Несколько слов о научном креационизме

Mar 08, 2011 23:14

Я собираюсь развивать эту тему и дальше в сообществе, а потому сначала сделаю общий отсылочный пост к тем, кто еще по неграмотности думает, будто научная теория Сотворения наукой Не является, а относится в богословию или разновидности религии. Это не так. Следует различать строго Библейский креационизм, и НАУЧНЫЙ креационизм. Он является наукой в той же степени, что и теория эволюции. И вот почему (за меня хорошо сказал американский автор в предисловии к своей книге).

1) Не выпадает ли креационная модель из сферы науки?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вначале нужно разобраться, что такое модель вообще. Новый словарь Вебстера (Webster's New World Dictionary) дает такое определение модели: "обобщенное, предположительное описание, зачастую основанное на аналогии, используемое при анализе или объяснении".

Сотворение (как и макроэволюция в эволюционной модели) не поддается наблюдению в наши дни и не воспроизводится в лабораторных условиях, а, следовательно, выпадает, как и теория эволюции, из сферы действия естественных наук.

Но этот факт вовсе не отменяет ценности как эволюционной, так и креационной моделей. Научная модель сотворения, как любая хорошая научная модель, позволяет объяснять наблюдения и делать прогнозы. В этой работе я исходил из того, что креационная модель лучше эволюционной: она проще, в нее лучше укладываются имеющиеся наблюдения, она служит прочной основой для научных прогнозов.

2) Предполагает ли научная модель сотворения существование сверхъестественного божества?

- Я не собираюсь скрывать, что теория научного креационизма возникла на основе летописи Книги Бытия и что практически все креационисты верят в эту Книгу. И все же при этом важно осознавать отличие библейского креационизма от научного, поскольку это два разных взгляда на сотворение.

Эта работа посвящена вопросам научного креационизма, на религиозное содержание она не претендует. Ее вполне можно использовать в качестве пособия для средних школ (обратите внимание на отсутствие в этой работе цитат из Священного Писания и ссылок на него).
Научный креационизм рассматривает вопросы генетики, биологии, палеонтологии, физики, антропологии и других естественных наук, не касаясь богословия.

Библейский же креационизм, напротив, исходит из буквального толкования летописи Книги Бытия - толкования, общего для всех, кто исповедует иудейскую, христианскую и мусульманскую веры. Библейский креационизм уделяет больше внимания конкретным фактам Сотворения и постижению природы Разумного Создателя - Бога. Библейский креаци онизм не годится для преподавания в школе, поскольку предполагает, что учителя должны хорошо знать Библию (требование невозможное, да и несправедливое - ведь никого нельзя заставить стать ученым-библеистом или уверовать в непогрешимость Библии). Библейский креационизм подходит скорее для занятий в церквях, синагогах, мечетях и частных школах, причем преподавать его должны специалисты в области Библии, которые к тому же обладают естественнонаучными знаниями.

Эволюционисты пытаются определить возраст материи и Вселенной, но обходят стороной причины и истоки возникновения материи. Научный креационизм тоже не рассматривает эти вопросы. Как многие эволюционисты верят, что процессом эволюции управляет Бог, так и многие атеисты вполне могут считать, что живые существа возникли из ничего, внезапно и мгновенно, полностью функционирующими - но без участия божества. Однако богословские убеждения не имеют отношения к сугубо научному исследованию возникновения мира.

В сущности, существует только две модели возникновения мира - сотворение и эволюция. Каждая из этих моделей - полноценное мировоззрение, философия жизни и смысла, происхождения и назначения. Ни ту, ни другую невозможно с легкостью подтвердить или опровергнуть научными средствами, поскольку ни та, ни другая не поддаются проверке и наблюдению; следовательно, обе эти модели должны приниматься на веру. И все же обе эти модели, безусловно, научны, поскольку пытаются - каждая в своих рамках - объяснить реальные научно-исторические данные. Эволюционизм - религия ровно в той же степени, что и креационизм; сравнение этих двух систем представляется вполне обоснованным и закономерным.

3) Научный креационизм - разве это не попытка "протащить" в науку библейский креационизм?

