Дорога Манали-Ле на однодневном мини-басе.

Aug 05, 2008 13:28

Все начиналось тихо и спокойно. Даже не скажешь, что мы должны были совершить такой долгожданный, потусторонний, и на данный момент самый мощный переезд за весь наш трип.
Приятным вечером 9 июля, поставив будильник на час ночи, мы медленно засыпали в не очень уютном номере геста Green Forest, что в Old Manali (не очень уютном, зато в саду - мальвы, розы и конопля). Будильник не обманул, прозвенел вовремя. А вдобавок через 10 минут после него подошел Дэниэл - наш еще Багсовский приятель-немец, с которым мы полтора месяца занимались йогой в одном зале и с которым должны были поехать в Ле.
Быстрые сборы. И вот мы уже у Олд-Маналевского мостика загружаемся в мини-бас Force. С нами еще двое американцев, остальных мы берем в Вашиште. Там выясняется, что двое заболели и не поедут, а это значит, что нас вместо 11 всего 9, и это не может не радовать, ибо 9 - это оптимальное количество народу для более-менее комфортного путешествия в автомобиле данной конструкции.

С особыми почестями проехали поледнюю бензоколонку в долине Kullu и мчимся вверх к перевалу Rohtang.
Водила попался отличный, правда на инглише изъясняться практически не может (благо у нас в басе американский мальчик чуть-чуть говорит на хинди)...
Короче, ночь. И мы уже начали смотреть огромный 19-ти часовой фильм про горы и их мощь... Ни на одну минуту мне не удалось заснуть вплоть до самого Leh. Потому что, когда за окном такое - спать преступно.





474 километра из Манали в Ле можно ехать в расслабленном темпе, например три-четыре дня. Так делают те, кто едут своим ходом на Энфилде. Обычными рейсовыми автобусами (local bus) можно доехать за два дня (первый день семь часов до Кейлонга, второй - 16 часов до Ле; стоит сие удовольствие примерно 600 рупий на билеты плюс ночевка в Кейлонге (говорят около 150 рупий, но мы точно не знаем). Мы же решили, что времени рассусоливать у нас особо нет и надо ехать на мини-басе, который, выезжая в два ночи, к десяти вечера того же дня (может быть) приезжает в Ле (может быть). Платя 1200 рупий с носа, мы даже и подумать не могли, что все эти 19 часов автомобиль управляется одним человеком и его состояние к перевалу Taglang La (высота 5328 м, еще 90-100 км до Ле) прямо скажем, пугает. Короче наш экспресс-трип был волнующ, но на мой взгляд стоил того именно из-за своего формата. Мы в режиме нон-стоп наблюдали за все новыми и новыми лицами великих Гималаев. Это как смотреть интересный фильм, открыв рот, без остановки. Потом его можно пересмотреть более вдумчиво и расслабленно, но эмоциональный удар вы получаете именно от этого самого первого просмотра "на одном дыхании".

Через час после старта (по ощущуениям) начинается подъем на перевал Rohtang. Мы мчимся, аки вихрь, пока в самом начале подъема не встаем в пробку из грузовиков. Интересное начало, думаю я. Минут 30 мы карабкаемся по встречке, которая ближе к обрыву, а там деревца и такая темень вниз, аааааах.

Но все как-то быстро разруливается. Пробка кончилась. Она всего навсего из-за того, что в некоторых местах дорога настолько узкая, что два грузовика не могут разъехаться и приходится водилам по какому-то странно сложному (но, я верю, логичному) алгоритму пропускать друг друга то в одну, то в другую сторону.

Какой же он длинный, этот подъем на перевал Rohtang. За окном по-прежнему ночь, а мы все крутимся и крутимся по серпантину в штопоре вверх. Физических изменений не наблюдается, но кажется, что мы уже выше звезд. Наверное, все преувеличивается, потому что за окном темно, не видно ничего, кроме змейки огоньков-фар других машин, уходящей куда-то вниз, в темноту, в бездну.

