И вот мы снова на улицах Гокарны, где, стоит сказать, постоянное население - исключительно брахманы. То есть днем здесь появляются и представители других каст для выполнения работ и функций, присущих их кастам, а ночь они удаляются. Город священный, и жители в нем - священнослужители. А мы выдвигаемся к храму змей по пешеходной улочке.
Очередное культовое деревце на тылах храма Ганеши
Пешеходная узкая улочка
Дома жителей брахманов
Тень - от солнца
Старинные стены покрылись мхом и растительностью
Коровы священные - ходят, где хотят
Если обратили внимание - на входе в дома калиточка; чтобы коровы всё-таки внутрь не заходили. Не заходят. Но бывают случаи, что прямо у входа справляют нужду. Наши соотечественники очень любопытствовали, что будет делать хозяйка с результатами жизнедеятельности коровы, если хозяйка является по определению брахманом и выносить нечистоты ей по касте не положено. Нет, ничего взяла тряпочку и всё прибрала, объяснив, что это всё - не нечистоты, а эманации священного животного.
Бывают дома победнее
Бывают дома побогаче
Лесенка - каменная, а не пластмассовая
Пришли к храму Naageshwara Temple
Наги (санскр. नाग; наг - «змей») - змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй. Кстати, в камбоджийском искусстве наги изображаются с девятью головами (у меня есть об этом почитать в других постах).
Улочка рядом с Naageshwara Temple
Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг - символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами. Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. Нагами заселены планеты Махатала и Патала (Нагалока). В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг Мучалинда защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением.
Культовый баньян...
В этот храм приходят пары, в надежде завести детей и просят помощи у Нага. Когда же заветное желание исполняется и в семье рождается долгожданный ребёнок, то счастливые родители всячески благодарят змея и устанавливают в одну из свободных ниш табличку, с указанием даты рождения ребёнка. Прямо у храма растёт старое дерево, под которым установлена плита, на которой изображены две переплетённые змеи, как символ мужского и женского начала.
... и культовые "штучки".
Те самые таблички и даты
Символ мужского и женского начала
Входим внутрь храма...
Культовый "погребальный" бассейн (почему-то накрыт и не используется). У забора виден "камбоджийский" девятиглавый наг
Какой-то жертвенник
Внутри храма
Внутри храма на полу: и бычок Нандин, и орнамент ранголи, и лампадки - всё в рамках традиционного индуизма
И конечно лингам в центре храма, который надо обходить и молиться
Двигаемся вокруг по часовой стрелке, наблюдаем ниши с табличками в соответствии со спецификой храма
Поворачиваем и обходим
И с третьей стороны видим всё те же ниши и таблички
Вернулись к исходным Нандину, лингамам и лампадкам
И слава богу, что бассейном не пользуются
Пошли дальше по улочке Гокарны, разглядывая местный быт и условия жизни...
Домик, не домик - какая-то швейная мастерская - одним куском строения
Достаточно просторные апартаменты
Строеньице "пожиже", но со всеми атрибутами: ранголи, пятиконечная звезда головой вниз, калиточка от коров на входе в дом и места для посиделок
А тут и какой-то внутренний дворик присутствует за забором
Присмотритесь - в глубине двора местные ребята играют в крикет - разновидность нашей лапты (мы в неё ещё в детстве играли)
Кто-то смог заехать всё-таки на пешеходную улочку (кто брахманам стирает бельё?)
Совсем шикарно - и с металлической калиткой, и специфическая плитка с омом и свастикой
Домик во дворике за забором - наш стиль
И благодатная тень от тропической растительности
Небольшой храм опять же с погребальным бассейном
Внутри виден лингам, свастика (слово «свастика» индийского происхождения, состоит из двух санскритских корней: सु, су - «добро, благо» и अस्ति, асти - «есть, быть», то есть «благосостояние» или «благополучие»)
Вот и вышли к Koteshwara Temple с обширным бассейном...