- С тем же успехом можно спросить: "А теория эволюции - разве это не попытка "протащить" в науку атеизм и материализм?" Научный креационизм можно преподавать совершенно независимо от библейского. (См. "Bones of Contention" by Marvin L. Lubenow, pg. 134-137)

4) В чем именно состоит отличие научного креационизма от библейского?

- Научный креационизм основан на естественнонаучных фактах.

Библейский креационизм основан на Священном Писании. Книга Бытия включает в себя повествование о шести днях Сотворения Вселенной, имена первых мужчины и женщины, рассказ о том, как из-за грехопадения Бог проклял землю, о Ноевом ковчеге, о смешении языков и о многих других событиях, которым нет объяснений в рамках естественных наук.

Наука может, к примеру, указывать на сам факт сотворения мира, но не способна определить точно определить продолжительность процесса сотворения. Научный креационизм имеет дело с материальными объектами - например, окаменелостями; в Библии же нет ни одного упоминания об ископаемых. Таким образом, вполне можно судить о научном креационизме независимо от библейского креационизма.(См. "What is Creation Science?" by Morris and Parker, p.297-298).

5) Почему эволюцию нельзя рассматривать как один из путей сотворения?

- Прежде чем отвечать на этот вопрос, важно определиться в терминологии. Теорию о том, что Бог сотворил человека посредством эволюции, правильно называть не креационизмом, а "теистической теорией эволюции". Теория эволюции объясняет происхождение мира естественными процессами; теория сотворения - сверхъестественными; попытка поставить между ними знак равенства приводит к смысловой путанице.

Теистическая теория эволюции отличается от "атеистической" только тем, что причиной естественных процессов она считает Бога. Обе теории говорят об одних и тех же исторических рамках эволюции и об одних и тех же эволюционных механизмах, поэтому между ними нет принципиального научного различия, как между креационизмом и эволюционизмом.

Теистическую теорию эволюции следует оценивать на основе богословских, а не научных, критериев; к креационизму и эволюционизму применимы строго научные критерии. Именно исходя из научных критериев креационисты утверждают, что теория эволюция не в состоянии объяснить происхождение Вселе нной и жизни.

6) Почему креационисты, оставаясь в меньшинстве, все же рассчитывают внушить свои убеждения другим?

- Креационисты - не такое меньшинство, которым можно пренебречь. К сожалению, я не располагаю последними статистическими данными; но опрос, проведенный Associated Press и NBC News в 1981 году, показал, что более 86% населения США одобряет идею преподавания креационной теории в средней школе. Креационисты же ратуют не за привилегированное, а за справедливое отношение к своей теории.

Мы считаем, что креационная модель должна не вытеснять эволюционную, а преподаваться наряду с ней. Либерально-гуманистические тенденции в науке и образовании, приведшие к насаждению эволюционной теории и приданию ей статуса истины в последней инстанции, кажутся нам недопустимыми в свободном обществе.

7) Почему креационисты настаивают на преподавании теории сотворения в светских школах? Ведь сами-то они в церквях и религиозных школах не преподают теорию эволюции!

- Эта претензия свидетельствует о серьезном непонимании сути и роли государственных школ и других учреждений, существующих за счет налогов. Эти налоги платим мы, граждане страны, а среди нас есть сторонники как креационизма, так и эволюционизма - следовательно, подход к преподаванию этих двух основных научных моделей происхождения Вселенной должен быть максимально объективным.

Если христиане хотят, чтобы их детям преподавали только креационизм, им нужно учреждать частные школы. Если сторонники светского образования хотят, чтобы их детей обучали только теории эволюции, им тоже нужно учреждать частные школы, но гуманистической направленности.

Эволюционисты не вправе требовать, чтобы налоги креационистов шли на преподавание теории эволюции; это несправедливый, высокомерный и антиконституционный подход. Одновременное преподавание обеих теорий на строго научной и объективной основе - вот единственно верный и наиболее действенный подход, который согласуется с конституцией и гражданскими правами, отличается научной и религиозной беспристрастностью, соответствует принципам свободы и всеобщей справедливости. (См. "What is Creation Science?" by Morris and Parker, p. 300-306). "
Previous post Next post
Up