Япония. Храм Ясукуни и Музей Юсюкан. Часть первая.

Feb 26, 2013 00:03

Оригинал взят у sveta_amur в Япония. Храм Ясукуни и Музей Юсюкан. Часть первая.
Леса полоса
На склоне горы, словно
Пояс для меча.
Мицуо Басе, (1644-1694).

Новое путешествие. Новые посты. Теперь Япония.

Храм Ясукуни ( умиротворение нации, храм мира в стране) - это синтоистское святилище, мирным он мне не показался, дальше расскажу почему. В дни новогодних праздников он многолюден, хотя здесь в отличие от большинства храмов поклоняются не ками (духи, причем как в образе животных, людей, камней и пр.), а душам воинов, погибших за Японию и Императора. Верховное божество храма - Император Японии.



Храм вместе с парком и музеем занимает достаточно большую территорию.




Согласно синтоистской традиции, японские граждане, погибшие в каких-либо войнах, в которых участвовала Япония, являются предметом поклонения, в этом храме 2 466 000 военных почитаются как святые. И поскольку в это число входят и 2 133 885 погибших во время Второй мировой и 191 243 в японо-китайской войне, и все 14 преступников класса А по решению военного трибунала, то посещение храма первыми лицами государства не раз было причиной международных скандалов.

В новогодние праздники перед храмом растилают белую ткань, на которую бросают деньги, несколько раз хлопают в ладоши и кланяются. Звон монет слышен издалека.



С 1946 г. храм, под нажимом американцев, заставивших отделить религию от государства, стал финансироваться частными учреждениями, за счёт которых он и существует в наше время.
В отличие от традиционных синтоистских храмов, в котором каждый ками имеет своё собственное «жилище», в храме Ясукуни для всех ками предназначен один единственный алтарь в главном здании. Интересный факт, что в общий список занесены не только имена погибших японцев, есть также корейцы, тайваньцы. Было несколько обращений родственников из Южной Кореи, с просьбой вычеркнуть своих родных из списка ками этого храма, на том основании, что чествовать кого-то против их верований является нарушением их Конституции. На что священнослужители Ясукуни ответили, что поскольку все внесённые в список ками становятся как бы единым целым, то выделить из их числа кого-то одного нельзя.



Во всех синтоиских храмах можно купить деревянную табличку (как правило она с символом года или с рисунком-просьбой), на ней пишут молитвы, просьбы и имена за кого просят. Такую табличку вешают на специальный стенд.


Поскольку этот храм почитает погибших за Японию и Императора, то и дощечки можно увидеть вот такие, правда на стенде разных художников, как я поняла.


Во время нашего визита в одном из зданий на территории храмового комплекса проводилась частная церемония. На отдельно стоящей сцене шло выступление по искусству владения мечом.



По случаю праздника в палатках наливают горячий сладкий саке (амадзакэ). Он практически без градусов, но очень тягучий, мутный, такой мучной клейстир.



Большим шиком считается одеться в традиционные кимоно. Мало того что они дорогие, надеть их одному практически не возможно, поэтому в кимоно мы встречали только парочек или две подруги, или мама с дочкой, или семейная пара.


Храмовый комплекс знаменит и своими бронзовыми статуями. Бронзовая статуя пилота-камикадзе расположена слева от входа в музей истории Юсюкан. У памятника вместо цветов бутылки с водой и стопочки саке.



Статуи собаки, лошади и голубя, выполненные в натуральную величину, установили на территории храма в разное время: фигуру лошади - в 1958 г., ее посвятили памяти лошадей, служивших в рядах Императорской армии.



Фигурка голубя появилась в 1982 г., птица сидит на земном шаре, а статую собаки установили в 1992 г. в честь этих соратников японских бойцов.


У собаки и лошади только бутылочки с водой, статуе камикадзе повезло больше, ему еще саке ставят.


Статую военной вдовы, посвящённую матерям, в одиночестве воспитавшим детей из-за того, что их отцов убили на войне. Статую поставили в 1974 г. на средства детей, которые были воспитаны такими матерями.



Памятник Радхабиноду Палу появился в Ясукуни недавно в 2005 г., он посвящён индийскому судье Международного военного трибунала для Дальнего Востока, который высказал особое мнение, о том, что процесс нелегитимен и является судилищем победителей над побеждёнными. Он считал что обвиняемых в военных преступлениях следует полностью оправдать. Странно что памятник поставили совсем недавно, для японцев это всегда имело большое значение.



Храм в большей степени интересен своим военно-историческим музеем. Музей очень убедительно для японцев и мало убедительно для других, рассказывает свое видение военной истории. Создавалось такое ощущение, что все страны только и думали как напасть на маленькую Японию. Кстати только 30% всех текстов на схемах, фотографиях и т.д продублированы на английский.


Музей Юсюкан - частный. Он создавался, финансируется и существует при активном участии различных ветеранских организаций и членов семей погибших. Они отдавали в музей личные вещи, письма, фотографии. Многие экспонаты реставрировались энтузиастами-добровольцами или были выполнены (модели) разными военно-историческими клубами.



На входе стоит известный самолет Mitsubishi A6M Zero — японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны.



Для меня было открытием, что камикадзе могли быть не только в воздухе, но например в торпеде-подводной лодке на одного человека.



Человек-торпеда смотрел в перескоп на свою мишень.


Или вот такой камикадзе должен топить корабли американского десанта.



Еще один пример оружия для камикадзе. Это уже для тех, кого не успевали научить летать. Такую штуку (Японский реактивный самолет-снаряд Yokosuka MXY 7 Ohka) подвешивали под брюхо бомбардировщику, который сбрасывал её над американскими кораблями, а уже сидящий в ней пилот направлял её на цель. Но проблема была в том, то не все бомбардировщики успешно долетали до места сброса. Такой безмоторный самолет-снаряд мог пролететь только 40 км и это сильно ограничивало возможность его применения.



А эта пушка на частные средства была доставлена из другой азиатской страны, ведь военные действия велись начиная с  континентального Китая и до островов Тихого океана и в Сингапуре, Малайзии и пр.



Детское творчество можно встретить везде от храмов и музеев, до городских автобусов. Этот музей не исключение.



В следующей части расскажу про письма, которые писали с фронта японцы, интересные экспонаты на русском в этом музее и огурцах на палочке.

политика и история, репортаж

Previous post Next post
Up