Кастанеда - Мирабасси. Музыкальный каннибализм.

May 17, 2018 08:36



Дамы и господа!
Когда глядишь на музыкантов из кресел первого ряда, они возвышаются над тобой с инструментами своими и музыкой, уносящей ввысь. Особенно если речь идёт о музыкантах гениальных. Вот они там, парят в эмпиреях, где-то между небом и сценой.
Но при ближайшем рассмотрении они оказываются обычными людьми, весёлыми или грустными, нахальными или застенчивыми, высокими или маленькими.
Созвучными своей музыке.



И приключения  на их долю выпадают вполне человеческие.
2018. Эйлатский зимний джазовый.
Колумбийский арфист Эдмар Кастанеда и итальянский кларнетист Габриэль Мирабасси.






В первого мы влюбились 10 лет назад в 2008-ом на летнем фестивале. Худенький хрупкий юноша в клетчатой кепочке и его арфа. Именно так. Неразделимо. Единственное приходящее на ум патетическое слово для описания этого симбиоза - любовь.
Впрочем, без сексуальных коннотаций здесь не обойтись.






И Габриэль Мирабасси... Славный обитатель итальянского "джазового Олимпа".
Дуэт, диалог, битва, лёгкий и неотразимый музыкальный пинг-понг, где звуки сверкающими звёздочками перелетают из одной джазовой вселенной в другую. И уносят нас с собой.






Колумбийца в мятой гавайке задержали в аэропорту Бен Гуриона, приняв за гастробайтера, приехавшего в Страну незаконно подработать. Заперли в небольшом "отстойнике" для отправки восвояси, но музыкант достал свою маленькую арфу и заиграл. Всё сразу стало ясно строгим пограничникам, и "таможня дала добро".

Его признание в любви к Израилю не просто приятные слова. Надо видеть сияние глаз Эдмара. Единственная "серьёзная" проблема - летом 2008-го в Эйлате было слишком жарко. Даже жарче, чем в Колумбии. Но зимний Эйлат - Рай. И глаза сияют ещё ярче, если это вообще возможно.






- Я буду молиться за вас музыкой.
Никогда не видел такой страстной, самозабвенной и чудотворной молитвы.
Его "Иисус из Назарета" ввёл в экстаз не только самого музыканта, но и всех нас, верующих и неверующих.



"Мальчишке" Эдмару Кастанеде 39 лет. Успел выпустить три альбома в качестве лидера, сочинить симфоническую музыку и сыграть на многих сценах мира с такими музыкантами, как Джон Скофилд, Гонсало Рубалькаба, Маркус Миллер, Хироми, Джон Патитуччи, Стинг, Рикки Ли Джонс и Пако де Лусия.






С кларнетистом Габриэлем Мирабасси они играют 10 лет. Расстаются, встречаются, экспериментируют... и всякий раз, как впервые.






Закончилось представление, и я заглянул на следующее. Знаменитый израильский рок-гитарист Берри Сахароф в составе джазового трио. Судя по огромному числу поклонников и переполненному залу, отнюдь не плох. Но не мой. Особенно после ТАКОГО концерта!




Послушал немного и собрался уходить. В гостиничном номере ждала Маринка с друзьями. Было что, и было с кем.
Вдруг на концерт заходят двое любимых. Им ведь тоже интересно. Кастанеда остался, а Мирабасси через минуту вышел. И я за ним, рассыпаясь в комплиментах и благодарностях.




Расстались, и он пошёл по длинному переходу к своей гостинице. Я уже почти постучался в двери нашего номера, но вспомнил его грустную одинокую походку. Коньяк ли, головокружительное вдохновение от предыдущего концерта, просто безудержная фестивальная наглость?
Назад побежал! И успел. В конце перехода они были уже вдвоём, и согласились зайти в гости. Только Кастанеда испуганно попросил разрешения отнести арфу к себе. Боялся, что заставим играть, как недавно в аэропорту.




