Кирилл Серебренников. Мёртвые души или Кому на Руси жить хорошо.

Jul 15, 2019 08:15



Дамы и господа!
Сложные у меня взаимоотношения с нынешним российским театром. А чем дальше, тем безнадёжней они и беспросветней.
Неоднократные попытки "слиться в экстазе" чаще всего были обречены на провал. Я уже не говорю о катарсисе.
Вечную формулу "Хлеба и зрелищ" перекосило. Хлеб всё больше норовят отнять антерпризы, пытающиеся "срубить деньгу" на именах сериальных див и "дивов".
Но и репертуарный театр, серьёзный большой субсидированный обладатель всяческих "золотых" и "позолоченных" масок, чаще всего разочаровывает своими "зрелищами".
"Вечно Герцену не везло: то вшивый достанется, то кусачий." То матом обложат с ног до головы, то анекдот пошлый долго и смачно разыгрывать будут посреди бессмертной классики.
Но! Дважды в предыдущих строках употребил я словосочетание "чаще всего". А это значит, что среди пустоты и бездарности попадаются жемчужины.
Ради них буду я вновь и вновь наступать на грабли российского театра, потирая расшибленный лоб.
Одна из таких "надежд" не за горами.

В нашей стране в начале сентября впервые выступит Гоголь-Центр с двумя спектаклями «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо» в постановке Кирилла Серебренникова.



Фотографии © Ира Полярная
               
Имя этого режиссёра известно даже тем, чьё знакомство с театром завершилось в первом классе начальной школы "Теремком", поставленным третьеклассниками. Весь  мир не перестаёт обсуждать очередной акт российского правосудия. Дело Серебренникова и Гоголь-Центра (обвинение в мошенничестве в особо крупном размере) вызвало общественный резонанс в России и за рубежом, расколов общество на две части, как в детской игре "верю- не верю".
Но идти в театр я собираюсь не в знак солидарности с симпатичным мне человеком, а на спектакли серьёзного режиссёра. Честного не только в своих политических воззрениям, но и в творчестве.
Первое шоковое знакомство с Серебренниковым - кинематографическое. Те, кто видели этот фильм, никогда не забудут, а кто упустил в далёком уже 2006-м году имеют шанс исправиться. "Изображая жертву" не устарел, а фантастическая Лия Ахеджакова в роли престарелой гейши работницы японского ресторана -  образ на все времена.
Но театральные постановки Серебренникова в достойном просмотра качестве в сети не попадаются, а в наши края не заезжали.

Итак, Театр. Два спектакля, две знаменитые поэмы русской классики.
"Мёртвые души" Гоголя и "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова.
Две великие тайны русской литературы, многие годы интригующие своими загадками читателей. А разгадки у каждого личные.
Свои они будут и у Кирилла Серебренникова. И мы будем брести по выстроенным режиссёром лабиринтам, стараясь разобрать коды на стенах. Такова почётная роль зрителей в настоящем театре.




О том, что нас ждёт, фантазировать не стану. Но некоторые факты, выуженные из интернета, весьма увлекательны.
В "Мёртвых душах" все роли исполняют мужчины. Пространство спектакля Серебренников превратил в "зону" фарса, которым изначально переполнена поэма. "Зона", как всегда в России, имеет смысл двоякий.
В ней обитают жуткие и смешные персонажи спектакля среди песен Александра Маноцкова, положившего на музыку гоголевские «лирические отступления».
А вот и один из "ключиков-разгадок", предложенных самим Серебренниковым в интервью Вере Копыловой (РИА Новости):




«Текст «Мертвых душ» меня не отпускает. Если ты в него погрузился, он превращается
в бездну, которая тянет к себе. Гоголь непростой в мистическом смысле автор. Я
продолжаю им восхищаться и общаюсь с ним с осторожностью. «Мертвые души» -
главное произведение Гоголя, в котором зашифрована не только матрица и код России,
но судьба автора и многие другие важные смыслы. Слишком серьезно, с большими
физическими и духовными затратами делал он эту литературу. Она состоит
из вибраций, которые трогают в тебе струны уже не физического свойства, а что-то
другое. Когда читаешь поэму, понимаешь, что это музыка. Ее надо разгадать,
услышать. У Гоголя это сложная симфоническая структура - с темами,
контрапунктами, рефренами, там много мотивов нисходящих, восходящих
и перекликающихся между собой. Поэтому я ставлю этот спектакль именно
как музыкальное произведение».




И Некрасовская печальная поэма. Недавно отменили крепостное право. Где же оно, счастье? Семеро мужиков бредут по Руси в поисках счастливого человека.
Кирилл Серебренников с нами отправляется вослед, взрывая и перемешивая все известные и неизвестные театральные жанры. Опера превращается в балет, а драма в цирк.
Только в тумане этой гремучей смеси можно попытаться найти ответ на безответный вопрос:
"Кому живется весело, вольготно на Руси?". Попытаться, но всё равно не ответить. На то оно и искусство.




Снова "ключик" от Серебренникова. «Вся поэма Некрасова, написанная уже после отмены крепостного права, задается
вопросами свободы и рабства. Она про невозможность обретения свободы и удобство
привычного рабства».

Как знакомо, как больно, как точно, дамы и господа.
Previous post Next post
Up