Докладные записки в ЦК ВКП(б) о состоянии идеологической работы в Казахстане (1945 г.)

Jan 20, 2015 13:19

Вопросы истории. 2002, №5

https://yadi.sk/d/-EJl5FPQe7GVZ

Замечательно показывают бардак в идеологической работе на местах. При том, что республиканский уровень позволял сделать многое для постановки идеологической работы на достаточно высоком уровне, из документа видно, что отсутствие НАУЧНЫХ ОРИЕНТИРОВ у руководителей идеологической работы в Казахстане, их националистическая зашоренность, рабское следование мелкобуржуазной историографии, невнимание к воспитанию местных кадров привели идеологическую работу в состояние плачевное, а в ряде случаев - прямо враждебное марксизму.
НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ДОКУМЕНТА:

"Авторы "Истории Казахской ССР", вопреки марксистской методологии, положили в основу истории Казахстана не развитие производительных сил, производственных отношений, классов и классовой борьбы, а борьбу казахов за свою независимость...
В "Истории Казахской ССР" приукрашиваются феодально- патриархальные отношения в Казахстане, не проводится разграничение между подлинными национально- освободительными движениями казахского народа и разбойничьими набегами казахских султанов и феодалов, феодально-реакционные движения султанов Каратая и некоторых других безоговорочно отнесены к подлинным национально-освободительным движениям...
Секретарь ЦК КП(б) Казахстана тов. Абдыкалыков, вопреки историческим фактам, утверждает, "что у нас, т. е. в Казахстане, был другой Едыге, чем у татарского народа"....
В трудах некоторых казахских историков и литераторов игнорируется классовый подход при оценке исторических событий и исторических деятелей. Вопреки историческим фактам отдельные казахские историки пытаются доказать, что например, хан Аблай является подлинно народным ханом."

"Борьбу русского народа с монголами, изгнание их из русских земель Джумалиев объявляет российской колонизацией. Джумалиев утверждает: "Какие бы легенды- песни этого периода мы не взяли, основная идея одна- освободить Казань, вернуть Волгу, защитить народ, землю... Завоевание царем Казани затронуло не только батыров, но и простых людей. Это событие задело честь не только мужчин, но и женщин и девушек... О Волге пели и акыны XIX века. Короче говоря захват Иваном Грозным Поволжья стал незабываемым событием, задевшим честь народа" (с. 4-5).
В учебнике цитируются антирусские тексты из ханско- феодальных эпических произведений: Я проучу тебя, гяур, Если вновь придешь в Казань, Волосатый гяур, Кару мою увидишь ты, Потеряешь ты покой. Не уймусь, пока не окровавлю города твои, Пока не заплачут дети твои (стр. 260)....