Нужно было видеть глаза Маринки и всех-всех-всех, когда я ввалился с двумя гениями.
Кастанеда пил красное вино, Мирабасси - томатный сок. Трепались о чём-то, понимая и не понимая друг друга. Эдмар рассказывал о своей арфе, уникальной и единственной в мире, сделанной во Франции по его эскизам. Вот и надпись на ней - Edmar Castaneda.




Габриэль рассказал о брате пианисте Джованни Мирабасси, пока ещё до Израиля не добравшемся, и о любимом итальянском джазе.
Друг-художник Аркадий Цыкун времени даром не терял и подарил гостям свои рисунки.




На следующий день второй концерт. Всё, как впервые. Надеюсь, никому из моих читателей не нужно пояснять, что у настоящих джазменов повторений не бывает, даже если вещи называются одинаково.
Кастанеда заболел. "Музыкальные боги" тоже могут вирус подхватить.




Вопрос из зала:
- Если вы ТАКОЕ вытворяете на арфе больным, то что делаете, когда здоровы?
Моментальный ответ:
- Играю джаз!
И обезоруживающая улыбка.

Опять "Иисус из Назарета", но по-другому. Сегодняшнее настроение, новые зрители. Музыка - способ Эдмара говорить с богом, просить за нас. Среди бормотания Кастанеды я явственно слышал слово Jesus.




50-летний Мирабаси помимо джаза любит классическую и латиноамериканскую музыку, театр, искусство танца, поэзию. Итальянский интеллектуал успел сыграть с такими звёздами, как Энрико Рава, Джон Кейдж, Раби Абу-Халиль, Ришар Гальяно, Энрико Пьеранунци, Роберто Гатто, Марио Брунелло.
Самозабвенно танцуя с кларнетом, он извлекает звуки, от которых забываешь всё на свете и сам пускаешься в пляс.





"Besame mucho" на втором концерте сыграл-станцевал  так, что мы "умерли".




Второй музыкальный "тет-а-тет" между колумбийцем, играющим на арфе царя Давида, и итальянцем с клейзмерским кларнетом пролетел быстро и счастлво. Грусть приходит потом, когда вспоминаешь и хочешь ещё и ещё.

Мирабасси вышел из зала, закурил короткую толстую сигару и философски наблюдал за Кастанедой, упаковывающим арфу в такси. Через полчаса самолёт в Нью-Йорк, а Джованни своего рейса ждать часа два.
Заметил меня и показал большой палец.




- Я всё время видел твою улыбку в первом ряду, и второй концерт играл для тебя. Мы должны заключить контракт. Ты всегда должен слушать нашу музыку и улыбаться из первого ряда. Без тебя мы выступать отказываемся.




Шутки шутками, комплименты комплиментами, а я точно знаю, что сидя в первом ряду перед музыкантами, участвую в концерте. Такое уж искусство - джаз.




Я: Маринка хотела купить диск с записью Besame mucho, но не нашла.
Джованни: Я никогда не записывал эту музыку. Играю на концертах в особом настроении. В первый день не захотелось, а сегодня сыграл для вас.

О проблемах джаза.
- На концертах всё больше седых голов. Почему в залах нет детей, молодёжи?
Я рассказал о глупости фестивального руководства, уже второй год как убравшей скидки и специальные билеты для студентов, хотя никому это не мешало. Ведь вход для них был только на основе наличия свободных мест. Сколько друзей нашей дочки перестали после этого ездить на фестивали.




Я: А что с итальянской молодёжью?
Джованни: К сожалению, она далека от джаза.

Попрощались. Но я не утерпел.
- Джованни, хотите, я принесу вам стакан того самого полюбившегося томатного сока? Сюда, сейчас.
Мирабасси от смеха поперхнулся сигарным дымом.
- Нет, дорогой, спасибо. Но клянусь, в следующую встречу будем пить с тобой коньяк.
Вы такая публика, для которой хочется играть и играть. Поверь, удовольствие взаимно.
Мы "питаемся" вами, а вы нами.




Пламенный привет от джазовых каннибалов, дамы и господа!
Previous post Next post
Up