Царь Соломон, царица Савская и прочая родня. Опера Карла Гольдмарка.

Aug 18, 2019 05:45


Дамы и господа!
Мы, живущие в Израиле, окружены не только реальными лицами, политическими и экономическими неурядицами, ежедневными проблемами всех людей шарика, но и особой тягучей пространственно-временной субстанцией под названием Страна. Многие извне поглядывают на нас в диапазоне чувств от ненависти и отвращения до уважения и любви, а мы здесь жили, живём и будем жить всегда.
Не надейтесь, враги.
Будьте счастливы, друзья.
Не знаю, радоваться такому повышенному вниманию или огорчаться?
Предпочитаю гордиться.
Оглядываясь в прошлое, мы видим тени великих предков. Ветхий завет наш главный путеводитель.
Авраам и Моисей, Давид и Саул, Сара и Суламифь для нас не только мифы, но родственники, советники, предтечи.
Заходя в знаменитые музеи мира, мы размышляем над их судьбами в знакомых пейзажах, и видим себя, своих родных и друзей.
Внимательно и ревностно приглядываемся и прислушиваемся ко всему, что нам о нас расскажут, нашепчут, напоют.
А напоют очень скоро.
Добро пожаловать на оперу венгерско-еврейского композитора Карла Гольдмарка «Царица Савская», единственное представление которой состоится 10-го сентября в любимом зале Тель-Авивской оперы.



Чтобы оценить редий шанс, предоставленный израильским меломанам, достаточно почитать обзор на сайте https://www.operanews.ru/15111605.html.

"У каждой страны существуют представители творческой элиты, являющиеся столпами, знаковыми фигурами, формирующими культурное наследие, образное мышление и в чем-то даже самосознание нации. Одним из таких людей для Венгрии является Карл Гольдмарк, композитор, которому удалось добиться не только признания в тогда еще Австро-Венгрии, но и за ее пределами.

Творческий путь Гольдмарка был нелегок и наполнен постоянной борьбой с бедностью, отсутствием должного образования и необходимостью пробивать себе дорогу, попутно самостоятельно обучаясь композиторскому мастерству в самых тяжелых условиях. Но тем не менее он смог добиться значительного успеха и уже в 30 лет выступил как яркий и самобытный композитор умудрившийся сохранить индивидуальность и привнести свое, уникальное, сказочное звучание в общий котел европейской музыки того времени. Сам Лист, которого венгры не без оснований считают национальной святыней, в свое время разглядел в композиторе самоучке истинный талант и всячески способствовал тому, чтоб его произведения были услышаны широкой публикой. Именно он, исполнив марш из «Царицы Савской» (оперы, неоднократно отвергаемой критиками и постановщиками под самыми нелепыми предлогами), дал-таки ей карт-бланш на большую сцену.

«Царица Савская», следом за своей главной героиней, требовала особого отношения. Сказочный сюжет, масштабные сцены, поразительная сложность всех вокальных партий даже у второстепенных героев, требовала от постановки огромных творческих и финансовых вложений. Чтобы отдать должное подобной опере нужны были роскошные костюмы и декорации, а так же обилие певцов высокого класса способных справиться с весьма нетривиальными задачами, поставленными композитором перед артистами. Для того, чтоб сломить скептицизм театров, считавших оперу слишком дорогостоящей и несценичной, потребовалось много лет упорства со стороны Гольдмарка, которому, очевидно было не привыкать идти вперед до конца, вопреки всему, и конечно, активное содействие и авторитет Ференца Листа. После премьеры, состоявшейся 10-го марта 1875 года в Венской опере, долгожданная слава пришла как к «Царице Савской», вошедшей в репертуар европейских театров, так и к самому Гольдмарку, заслуженно получившему статус весьма почитаемого и уважаемого европейского композитора.




В Венгрии эта опера была поставлена впервые спустя год после австрийской премьеры, дирижировал тем спектаклем Шандор Эркель, сын знаменитого венгерского композитора Ференца Эркеля в честь которого назван театр, где недавно после долгих лет забвения, наконец-то вновь появилась сияющая и таинственная «Царица Савская». Из-за сложности и дороговизны постановки даже в Венгрии, где Гольдмарка почитают, эта опера не ставилась давно. Многие венгры никогда не видели «Царицы Савской» на сцене и довольствовались лишь периодическим концертным исполнением отрывков из нее. Сейчас, когда оперная жизнь в Будапеште переживает ренессанс, эта постановка стала не только редким подарком для ценителей, но и знаковым событием."

Несколько слов об исполнителях главных ролей:

"Для солистов любого оперного театра «Царица Савская» - настоящий вызов, требующий участия самых лучших вокалистов. Титульная партия досталась Эрике Гал. Певица обладает яркой, чрезвычайно сценичной внешностью, мощной харизмой и довольно большим голосом. Госпожа Гал легко справляется со сложными пассажами и эмоциональной неоднозначностью роли. Ей одинаково хорошо удаются  как лиричные сцены с Ассадом, так и жесткие, драматические моменты в которых ее героиня спорит с царем Соломоном.




Вторую женскую роль - кроткой красавицы Суламифи - исполнила Эстер Шымэги. У нее легкое лирическое сопрано и слегка меланхоличный темперамент. Тихая жертвенность и лиричность героини как нельзя лучше подходит именно этой певице.

Роль царя Соломона исполняет Золтан Келемен - обладатель благородного драматического баритона. Небольшая партия рабыни Астарот весьма непроста для исполнения - эту любовную песню, которую рабыня по приказу своей госпожи Царицы исполняет без музыкального сопровождения, композитор снабдил довольно замысловатым музыкальным рисунком. Каталин Торэки с честью преодолевает все технические барьеры своей партии."

Именно эти солисты будут петь в израильском спектакле.
Дирижер - Балаж Кочар.
В постановке участвуют более 170 человек, включая оркестр, солистов и артистов Венгерской государственной оперы.
Зрелище предстоит грандиозное, дамы и господа.
Previous post Next post
Up