Начинает светать. Одновременно мы въезжаем в облако, капает дождь, и по ходу мы доезжаем, наконец-таки, до верха. Визуально мы в слабо голубом киселе, не видно ничего, даже змейки огоньков-фар.
Слово перевал для меня уже звучит по-другому.
Теперь это слово заряжено по полной.
Такое в нем теперь напряжение - гнетущее, бесконечное.

Перевалили!!!

Но вниз ни на грамм не легче. Та же концентрация, то же напряжение, те же разъезды со встречными, торможения, повороты на 180. Для нас этот первый спуск особенно адреналиновый, ведь уже светло и мы все видим.
С наступлением светлого времени суток наш мини-бас просыпается, чтобы поглазеть в окно. Виды поражающие. Еще только спускаемся с Rohtanga, а уже такой простор, такая мощь. На дне ущелья речка, на другой стороне ущелья тонкие белые нити водопадов тут и там свисают со склонов еще пока зеленых гор.

Первая остановка. Водила (Раджив) собирает паспорта, это первый пост контроля. Мы едем на север, к границе с Китаем - а это зона постоянной военной непонятки. Пишут, что есть неразрешенные территориальне конфликты с Китаем, а там еще западнее Пакистан не далеко, короче дорога из Манали в Ле стратегического назначения. Открыта она всего три-четыре месяца в год (в остальное время года высокогорные участки под снегом). Поэтому все перемещения туристов тут контролируются и протоколируются на многочисленных постах. Пока идет оформление, мы пьем масала чай и едим лепешкy в местой кафешке. Вкусно. Местные собаки уже горные, а значит с достоинством (т.е. на печенье реагируют с презрением) и очень красивые.

Дальше начинается достаточно пологий и долгий подъем по ущелью. Местность становится более пустнынной, горы - разных оттенков светло-коричневого. Еще попадаются населенные пункты, и вокруг тут и там снежные пики.

Так совершенно ненапряжно и наверное, даже незаметно, мы доехали до Кейлонга. Проехали бензоколонку с надписью "Последняя колонка на следующие 365 км" и остановились в месте под назанием Дарджа на очередной чай и протоколирование. Дарджа - это всего домов пять на дне ущелья и именно тут в пяти часах езды от мало-мальской цивилизации мы встретили Катрин - еще одну немку, которая тоже занималась с нами йогой в Багсу.

Катрин через полчаса стартовала со своими тремя друзьями, четырьмя осликами и проводником в четырехнедельный (4!!) трек (по-нашему - поход) в Ле. Вот вам еще один способ добраться в Ле - до Кейлонга на чем хотите, а потом - пешком месяц )))) Я пока на такое не способен.

После начался еще один мощный подъем, стало достаточно светло и я достал фотик.



А это вид с дороги вниз.



Очередная остановка и очередной масала-чай, на этот раз - с омлетом в лепешке. В кафешке растят зеленый лук в картонных коробках, а на стене такая вот надпись.



Едем дальше. Самочуствие отличное только у нас троих в автобусе, наверное потому, что мы уже крутые йогины. Всех остальных немного подколбашивает. Мы забираемся выше, пошли конкретные горы. За бортом пронизывающе холодно.



Как уже говоилось, дорога функционирует всего три-четыре месяца в год, а все остальное время она под снегом. Это значит, что каждый раз, когда снег стаивает, дорогу по сути нужно прокладывать заново. Поэтому ремонт дороги здесь меропритие бесконечное, особенно если учитывать, что некоторые отрезки пути просто утыканы табличками "Осторожно лавина". Что может происходить с дорогой после лавины - трудно себе представить.
А вот так этот ремонт дороги выглядит из мини-баса. Жестко и четко.





На пути помимо дорожных рабочих встречаются и редкие мини-басы. При встрече с каждым примерно вторым мы (в лице Раджива) останавливаемся и что-то обсуждаем.



На небе, наконец-то, начинаются ярко-синие просветы (о боже, как же мы устали от дождя в Багсу и Манали) и мы подкатываем к Сарчу.



Короткая остановка. В этих палатках ночуют те, кто едет с остановками, потому что за Сарчу ночлег только через сто с чем-то км, а так - никого и ничего )))
После подъемов, спусков и серпантинов Сарчу - это какой-то плоскодонный рай. Идеально ровное поле (долина) с идеальное ровной дорогой, горами по периметру и речкой в каньоне.





