В этой статье я постараюсь ответить на ряд популярных вопросов, связанных с рисованием. Это только мои мысли, и то мировоззрение, которого я придерживаюсь в своей работе «тренера» по рисованию для детей и взрослых.
Натюрморт с лимонами и перцами, мой, 2017г.
- Я не умею, у меня не получится. Я ничего не могу сказать по этому поводу, если с такой установкой приходит человек, который не очень хочет рисовать, тогда да, у него действительно не получится, потому что он не умеет. Но если есть желание попробовать, но стоит уяснить одно. Получится обязательно. Но не так, как вы себе представляли. Может лучше. может хуже, но обязательно не так, просто потому что у вас нет опыта и вы не знаете, чего ждать. В первый раз получится следующее: почувствовать материалы, они все очень разные по консистенции, способу нанесения, поведению, получится напрячь креативную мышцу и выдумать какой-то сюжет, что тоже не так просто. Получится почувствовать себя творцом. А вот шедевр не получится, просто потому что рисование - во многом такое же ремесло, как вождение машины. Если вы автолюбитель, вспомните, как первый раз тронулись с места или припарковались.
- Настоящий художник может рисовать всем подряд или есть ниша? Да, безусловно, человек, получивший навык, сможет рисовать всем подряд, хоть угольком из костра (кстати, попробуйте:). И да, есть ниша. Кто-то лучше рисует маслом, кто-то акварелью, кто-то силен в графике, кто-то в живописи. Например, Сальвадор Дали был действительно очень силен как рисовальщик ( в графике) и как пиарщик. А вот как живописец - не очень, не смотря на то, что стал главным художником и папой сюрреализма. Хотя, безусловно, мог нарисовать цыпленка похожим в любом материале. Кстати, пристрастия с течением жизни могут меняться, но, как правило, есть какой-то материал и техника, которые удаются особенно хорошо.
- Кем работать художнику? Продавать картины? В том числе. Но есть множество направлений: дизайн по-прежнему популярен и актуален, художники нужны в театрах и музеях, а так же можно продавать свои работы в интернете, рисуя, например, принты для тканей или футболок. Одно ясно, очень вряд ли ваше творчество «для себя» станет настолько популярно, что сможет вас прокормить. Чаще всего удел художника, живущего на картины - это портреты по фотографиям, пасторальные пейзажи и типичные натюрморты, желательно в масле и золоченой раме. Спрос на творчество крайне подвержен конъюнктуре. Но что совершенно точно - учиться и осваивать графические редакторы нужно обязательно, если вы решили связать свою жизнь с рисованием, одним мольбертом не прокормиться, так что осваивайте технологии.
- Сколько нужно рисовать, чтобы научиться? Всю жизнь. Но чтобы освоить первоначальный навык нужен как минимум год-два ежедневной работы. Для ребенка - лучше начинать в 7-8 лет и заниматься лет так до 13-15, тогда, в этом возрасте, чадо будет рисовать вполне уверенно и реалистично, при условии, что у чада будет вменяемый учитель. Для взрослых людей - это пара-тройка лет буквально ежедневного разнообразного труда. То есть, даже если вы лежите с гриппом в бреду, то возьмите блокнот и нарисуйте парочку набросков, чтобы рука не забыла, как держать карандаш. Как только вы дойдете до такого уровня, что сможете более или менее реалистично изобразить яблоко и человека (цвет, свет, тень, форма, пропорции, перспектива, аккуратность линии, штриха, мазка кисти), вы сможете решить, что дальше с этим делать. Либо уходить в диджитал творчество (дизайн, цифровая живопись, иллюстрация), либо становиться очень крутым профессиональным художником (тогда продолжать пахать и рисовать каждый день), или, может быть, вы решите вести арт-блог, и вам придется писать или снимать каждый день что-то, связанное с творчеством. Так или иначе, вам придется работать каждый день. Только тогда результат будет вас радовать ( а может быть, и деньги приносить).
