Из переписки Шри Ауробиндо с Дилипом. 4 сентября 1931 года

Sep 28, 2009 13:37


Это письмо показывает, как на практике, в живом опыте ученика, принципы, заложенные в других путях, таких как Тантра и Хатха-Йога, находят свое воплощение в ИЙ.
4 сентября 1931 года

Я уже говорил, что ваше переживание по сути представляло собой прокол вуали, находящейся между внешним сознанием и внутренним существом. Это одно из ключевых движений в Йоге. Ибо Йога означает единение с Божественным, но Йога также означает и осознание сначала вашего внутреннего «я», а затем вашего «я», что находится выше, - движение внутрь и движение вверх. Фактически только через пробуждение внутреннего существа и его выход вперед вы можете достигнуть единства с Божественным. Внешний физический человек представляет собой лишь персональность-инструмент и сам по себе не может достигнуть этого единства - он может только получать случайные касания, религиозные чувства, частичные намеки. И даже они приходят не из внешнего сознания, но из того, что находится внутри нас.

В ваших предыдущих переживаниях внутреннее существо вышло вперед и на некоторое время наложило свои собственные движения на внешнее сознание, для которого они являются странными и ненормальными. Но в этой медитации вы - впервые, я думаю, - отошли от внешнего сознания, ушли во внутренние планы, вошли в мир вашего внутреннего «я» и некоторое время жили в скрытых частях своего существа. Тот, кем вы были тогда, был не этот внешний человек, но внутренний Дилип, йогин, бхакта. Если однажды подобное погружение имело место, это значит, что на вас стоит печать Йоги, духовной жизни, и ничто не может стереть ее.

Все - все признаки этого первого погружения - есть в вашем описании этого комплексного опыта. Во-первых, чувство ухода немного вниз, что вызвало у вас ощущение движения к внутренним глубинам; потом, неподвижность и приятное оцепенение и одеревенение конечностей. Это был знак того, что под давлением силы свыше сознание отходит от тела внутрь - причем это давление прочно установило тело в качестве незыблемой опоры для внутренней жизни, в своего рода устойчивую и неподвижную спонтанную асану. Во-вторых, ощущение волн, что вздымаются, поднимаются до головы и заставляют вас «почти», как вы говорите, перестать сознавать что-либо. Это было восхождение низшего сознания в адхаре для встречи с большим сознанием наверху. Движение это аналогично тому, на котором тантрический процесс делает такой сильный акцент: пробуждение Кундалини - энергии, свернутой в кольцо и скрытой в теле, - и подъем этой энергии по спинному каналу и через центры (чакры) и Брахмарандхру для встречи с Божественным наверху. Но в нашей Йоге это не специально установленный процесс, но спонтанный и стремительный подъем всего низшего сознания потоками или волнами (или как-то еще) и, с другой стороны, нисхождение Божественного Сознания и его Силы в тело. Это нисхождение чувствуется как вливание тишины и мира, силы и энергии, света, радости и экстаза, широты, свободы и знания, Божественного Существа или Присутствия - иногда чего-то одного из этого, иногда нескольких вещей одновременно, иногда всего вместе. Движение восхождения приносит иные результаты: оно может освободить сознание, так что человек чувствует себя больше не в теле, но над ним или простирающимся в обширности, в то время как тело или почти не существует, или является лишь точкой в свободном и широком сознании; это восхождение может дать возможность существу или некой его части выйти из тела и перемещаться где-то еще, что обычно сопровождается своего рода частичным самадхи, а то и полным трансом; или оно может наделить сознание, не ограниченное более телом и привычками внешней натуры, способностью уходить внутрь, входить во внутренние ментальные глубины, во внутреннее витальное, во внутреннее (тонкое) физическое, в психическое, человек может осознать свою сокровенную психическую суть или свое внутреннее ментальное, витальное и тонкое физическое существо и, может быть, действовать и жить в сферах, планах, мирах, что соответствуют этим частям натуры. Это то, что случилось в вашем случае. Именно постоянное, многократно повторяющееся восхождение низшего сознания (не всегда выражаемое этими знаками) дает возможность уму, виталу, физическому войти в соприкосновение с более высокими планами вплоть до супраментального и наполниться их светом, силой и получать их влияние. И именно повторяющееся и постоянное нисхождение Божественного Сознания и его Силы является средством трансформации всего существа и всей натуры. Как только это нисхождение становится привычным, Божественная Энергия, Сила Матери начинает работать теперь не только свыше или из-за вуали, но осознаваемо в самом адхаре, она принимает на себя Йогу и имеет дело как с трудностями, так и с возможностями.

