в Шульхан Арух аРав, упомянута только продажа посуды, на которой есть хамец беаин: http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=25074&st=&pgnum=466
мой рав говорит, что продавать посуду не надо я тут не спорю с людьми, которые продают, а просто спросила кто пасак - о продаже посуды или продаже хамеца в стенках посуды или о продаже вкуса.
муж на этот вопрос возмущается : "а! пусть те кто продают посуду скажут откуда это пошло - спроси у них!" вот я и спросила :)
вот сейчас поискал в гугле и наткнулся на hebrewbooks на письмо Стайплера (р.Яков Исраэль Каневский) где он пишет, что хотя так как по алахе не надо продавать "хамец балуа", а это все лишь "сильсуль" (что бы ничего хамцового у нас не осталась), то достаточно продавать только вкус (хотя и возможность продать только вкус под вопросом). Дальше я не читал, если хотите почитать сами, вот: http://www.hebrewbooks.org/pagefeed/hebrewbooks_org_48971_8.pdf
если продажа должна быть легальной и полной, как можно продать вкус? мне здается, что продажа вкуса как раз и придает этой всей процедуре вид не настоящей у обоих сторон. к тому, же, разве хамец не должен быть больше ке-зайт и съедобным хотя бы для собаки?
насколько я уловил смысл письма, Стайплер хочет сказать, что "хамец балуа" это не совсем "давар ше-эйн бо мамаш". а какой-то мамашут все таки есть и это можно продавать, т.е. если гой захочет взять этот вкус хамеца, он может сварить что-нибудь в хамецной кастрюле, и хамецный "навар" это и будет то что он купил (а еще я с них имею навар (с)). И даже если это не так, так не сильно страшно - вся остальная продажа остается очень даже серьезной, даже если продажа вкуса оказалась недействительной, и вообще, так в народе поступают, а значит все в порядке.
к тому, же, разве хамец не должен быть больше ке-зайт так по алахе продавать "вкус хамеца" и не надо - это такая народная хумра.
### И даже если это не так, так не сильно страшно - вся остальная продажа остается очень даже серьезной, даже если продажа вкуса оказалась недействительной
получается, чтобы легально выполнять эту хумру человек просто обязан продавать "хамец мамаш" даже если ему и не надо - вот специально купи перед Песахом пачку макарон, чтобы ее продать? т.е. чтобы выполнить эту хумру надо обязательно воспользоваться кулой по продаже хамеца, даже если и не надо? :(
кроме не совсем понятной продажи "вкуса хамеца" (некоторые кстати продают саму посуду), вы ведь наверняка продаете и другие вещи, которые может и не хамец гамур (например тааровет хамец, который мидерабанан запрещено хранить в Песах), но вещи эти вполне реальные, и с их продажей нет никаких вопросов.
Но, саму посуду продавать на Песах не нужно!! Мы продаем только хамцовый вкус, впитавшийся в стенки посуды (чтобы потом эту посуду можно было использовать после Песаха). Но поскольку ни один человек не будет покупать у вас только вкус, вы должны еще присоединить какой-то настоящий хамец к продаже. (пишу со слов рава ФУкса, на уроке которого я была три дня назад).
Reply
я слышала и о таком обычае
по-моему, это в хабаде продают не саму посуду, а впитавшийся в стенки хамец
скажите, Вы в хабаде (если не секрет, конечно).
И кто это пасак? - Алтер Ребе?
но вроде по другим обычаям продают именно посуду
меня интересует не галаха - обычаи разные, а именно источник - кто и когда
Reply
Но это не обычай, а алаха. Поскольку нельзя после Песаха пользоваться хамцом, который в Песах принадлежал еврею - его весь надо или уничтожить или отдать или продать. Поскольку мы не кошеруем в наше время всю хамцовую посуду, поэтому вкус хамцовый после Песаха запрещен, и встает проблема - как этой посудой пользоваться после праздника.
Reply
Reply
Запрещен после Песаха только тот хамец, хранением которого был нарушен запрет "ло ераэ", однако этот запрет есть только на хамец пригодный к еде и "видимый", т.е. на вкус хамеца он не распространяется.
Например в нусахе продажи хамеца приведенного в Шульхан Арух аРав, упомянута только продажа посуды, на которой есть хамец беаин: http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=25074&st=&pgnum=466
Reply
Reply
я тут не спорю с людьми, которые продают,
а просто спросила кто пасак - о продаже посуды или продаже хамеца в стенках посуды или о продаже вкуса.
муж на этот вопрос возмущается : "а! пусть те кто продают посуду скажут откуда это пошло - спроси у них!"
вот я и спросила :)
Reply
Дальше я не читал, если хотите почитать сами, вот: http://www.hebrewbooks.org/pagefeed/hebrewbooks_org_48971_8.pdf
Reply
к тому, же, разве хамец не должен быть больше ке-зайт и съедобным хотя бы для собаки?
Reply
к тому, же, разве хамец не должен быть больше ке-зайт
так по алахе продавать "вкус хамеца" и не надо - это такая народная хумра.
Reply
Reply
а не будет ли проблематично, если гой сварит че-нить в кошерной каструлке?
Reply
тогда сначала кашеровать кастрюлю (если можно), а потом окунать :(
Reply
я открыла посланный Вами линк - слова вроде знакомые, а не понимаю ничего, а Вы объяснили так, что даже женщина поняла :)
кстати, про "навар с кастрюли" я вспомнила знаменитую русскую сказку Суп из топора
может она сложилась под влиянием псака? или наоборот :)
Reply
получается, чтобы легально выполнять эту хумру человек просто обязан продавать "хамец мамаш" даже если ему и не надо - вот специально купи перед Песахом пачку макарон, чтобы ее продать?
т.е. чтобы выполнить эту хумру надо обязательно воспользоваться кулой по продаже хамеца, даже если и не надо? :(
Reply
Reply
Leave a comment