Священномученик Симеон епископ Ктесифона.

Sep 21, 2015 18:25




Мученичество св. Симеона Персидского. Фреска в монастыре Дионисиад (Афон).

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Евангелие от Марка, глава 12 стих 17)

Святой Симеон (Шимун бар Сабба) - епископ города Селевкии - Ктесифона, столицы Персидской империи, де - факто глава (как столичный епископ) Ассирийской Церкви Востока* в 327/328 - 341/344/345 годах.

Родился в семье красильщика шерсти, отсюда прозвище бар Саббаэ. О ранних годах его жизни сведений не сохранилось. В 316 году Папа бар Аггаи, считающийся первым Католикосом АЦВ,  назначил Симеона своим сослужащим епископом (епископ - помощник, помогавший главному архиерею в управлении епархией).

Служение святителя проходило во времена царствования шахиншаха Шапура II Великого, жестокого гонителя христиан. В период обострения отношений Ирана с Римской империей, где христианство стало государственной религией, Шапур, подозревая персидских христиан в симпатиях к Риму, предпринял попытку насильственного искоренения этой религии.



Для начала в 340 году шахиншах издал указ, по которому христиане были обложены тяжелым тройным налогом, причём на святителя Симеона как на есть главу христианской, в основном ассирийской общины (аналог миллет-баши в Османской империи), была возложена обязанность организовать и проконтролировать сбор необходимых денежных средств. Когда многие из христиан отказались его платить, а сам Симеон заявил Шапуру о том, что налог не только беззаконен, но и просто не по карману большинству его прихожан. Трижды, как сообщают источники, шахиншах посылал в Ктесифон свой приказ (двор Шапура пребывал в загородной резиденции), и трижды Симеон отказывался - это было представлено как бунт, и шах начал открытое гонение на христиан. Последователям Иисуса под страхом пыток, тюремного заключения и смертной казни было предложено принять зороастризм, доказав таким образом лояльность правительству. Также Шапур приказал разрушить церкви столицы (чем занялись маги и иудеи) и арестовать "главу колдунов" - т. е. епископа Ктесифона. Когда Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем (др. варианты имени Абделла, Абхайхла) и Ананией (Ханнаньей), святой даже не поклонился шаху. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил:

«Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведен для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться».

Шах стал убеждать его поклониться солнцу **, в противном случае он угрожал совершенно истребить христианство в стране. Но ни убеждения, ни угрозы не поколебали мужественного святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан (варианты имени Гухаштазад, Устазад, Готазад), бывший наставник Шапура. Он встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед шахом поклонился солнцу. Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: «Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот - Симеон, и тот отвернулся от меня!» Шах Шапур узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал шаху, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Шах удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать «веру их отцов». Но Усфазан был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед государем, а как христианин. Шапур исполнил его просьбу.

Узнал о смерти мученика Усфазана и святитель Симеон и со слезами возблагодарил Господа. Когда его вторично вызвали к шаху, святитель Симеон вновь отказался поклониться языческим богам*** и исповедал веру во Христа. Разгневанный шах велел на глазах у святителя усечь мечом всех христиан, находившихся в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, они сами подклоняли головы под меч. Так был обезглавлен и спутник святителя Симеона священник Авделай. Когда очередь дошла до священника Анании, он вдруг затрепетал. Тогда один из вельмож, святой Фусик (вариант имени Пусаи), тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: «Не страшись, старец, закрой глаза и ты тотчас увидишь Божественный Свет Господа нашего Иисуса Христа». Этим возгласом он выдал себя.Шах приказал вырвать святому Фусику язык и содрать с него кожу. Вместе со святым Фусиком была замучена и его дочь мученица Аскитрея. Последним подошел к палачу святитель Симеон и с молитвой ппеклонил голову на плаху. Произошло это 13 апреля 344**** в Страстную Пятницу. Всю пасхальную неделю до 23-го апреля продолжались казни.

Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем еще 100 и еще 150. По свидетельству греческого историка Vвека Созомена в «великое гонение» Шапура пострадало за Христа в общей сложности 16000 человек. Историк X века Аль - Масуди утверждает о 200000 убитых за веру ассирийцах (что кончено же явное преувеличение).

Святой Симеон почитается в:
1. Православной Церкви, память 17 апреля старого стиля / 30 апреля нового стиля
2. Ассирийской Церкви Востока, память 17 августа.
3. Римско - Католической Церкви, память 21 апреля.
4. Мелкитской Греко - Католической Церкви, память 21 апреля.
5. Сирийской Яковитской Церковью, память в первую пятницу После Пасхи.

Примечания:

* Ассирийская - современное наименование. Такжев исторической литературе именуется Сиро-Персидской, Персидской или просто Церковью Востока. Сиро - Персидская Церковь была одной из официально признанных конфессий в Империи Сасанидов. Периоды гонений сменялись временами тёплого и дружеского отношения со стороны Персидских шахов (особенно во времена шаха Ормизда IV, сказавшего, что как его трон не сможет удержаться только на двух ножках, так и его царство не сможет держаться только на зороастрийцах, и ему необходима поддержка христиан). Основной контингент прихожан Церкви Востока составляли родственные арабам и евреям  жители Месопотамии, известные сейчас как ассирийцы (самоназвание атураи). Однако нередки были случаи обращения в христианство и персов - зороастрийцев, даже представителей жреческого сословия,что по законам Сасанидских шахов (даже тех, кто в целом был лоялен к христианству) каралось особенно жестоко. См. например Жития святых Анастасия Персиянина, Сиры, девы Персидской.

** когда в житиях персидских (ассирийских) мучеников упоминается о том, что им предлагали поклониться Солнцу, то, на мой взгляд, под Солнцем стоит понимать язеда Митру (Михра). Он почитался и как олицетворение солнца икак покровитель всевозможных договоров и клятв.

*** В Житиях персидских мучеников традиционно пишут о «языческих богах». Но, cтрого говоря, в зороастризме один бог - Ахурамазда. Остальные «небожители» зороастрийского пантеона именуются язадами (язедами), то есть «достойными поклонения». Они скорее аналог Чинов ангельских в христианстве.

****Согласно другим источникам в 345. По Болотову в 341 году.

Составлено по:

1. http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib411/
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Shemon_Bar_Sabbae

Previous post Next post
Up