Наконец - хотя вы и не ясно упомянули об этом в своем описании, потому как не уловили, - это пересечение границы. Вы правильно говорите, что не засыпали и не теряли осознанности, ибо сознание действительно присутствовало там все это время; только оно переместилось из внешней и физической части существа, закрывшись от внешних вещей, во внутренние психическую и витальную части. Как раз тогда, когда вы пересекли эту границу, вы вошли в контакт с витальным присутствием Саханы (Sahana) и Сачина (Sachin) - с теми, с кем вы ближе всего соединены на витальном плане. Именно в вашем внутреннем витальном существе и на его плане произошло все, о чем вы говорите: мир и экстаз, вьякулата [пылкость] и слезы, беседа Саханы и Сачина и все остальное - и плакало и переживало экстаз и мир не ваше бодрствующее «я», но как раз внутреннее существо или часть его - внутреннее или истинное витальное, движимое психическим сознанием. В прежних своих переживаниях вы чувствовали это в бодрствующем состоянии; поскольку необходимы оба движения: как выход вперед внутреннего существа, так и уход сознания внутрь, чтобы познать внутреннее «я» и внутреннюю природу. Но то, что случилось здесь - по крайней мере, в начальной степени - это разрушение или, как минимум, образование бреши (и вы прошли через нее) в барьере, который разделяет это внешнее или инструментальное сознание и то внутреннее сознание, которое внешнее очень частично пытается выразить; также происшедшее заложило основу для осознания в будущем всех бескрайних богатств возможностей и опыта, нового существования и новой жизни, что лежат нетронутые позади, сокрытые этой малой и очень слепой и ограниченной материальной личностью, которую люди по ошибке принимают за все, чем они являются. «Переход к», о котором вы говорите, был просто возврат из этого внутреннего мира к бодрствующему состоянию.

В своем письме вы пишете, что слезы были не «настоящими», не «реальными», потому что когда вы вернулись к бодрствующему состоянию, глаза были сухими. Этот эпитет показывает пережиток расселовского предубеждения в вашем физическом уме - как если бы физическое было единственной реальностью! Слезы были совершенно реальными, только это была реальность внутреннего «я» и внутреннего плана; поскольку именно внутреннее существо лило эти слезы экстаза и бхакти. Точно так же и ваша встреча с Саханой и Сачином была реальным переживанием, но реальным на витальном плане - одним признаком реальности этого было то, как они вели себя, - каждый в точном соответствии витальному состоянию: Сачин был невежественен, он оказался неспособным понять случившееся и расстроился, Сахана же, которая внутренне пробуждена, сразу поняла, что произошло, и поступила правильно, предоставив вас вашему опыту. Аналогично, то, что имело место в вашем сне касательно Матери, было реальным, но реальным на витальном плане, это было переживание вещей, что имеют место во внутренних областях. Заблуждение считать, что мы живем лишь физически и имеем только внешний ум и жизнь. Мы постоянно живем и действуем на других планах сознания, встречаемся там с другими и влияем на них, и то, что мы делаем, чувствуем и думаем там, та сила, что мы обретаем, те результаты, что мы подготавливаем, имеют громадное значение и воздействие, о которых мы не осведомлены, на нашу внешнюю жизнь. Не все из этого доходит сюда, а то, что доходит, принимает в физическом иную форму - хотя иногда бывают и точные соответствия; но это немногое дошедшее составляет основу нашего внешнего существования. Все, чем мы становимся, что мы делаем и несем в физической жизни, подготавливается в нас за вуалью. Таким образом, для Йоги, чья цель состоит в трансформации жизни, чрезвычайно важно все больше и больше осознавать то, что происходит в этих областях, стать там хозяином и чувствовать, знать, уметь обращаться со скрытыми силами, которые определяют нашу судьбу и наш внутренний и внешний рост или спад.

Это также важно для тех, кто желает такого единства с Божественным, без которого невозможна трансформация. Не менее обязательно это и для того, чья цель - единение через любовь и бхакти - таково и ваше стремление. Это стремление не может быть реализовано, если вы останетесь ограниченным своим внешним «я», останетесь привязанным к физическому уму и его мелким движениям. Вовсе не внешнее существо является источником этой духовной потребности; внешнее существо только получило импульс из-за вуали. В этом переживании вы видели, откуда он пришел. Именно внутреннее психическое существо в вас является бхактой, искателем единства и Ананды, и то, что трудно для внешней природы, станет абсолютно легким, когда барьер будет разрушен и внутреннее «я» выйдет вперед. Ибо вы сами видели в своем переживании, что в тот момент, когда оно выходит вперед или втягивает сознание в себя, мир, экстаз, бхакти становятся естественными, спонтанными и незамедлительными.

Вот в чем важность вашего переживания. Оно показывает, что все процессы и движения, необходимые для Йоги, безусловно, доступны для вас, а не трудны или невозможны, как вы мыслили своим внешним умом. Оно показывает, что ваше внутреннее «я» уже йогин и бхакта, и поскольку это так и оно проявило себя, духовный поворот вашей внешней жизни также предопределен и неизбежен. Еще ваше переживание показывает, что у вас уже есть глубокая внутренняя жизнь, йогическая и духовная, которая лишь скрыта вследствие сильной направленности во вне, которую ваш думающий ум и низшие витальные части получили благодаря образованию и прошлой деятельности. Как раз чтобы скорректировать эту ориентацию во вне и убрать вуаль, вы и должны практиковать Йогу. И, несомненно, это будет сделано - поскольку, если хоть раз такое случилось, внутреннее «я» неизбежно возобновит свое давление, очистит проход и в конце концов обретет свое царство. Подобное начало является указанием на то, что должно произойти в большем масштабе в дальнейшем.

Есть гораздо большее, о чем нужно сказать, но я скажу об этом позже. В этом письме я могу лишь дать точное объяснение и непосредственное значение вашего переживания.

Переписка Шри Ауробиндо с Дилипом, Ученики, Письма

Previous post Next post
Up