наконец-то дошли руки до книжки

Jul 13, 2013 16:09

Государство и церковь в XX веке: Эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты: Опыт России и Европы / Отв. ред. А. И. Филимонова. М.: URSS, [2011]. 464 с.

Сборник статей, в котором собраны очень любопытные статьи и материалы. В первую очередь меня заинтересовало
а) записи бесед Карпова и Куроедова с представителями РПЦ, подготовленные М.И.Одинцовым [1] (кстати, чем больше читаю его, тем больше уважаю за огромный и добросовестно проделанный объем работы по теме) (стр. 106-176)
б) интервью с работниками аппарата Совета по делам религий (стр.177-200)
Кое-какие цитаты с комментариями:

Относительно репрессий против попов.

«…4. В связи с поднятым патриархом Сергием вопросом по его письму в Совет об амнистии 26 человекам, ранее осужденным епископам и священникам, тов.Карпов поставил в известность патриарха Сергия, что в отношении 12 человек он может дать следующие сведения.
По наведенным Советом справкам, в разное время в местах заключения умерли: … (поименный список 6 человек опускаю - bortnik)
В отношении следующих лиц Совет выяснил, что они отбыли свое заключение по суду и освобождены, но местонахождение их в настоящее время неизвестно, и дело патриархии - устанавливать [его] путем запросов по месту жительства их до суда: (поименный список опускаю, там их двое - bortnik). В отношении нижеследующих лиц Совет не имеет сведений об их судимости, а равно и местожительстве: (поименный список опускаю, там их четверо - bortnik). В отношении остальных 14 человек Совет не может навести справок, т.к. еще не получены от Московской патриархии данные об их гражданских именах и фамилиях, а представленные в списке имеют только духовные имена.»[2]

Иными словами, церковь свалила на «репрессии со стороны безбожных Советов» собственный бардак в административных вопросах. Во-первых, дала в список «репрессированных» просто людей, которые потерялись из виду высшего клира, во-вторых, не может выяснить гражданских имен и фамилий функционеров своего же аппарата. Следует отметить, что патриарх Сергий (Старгородский) был человеком очень честным и вполне искренне сотрудничал с Советской властью, и ему, полагаю, должно было быть несколько стыдно за такое положение дел.

Относительно Войно-Ясенецкого

«4. Патриарх Сергий поднял перед тов.Карповым вопрос о возможностиназначения Тамбовского архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) на Тульскую епархию и мотивировал эту необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия), заявив при этом, что представитель Наркомздрава РСФСР профессор Шапиро, наблюдающий за Сергием с урологической стороны, на днях ему заявил, что он, Шапиро, согласовал этот вопрос с наркомом здравоохранения РСФСР и считает возможным дать Войно-Ясенецкому как профессору хирургии место в Туле, вместо Тамбова. (непонятно зачем, кстати - bortnik).
Тов.Карпов ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов. В частности, что архиепископ Лука в хирургическом госпитале в своем кабинете повесил икону; перед исполнением операций совершает молитвы; на совещании врачей эвакогоспиталя за столом президиума находился в архиерейском облачении; в дни Пасхи 1944 г. делал попытки совершать богослужения в нефункционирующих храмах; делал клеветнические выпады по отношению к обновленческому духовенству и т.д.
Сергий заявил, что он обратит на это внимание и примет меры воздействия, а тов. Карпов заявил патриарху Сергию, что он согласует вопрос с Наркомздравом РСФСР.»[3]

Не стоит обольщаться тем, что Войно-Ясенецкому дали Сталинскую премию. И государство отнюдь было не в восторге, что архиепископ Лука систематически нарушает декрет об отделении государства от церкви. И то, что на это смотрели явно негативно и это обсуждалось на высшем уровне, есть показатель, какова должна быть политика относительно церкви в светском государстве. Думаю, что и врачи тамбовского эвакогоспиталя были только рады избавиться от кликуши в профессорском звании.

О Хруще Кукурузном интересное или дурак у власти.

Запись беседы Карпова с патриархом Алексием от 19 мая 1958 года было бы неплохо привести целиком. Но она длинная, и важный материал раскидан по тексту, потому немного перескажу своими словами. Патриарх 17 мая сходил через голову Карпова на прием к Хрущеву, Карпов при этом даже не был поставлен в известность. Хрущ Кукурузный, ни хрена не понимая в политике, которую проводил Совет по делам религий во главе с Карповым, в разговоре с патриархом действовал как герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию» при приеме шведского посла: «Дайте там ему, что он просит». При обсуждении этих же вопросов с Карповым Карпов искренне удивляется, когда патриарх, выслушав вежливый отказ, радостно заявляет, что Нургалиев разрешил«а Хрущев одобрил!» Например:

«д) об открытии церквей
Н.С.Хрущев просил нас написать письмо по этому вопросу и сказал, что он нам поможет.
Я спросил патриарха, чем вы руководствовались, ставя об этом вопрос, что вы имели в виду, какие конкретно города или местности? Патриарх сказал, что он конкретно ничего не имел в виду, и в письме вряд ли я буду конкретно писать, ведь у нас куча заявлений, мы их пересылаем вам в Совет, а вы посылаете их на места, т.е. тем, на кого жалуются заявители.
Я, смеясь, сказал патриарху, что выходит так же, как вы поступаете с заявлениями, которые вы получаете на своих архиереев. Вы их ведь, посылаете своим архиереям для проверки жалоб на них.
Патриарх сказал: «Я руководствовался, главным образом, следующим: я поставлен в совершенно неудобное положение. По природе своей я врать не умею, да и вряд ли кто-нибудь из вас хочет этого. Но я не могу верующему народу, обращающемуся ко мне, моим архиереям и тем более иностранцам, как это было, например, когда меня спросили совсем недавно приехавшие евангелисты из Западной Германии: «Открывают ли у вас церкви?», сказать, что открывают, так как я буду врать, а сказать - не открывают, нам отказывают, не удовлетворяют [соответствующие просьбы] - я тоже не могу. Я ставил вопрос об этом потому, что я знал, что Совет сам находится в этом отношении в затруднении.»
Я сказал патриарху: «Хорошо, раз вас Никита Сергеевич просил написать об этом, вы пришлите это письмо в Совет: желательно, чтобы вы указали, о каких конкретно [населенных] пунктах идет речь».
«Конечно, - сказал патриарх, - письма все, которые просил Никита Сергеевич, мы пришлем в Совет, но адресуем на имя тов.Хрущева, как он просил. Тем более, Никита Сергеевич сказал, что все вопросы он рассмотрит в правительстве в самое ближайшее время… »[4]

Отрывок показывает, что Хрущев мало того, что дает указание, вразрез идущее со всей предыдущей политикой СССР относительно церкви, и делает это, ни на йоту не вникая в вопрос, подменяя научное управление личным голым администрированием через голову подчиненных. Вот именно поэтому Карпова и сняли[5] в скором времени - не угодил главному «противнику культа личности».
Алексий (Симанский) же лукавит: врать он умеет великолепно. Он понял, что Хрущев ничего не смыслит в марксистской политике относительно религии и церкви, и повторяет операцию снова и снова, потому что эта лукавая тактика сработала. Та же самая история по той же схеме повторяется в беседе от 10 сентября 1958 года - опять Хрущев решает с патриархом вопросы через голову Карпова, и опять делает это неверно[6]. На этот раз Карпову приходится наносить контрудар: «Я обратил внимание патриарха на то, что за последние годы мы наблюдаем со стороны архиереев, епархиальных управлений, отдельных приходов, а также со стороны хозяйственного управления патриархии известную распущенность и разного рода излишества, некоторые отступления от установленных норм, отдельные случаи нарушения законности и другие нежелательные явления и действия, многие из которых ему, возможно, и неизвестны.
На вопрос патриарха, в чем это выражается, я привел следующие примеры: те епархиальные управления, которые имеют свечные мастерские, в целях уменьшения подоходного налога встали на путь обмана, сокрытия доходов, для чего значительно снизили отпускные цены на свечи и в результате имеют значительную прибыль от производства свечей. Или, например, есть монастыри, которые имеют в своем пользовании земельные угодья такой площади, которую не в силах обработать силами монашествующих, и привлекают для этого рабочую силу со стороны, а также используют паломников и т.п….
…Я патриарху ответил, что имею целую сумму вопросов, где следовало бы патриарху и Синоду навести порядок, подтянуться в ряде вопросов, я приводил примеры, когда в погоне за количеством рукоположений новых священников на местах иногда ставят священником и случайных лиц, в том числе вернувшихся из ссылки и лагерей и даже нищих.
…я спросил патриарха, известно ли ему, что сейчас, хотя общий приток и незначителен, в монастыри преимущественно стали брать в качестве послушников и больше послушниц молодежь в возрасте 20-25 лет, и руководители монастырей объясняют это необходимостью иметь трудоспособных лиц, но ведь, трудоспособными могут быть и лица, имеющие возраст и старше 40 лет. Кроме того имеются факты нарушений указаний патриарха, когда постригают в монашество без ведома епархиальных архиереев…
Патриарху я также рассказал о том, каким порядком приобретаются материалы для ремонтно-строительных работ и дл мастерских епархиальных управлений. Я сказал, что имеют место случаи подкупа, взяточничества и прочие некрасивые случаи, когда скупаются для перелива предметы бытового обихода, приобретаются оцинкованные корыта для покрытия кровли церквей и т.д.» [7]
Ну, а затем, чтобы патриарху было совсем уж неповадно шастать через голову Совета по делам религий к Хрущеву, дипломатично пообещал закрыть Киево-Печерскую лавру.

