Живя в Бари уже больше пяти лет, не устаю открывать для себя его сокровища. Вот еще одно - средневековый свиток гимна Exultet, сейчас - в епархиальном музее.
"Exultet" - это гимн Навечерия Пасхи: с древних времен весь христианский мир собирался в субботний вечер перед Пасхой в церкви, чтобы с молитвами и славословиями дождаться наступления великого праздника. Самый важный ритуал этой ночи - зажжение пасхальной свечи, символа победы над мраком, грехом и смертью. "Exultet" служил одновременно восхвалением этой свечи и приветствием чуда Воскресения: само слово переводится с
с латыни как "возрадуйтесь".
Подобные гимны начали составлять, вероятно, в IV веке. Не исключено, что эта традиция началась со святого Амвросия, епископа Милана. Первый документ (из 28 ныне существующих) относится к IX веку: это пергамент с текстом и иллюстрациями. Интересно, что на этом первом пергаменте написано два текста: один, более древний, был счищен, чтобы дать место новой версии. Древний текст "Exultet" впервые полностью читаем на пергаменте Бари (начало XI, а по некоторым версиям, возможно конец X века). "Exultet I" Бари - уникальный документ как для истории предпасхальных гимнов, так и для истории самого города: неслучайно его считают первым литературным произведением, созданным в Бари.
Сам текст гимна невероятно поэтичен и нагружен христианскими и даже местами языческими метафорами. Сложное сплетение символов завязано на образе свечи - как тела Христова, которое, умирая, дает свет, и как огненного столпа, способного вывести из пустыни. Отдельная "глава" посвящена пчелам - свеча создана из их воска, - уподобляемым христианам, которые трудятся на единое благо и которые остаются девственны, потому что размножаются вне греха.
Дрожь проходит по телу, когда представляешь себе те ночи, и столпотворение в церкви, и зажженные свечи, и голос дьякона, поющего гимн и разворачивающего постепенно свиток Exultet с амвона... Все взгляды, конечно же, приковывали искусно выполненные иллюстрации, расположенные вверх ногами по отношению к тексту, чтобы их было удобно разглядывать верующим (этот способ тоже впервые применен в барийском свитке). Эти изображения завораживают и сейчас - Exultet хранится теперь в епархиальном музее кафедрального собора Бари вместе с двумя другими подобными свитками.
А вот и некоторые из изображений.
Начальная "E" слова "Exultet" и трубящие в рога, напоминающие о рыцарских походах, ангелы.
Роза ветров, которыми повелевает Христос (параллель с дыханием как Словом Божьим).
Мать-земля.
Церковь как мать всех христиан (изображена сцена пения-чтения гимна).
Рассказ о пчелах - центральная и самая поэтичная часть барийского гимна, которая из-за "физиологичности" и очевидной связи с латинскими языческими поэтами была сочтена в XII веке неуместной и потому не вошла в классический вариант Exultet, доживший до наших дней.
На первой иллюстрации в начале поста - сцена "Анастазиса", освобождения Христом Адама и Евы.
Не пропустите!