После Сарчу дорога окончательно меняется. Тучи, дожди, растительность позади. Начинаются совершенно другие горы.





Штурмуем очередную речку.



При штурме этой речки грузовик перед нами пробивает бак с соляркой. Чуваки срочно там что-то придумывают.



И опять виды-виды-виды.





Берем еще один перевал.
Очередной чек-поинт.



А вот и Панг. Остановка на чай и дал (чечевица в карри).

Тут уже начинает казаться, ну ладно, куда еще красивее?!?
Да и устали мы. Хочется уже приехать.
Вроде бы посмотрели все.

Все, да не все.
После Панга лично меня накрывает окончательно. Очередной подъем по достаточно страшненькому серпантину. И начинается вот это.







Огромное, идеально ровное поле.
Поле на высоте 4643 метра (судя по показаниям нашего GPS).
Синева неба поражает, многочисленные облака странно заигрывают своими тенями с проплешинами травы, поле уходит за горизонт. В автобусе опять оживление. Все в открытыми ртами смотрят в окна и издают какие-то нечеловеческие вопли восторга.



Но и Панг - это не предел.
Дальше мы начинаем свое "возъезжание" "восползание" на перевал Taglang La.
Сердцепостукивает.
Я пересаживаюсь вперед, потому что я самый бодрый в нашем басе.



А впереди нужно сидеть, потому что наш Раджив устал. Глазки превратились в маленькие щелочки, голова покачивается - все логично (уже пять вечера, он рулит 15 часов).
Я создаю активность на переднем сиденье, при этом пытаясь не говорить с Радживом, потому что разговор на английском для него сложен и сильно отвлекает от дороги, а дорога...
...нет слов...
...и фотографий тоже нет, потому что я забыл вообще про фотографирование.
Изредка переключаясь с водилы на дорогу и виды, я пребывал с состоянии стремной эйфории. Было реально страшно, но вместе с тем восторг переполнял. Я такого не видел никогда в жизни - мы одни ползем по склону огромной горы, вниз километр, вверх "километр" (склон градусов на 70). На другой стороне ущелья красивейшие горы кирпичного цвета, над ними снежные пики, картина усугубляется ярко синим небом, белыми облаками и солнцем, ну и в голову уже дает недостаток кислорода.
Но не буду рассусоливать.
Доползли мы до перевала и попросили Раджива остановиться на минутку типа дежурно сфоткаться. Я открыл дверь и "деревню Гадюкино сдуло".
АААААА! Какой же пронизывающий и холодный ветер на высоте пять тысяч триста двадцать восемь метров. Как только я встал на две ноги, голова страшно закружилась.



Надпись на таблице - "Вы проезжаете через второй по высоте перевал в мире. Невероятно, не так ли?"

ВЕРОЯТНО!!!

Мы начали спускаться. Сбоку не стаявший еще снег. Ну и дорога.



Стоит признать, что дорога вниз вскоре стала просто отличной и даже широкой. Это был наш последний спуск. Дальше мы ехали по ущелью мимо СИРЕНЕВО-ФИОЛЕТОВЫХ гор.
А потом по очаровательной и странной долине Инда. Заходящее солнце на синейшем из небес отчаянно жгло рыжие склоны гор, зеленые орошаемые горными речками поля, серо-коричневые дома и их обитателей совсем уже не индийской наружности.
Мысль, что мы наконец-то здесь, пульсировала в висках. Раджив тоже повеселел.
Вот как-то так.

А потом были
буддистский монастырь на скале в Тикси
темнота - десять вечера
автобусная остановка
и мы в жарком споре с таксистами привыкаем к здешним ценам. Такого, как в Кумпте (ССЫЛКА), конечно, не было, но побороться в тот вечер пришлось )))) Но что это в сравнении с подъемом на Taglang Lа...
Ерунда.

Ладакх/Ladakh, фото, Ле/Leh, Манали/Manali

Previous post Next post
Up