Об открытии и закрытии церквей

«Патриарх заявил о том, что в патриархию все время поступают заявления от верующих с просьбой об открытии церквей, и зачитал заявление одной гражданки, которая ходатайствует об открытии церкви в с. Герцена Ярославской обрасти, а проживает она в Ленинграде.
Тов.Карпов ответил, что открывать церкви по заявлениям отдельных граждан советские органы не будут. Обычно инициаторами подачи заявлений имеется какие-либо проходимцы или церковники, преследующие корыстные цели и извлекающие из этого для себя материальную выгоду. Характерно, что наибольшее количество заявлений поступает из тех областей, где имеется достаточно церквей. Поддерживать ходатайства об открытии церквей Совет не будет и только в случае острой необходимости в отдельных случаях будет рассматривать вопрос, и не на месте, а в центре.»[8]

Следующая цитата относится к 1961 году, когда Карпова, под которого активно копал патриарх, сняли. Но патриарху, использовавшего Хрущева в своих целях, в результате можно было задать тот же вопрос, который задал известный персонаж Гоголя: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» Куроедов, пришедший ему на смену, был не мягче, а даже жестче в чем-то:

«Патриарх Алексий вначале был несколько взволнован и начал беседу с изложения жалоб, поступающих на его имя в связи с якобы неправильными действиями на местах о закрытии церквей…
Тов. Куроедов разъяснил патриарху, что решения о закрытии церквей принимаются тогда, когда верующие отходят от церкви, община распадается и не в состоянии содержать храма, однако и в этих случаях находятся отдельные лица, которые чаще всего в корыстных целях направляют жалобы в различные учреждения, в том числе и в патриархию» [9]

О налогообложении

«Патриарх заявил, что духовенство жалуется на неправильное налогообложение их подоходным налогом. Особенно на Украине, где финансовые органы искусственно увеличивают доход духовенства.
Тов. Чередняк разъяснил патриарху, что претензии духовенства Киевской области к финансовым органам являются необоснованными. На отдельных примерах тов.Чередняк показал, что духовенство за один и тот же год показывает в своих декларациях разные суммы дохода. При изучении этого вопроса секретарь экзаршего совета Украины Скоропостижный признал, что некоторые священники обманывали финансовые органы…»[10]

[1] Р. 1951 год. В течение десяти лет работал в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. После упразднения Совета преподавал на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Доктор исторических наук. С ноября 1999 возглавляет Отдел по религиозным и национальным вопросам в аппарате Уполномоченного по правам человека.
[2] Запись беседы Г.Г.Карпова с патриархом Сергием 11 января 1944 г. Государство и церковь в XX веке: Эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты: Опыт России и Европы / Отв. ред. А. И. Филимонова. М.: URSS, [2011]. 464 с., стр. 117-118.
[3] Запись беседы Г.Г.Карпова с патриархом Сергием 5 мая 1944 г. Там же, стр. 125
[4] Запись беседы Карпова с патриархом Алексием от 19 мая 1958 г.Там же, стр. 152
[5] В январе 1960 года Комиссией партийного контроля при ЦК КПСС исключен из рядов КПСС за нарушения социалистической законности, в марте 1960 года восстановлен в КПСС с объявлением строгого выговора. В протоколе говорилось, что  «т. Карпов, работая в 1937-1938 гг. в Ленинградском управлении и Псковском окружном отделе НКВД, грубо нарушал социалистическую законность, производил массовые аресты ни в чем не повинных граждан, применял извращенные методы ведения следствия, а также фальсифицировал протоколы допросов арестованных. За эти незаконные действия большая группа следственных работников Псковского окружного отдела НКВД еще в 1941 г. была осуждена, а т. Карпов в то время был отозван в Москву в центральный аппарат НКВД». Итоговая формулировка была следующая: «За допущенные нарушения социалистической законности в 1937-1938 гг. т. Карпов Г. Г. заслуживает исключения из КПСС, но, учитывая давность совершенных им проступков и положительную работу в последующие годы, Комитет партийного контроля ограничился в отношении Карпова Г. Г. объявлением ему строгого выговора с занесением в учетную карточку».
[6] Запись беседы Карпова с патриархом Алексием от 10 сентября 1958 г.Там же, стр. 156-164
[7] Там же, стр.158-159.
[8] Запись беседы Г.Г.Карпова с патриархом Алексием, митрополитом Николаем и управделами Московской патриархии протоиереем Н.Ф.Колчицким от 2 апреля 1959 г.Там же, стр. 168.
[9] Запись беседы В.А.Куроедова с патриархом Алексием от 18 апреля 1961 года. Там же, стр. 175.
[10] Запись беседы Г.Г.Карпова с патриархом Алексием, митрополитом Николаем и управделами Московской патриархии протоиереем Н.Ф.Колчицким от 2 апреля 1959 г.Там же, стр. 168.

Уф-ф, жарко. На торрентах книги нет, сканер сломан, пришлось руками набивать. Продолжение с цитатами из интервью работников аппарата Совета по делам религий будет позже.
Previous post Next post
Up