Из Японии с … матрешкой.
Икра, киоск, норма, перестройка, чебурашка, матрешка…
Целый ряд слов попали в японский язык из русского. За этим кроются иногда романтические, иногда детективные, а иногда даже просто фантастические истории.
Click to view
Кадзуми Судзуки (Директор магазина матрешек «Рынокку»)
Говорят, что 100 лет назад по Японии путешествовал монах из России и увидел в горах Хаконэ деревянную куклу Ирэконингё, одного из семи богов богатства и процветания Ситифукудзин. Он увез её с собой, так появилась на свет матрешка
Сегодня, не многие японцы знают, что «предки» матрешки родом из Японии. Даже если матрешка расписана как кошка «Манэки-нэко», или сумоист. На её голове нет платочка, но все равно любой из японцев сразу скажет, что это матрешка.
Марико Тагути (учитель росписи матрешек)
Сначала я тоже не знала, что матрешки родом из Японии. Раньше я занималась живописью по дереву. После встречи с матрешкой вся моя жизнь посвящена матрешкам.
Но у японских матрешек есть свои особенности: например, глаза расположены на большом расстоянии, чем у матрешек из России. К тому же, преобладают краски пастельных тонов.
Различия между странами и народами первым делом бросаются в глаза, некоторые вызывают восхищение, некоторые недоумение или даже осуждение. Но людей, и это очень важно, сближает общее и похожее. Оно может скрываться в самых неожиданных местах. И матрешка лишь только один из таких примеров. Нужен и важен настрой увидеть такое общее!
Японцы были бы не японцы, если бы не продолжили усовершенствование и не синтезировали матрешку с еще одним русским изобретением 20 века - терминвоксом.
Масами Такэути (создатель Матрёмина)
Еще в юности я был очарован неповторимым звучанием инструмента терминвокс и решил сделать его делом своей жизни. В 93 году мне повезло и я смог поехать в Россию. Тогда я понял, что просто обязан открыть для японцев мир терминвокса, особенную культуру и философию русской музыки.
Создатель нового инструмента решил, что нужно сделать что-то особенное! Буквально на грани поп-культуры. В какой-то момент его осенило - поместить внутрь матрешки термин! И представьте, люди заметили новинку. К тому же, полая внутри деревянная матрешка обогатила звучание терминвокса, придало ему неповторимое тепло и глубину.
Масами Такэути (создатель Матрёмина)
Мы решили назвать новый инструмент Матрёшка + Термин: «Матрёмин». На нем значительно проще играть, чем на большом Терминвоксе. Кроме того, на матрёминах можно исполнять и ансамблевую, оркестровую музыку.
Все матрешки для матреминов делаются в городе Семёнов в России, а электрическая часть в Японии. Теперь матрёмин постепенно распространяется по миру.
Матрешка оказалась примером реэкспорта, удачного сотрудничества России и Японии - она вернулась на историческую родину и даже затмила свой японский прототип.
На первый взгляд и нам, и японцам трудно найти общее в ирэконингё и матрешке, но у них обеих есть общее не только в далекой истории, но продолжение сегодня, и можно надеяться - развитие завтра.