- Современное искусство шокирует и не красивое. Как с ним быть?Никак. Пусть себе будет. Если можно - игнорируйте. Если оно совсем уж вас задевает, что вы спать не можете - почитайте несколько книг, которые объяснят вам феномен того, что стало с искусством в двадцатом веке (и продолжилось в двадцать первом). Чтобы его понимать, надо очень много знать о мировой культуре, быть начитанным и подкованным в сфере медиа, современное искусство всё в перифразах с другими видами искусства, литературой, и, самое главное, с историческим контекстом. Но, если вы думаете, что всё понимаете, глядя на работу Рафаэля или Микеладжело, вы очень сильно заблуждаетесь. Скорее всего, вы понимаете лишь предметную, буквальную форму предметов. Но не зная языка символов европейского искусства, не зная назубок Евангелие и Ветхий Завет, вы вряд ли понимаете весь смысл изображаемого. А со скульптурой вообще темный лес. Поэтому говоря в очередной раз о Павленском, помните, что Павленский - это даже не тысячная часть всего разнообразного мира контемпорари арта, не стоит по одному эпатажному герою делать вывод о всем процессе. Современное искусство можно не любить, но не признавать его - значит совать голову в песок и отказывать культуре в развитии. Поверьте, раз оно возникло, у него были на то весьма серьезные причины. И кстати, Малевич - это уже давно классика, а никакое не современное искусство.
- Где брать вдохновение? В окружающем вас мире, больше нигде. Наверняка многим знакомо неприятное чувство чистого листа, который лежит и будто насмехается, мол, ну, давай, придумай что-нибудь, что стоило бы испорченной бумаги. Меня в свое время это чувство отвадило от рисования на несколько лет. Однако, найти вдохновение иногда можно просто внимательнее присмотревшись к миру, который нас окружает. Понравилось какое-то сочетание цветов - нарисуйте, пусть даже абстракцию. Слюнки текут при виде спелой малины - нарисуйте, завораживает пейзаж - нарисуйте! Ну вы поняли алгоритм:) Талант и навык художника во многом зависит от насмотренности, как можно больше смотрите: картинки, видео, фотографии, работы других художников, подпишитесь на несколько пабликов в ВК, где публикуют сочные фотки и интересных художников, заведите себе Пинтерест и формируйте инспирейшн-доски, пользуйтесь благами сети. Почаще фоткайте что-то, что заставило ваш взгляд остановиться. Будьте любопытными. Помните, что иногда аппетит приходит во время еды и нужно просто сесть и заставить себя творить. Да, это непросто, а кто обещал легко?)) И еще гуляйте по художественным магазинам, иногда вид разнообразия материалов может подтолкнуть вас к творческой идее. Записывайте идеи, если не можете сесть за мольберт сразу.
Ну и напоследок еще один момент.
Не будьте к себе слишком строги, и поменьше читайте скептиков, нытливые форумы и прочую ерундистику, где судьбой обиженные нытики убеждают вас, что искусство умерло, искусство - удел элиты, искусство требует от вас отдать на растерзание всю вашу жизнь, что если вы не плачете кровавыми слезами после сорока шести часов без сна у мольберта - то вы не художник. Не слушайте тех, кто говорит, что без Репинки художник - дилетант. В общем, усмирите внутреннего гестаповца, который будет ругать вас по каждому поводу, к сожалению, очень много рисующих людей этому гестаповцу подвержены. Лучше поищите свой стиль, своего препода, с которым будет комфортно, попробуйте разные методики, в общем - постарайтесь получить от процесса удовольствие.
С другой стороны помните, что все же реально хороший навык рисования от руки по урокам в ютубе не получишь, живого учителя не заменишь. Чередуйте серьезные задания (например, на построение) с легкими скетчами, пробуйте разные материалы, разные техники. И вот что категорически нельзя делать, если вы хотите научиться рисовать хорошо и похоже: срисовывать с чужих работ, рисовать мультяшки/комиксы/аниме (это все можно только научившись рисовать более или менее реалистично, понимая законы светотени и перспективы), ничему вас не научат курсы, где все повторяют за преподавателем движения и рисуют одну и ту же картину (в таком случае вы научитесь не рисовать, а повторять за преподом).
Залог успеха - это золотая середина между беспричинным восхищением плодами своего творчества и самоедством за каждый рисунок. Помните, что лучший способ избежать ошибок и провалов в живописи - не рисовать вовсе:)