...Заслуживает внимания и такой факт. Рукопись Малика Габдуллина 14 "Мои фронтовые друзья", задержанная в верстке зав. сектором печати отдела пропаганды ЦК КП(б) Казахстана т. Колесниковым, написана в антирусском духе. Описывая боевые действия батальона Панфиловской дивизии, автор показывает, что командир этого батальона Момыш Улы 15 (казах) укрепляет боеспособность батальона тем, что привлекает к ответственности нарушителей дисциплины, наказывает трусов, расстреливает предателей. Но все эти трусы, нарушители дисциплины, изменники Родины оказываются русскими. Рукопись Габдуллина дает заведомо извращенное описание роли русского солдата в войне. В рукописи Габдуллина события изображаются таким образом, что под Москвой героически сражались только одни казахи.
Показательно, что после того, как эта рукопись была задержана т. Колесниковым, то т. Абдыкалыков заявил ему: "Вы не самовольничайте и не забывайте, где вы живете и работаете".
ПРИ ЭТОМ:
"Крупные недостатки вскрыты и в работе Казахского издательства. Издательский план в 522 названия (объем 2536 листов) за время с 1 января по 1 августа 1945 года выполнен только на 14%.
Плохо обстоит дело с переводами и изданием произведений классиков марксизма-ленинизма. Отдельные произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина изданы 3-5 лет тому назад, причем изданы на латинском алфавите. В издательском плане 1945 г. предусмотрено издание перевода первого тома собр. соч. Ленина, "Вопросы ленинизма" Сталина, "Краткого курса истории ВКП(б)", биографий Ленина, Сталина. Однако, ход подготовки указанных трудов не обеспечивает их издание в этом году."
Как всегда, все упирается в кадры:
"Большим тормозом в работе Казахского издательства является неукомплектованность издательства квалифицированными кадрами. Из 28 редакторов, предусмотренных штатом, имеется лишь 5 редакторов.
В исключительно запущенном состоянии в Казахстане находится дело подготовки научных кадров в области общественных наук. Считается, что подготовка научных кадров по общественным наукам организована при филиале Академии наук СССР, при Казахском университете и педагогическом институте. Но в настоящее время в аспирантуре указанных учреждений обучается только 27 человек, из них по истории 5 человек, по экономике 3 человека, по казахскому языку 4 человека и т. д. Работа с аспирантами организована совершенно неудовлетворительно. Имеются недопустимые факты нарушения порядка сдачи кандидатского экзамена. У аспирантов часто меняются научные руководители. В результате такого положения мало кто из аспирантов, после трехлетнего пребывания в аспирантуре, защищает кандидатские диссертации. В Алма- Атинском пединституте с 1938 по 1945 гг. обучалось в аспирантуре по различным специальностям 29 человек, из них 22 человека выбыли по разным причинам, а из 7 человек, находящихся в аспирантуре три года, ни один аспирант кандидатской диссертации не защитил. Имеются отдельные случаи, когда аспиранты, находясь в аспирантуре с 1939 года, до сих пор кандидатскую диссертацию не защитили. За 6 лет с 1939 по 1945 гг. в Казахстане по общественным наукам защитили диссертацию только три аспиранта. "

Разумеется, все эти безобразия местные руководители пытались замазать:

"Вместо того, чтобы широко разъяснить партийному активу и интеллигенции принципиальные ошибки, допущенные составителями "Истории Казахской ССР", т. Абдыкалыков пытался смазать и замолчать эти ошибки. На совещании работников отделов пропаганды и агитации обкомов, зав. сектором отдела пропаганды ЦК КП(б) Казахстана т. Оленин выступил с критикой ошибок, допущенных в "Истории Казахской ССР".
Однако тов. Абдыкалыков его остановил и не дал возможности ему говорить. До приезда работников Управления пропаганды ЦК ВКП(б) бюро ЦК КП(б) К не приняло постановления "О подготовке 2-го издания "Истории Казахской ССР". Тов. Абдыкалыков не только затягивал, но по существу срывал принятие ЦК КП(б) Казахстана постановления по этому вопросу.
В процессе составления проекта постановления бюро ЦК КП(б) Казахстана "О подготовке 2-го издания "Истории Казахской ССР" т. Абдыкалыков пытался всячески смазать допущенные ошибки."
Беда в том, что этот Абдыкалыков с поста не был снят за все эти художества, ему, подлецу, удалось вопрос аппаратно "замылить" до 1947 года, а в 1947 уже вопрос о его снятии не ставился. Не стоит, конечно, валить все шишки на одного руководителя или на группу руководителей - очевидно, что они шли по своей идейной безграмотности в хвосте националистической стихии. Не это само по себе плохо. Временами, когда требуется накопить силы, гусей дразнить действительно не стоит. Но их персональная вина в том, что ничего для наращивания сил для преодоления националистической стихии сделано не было - экономическая отсталость окраин изживается обычно быстрей, чем идейная, но на 1945 год не было ни кадров для марксистской пропаганды, ни литературы, ни понимания собственно марксизма. И эта ситуация была типична не только для одного Казахстана - сходные процессы шли и на Украине, и в Прибалтике, и в Закавказье. 
Previous post Next post
Up