Вид на бассейн и храмовоые постройки
Храм Котехвар находится в середине озера Котитеэрт
Вообще вокруг озера располагается целый городок из храмов и сооружений для исполнения священных ритуалов.Sri Kalabhairava Temple. Согласно индийской мифологии, когда Бхайрав в приступе ярости срубил голову Господу Брахме, его охватило раскаяние. Отделенная голова Брахмы, известная как Брахмакапала, преследовала его. Чувство вины подавляло существование Бхайрава, и он становился беспокойным. Известно, что он прибыл в Гокарну. Его покаяние принесло свои плоды, поскольку постепенно Господь Шива помог ему преодолеть чувство вины. Осознав могущественный духовный рост Гокарны, он решил поселиться здесь. Храм Калбхайрав, расположенный на южном берегу Котитиртхи, знаменует собой этот мифологический эпизод. Храм имеет уникальный дизайн с лестницами на востоке и западе, ведущими к общему входу. Статуя Бхайравы стоит на возвышенной гранитной платформе со статуей змеи и парой следов под ней. Как и другие храмы вокруг Котитертхи, этот тоже обычно не переполнен.
Sode Vadiraja Matha. Очень хорошее место для совершения священных ритуалов. Номера чистые и хорошие для проживания. Однако пруд нуждается в очистке, в нем плавает много отходов. Достаточно приличное место, расположенное рядом с океаном и автобусной остановкой.
Sri Krishna Temple. Согласно индийской мифологии, однажды Кришна не смог найти своего внука Анируддху. Легенда гласит, что Уша, мистическая дочь короля демонов Банасура, мечтала об Анируддхе, влюбилась и украла его из его семьи. Попытки Кришны найти Анируддху не принесли плодов, и по прошествии дней и недель он забеспокоился. В поисках ответов он пришел в Гокарну, искупался в святом пруду Котитеэрта и помолился. Господь Шива быстро осознал муки деда. Хотя Банасур тоже был его учеником, Шива посоветовал Кришне противостоять царю Банасуру за хитрость Уши. В конце концов, Кришна и Банасур вступили в серьезную битву, а позже, после вмешательства Шивы, Анируддха и Уша женились. В ознаменование визита Кришны в Гокарну и его встречи с Шивой на берегу Котитиртхи установлен храм Шри Кришны.
Shree Patta Vinayaka Temple. Как гласит индийская мифология, когда гора Шаташрунайн - священный пруд была вытеснена из Гималаев мифологической птицей Гарудой, святые и монахи, жившие на ней, мучились из-за отделения от реки Ганга и хотели принести ее в Гокарну. Это не было обычной задачей, и святые искали божественного вмешательства, поклоняясь Господу Ганеше. Монахи получили соответствующие указания, чтобы преодолеть препятствия и принести святые воды Ганги в эту часть страны. Сегодня реки Гангавали и Агханашини разграничивают город в форме коровьего уха и дают ему название: Гокарна. Этим монахам приписывают установку идола Ганеши с четырьмя руками. Считается, что этот аватар Ганеши избавляет от забот и метко окрестил его Чинтамани Винаяка. Он расположен на юго-восточной стороне Котитиртхи, на пути к Бандикери Матх или монастырю и напротив храма Шри Вишвешвар виттал. Похожий на храм Маха Ганапати, но меньший, однако храм Паттевинаяк не так многолюден и расположен в тихом уголке.
Sri Srimadadya Raghuttama Matha. Это индуистская обитель принадлежит "Рамачандрапуре Матхе". Сттранно, но в нем также есть зал, где может проходить программа до 1000 человек.
Shri Kalikamba Kamateshwara Temple. Храм Шри Каликамба Каматешвара расположен на берегу озера Котитертха. Это хороший, спокойный и божественный храм. Храм в основном почитается общиной Вишвакарма-брахманов (людей, занимающихся ювелирным, кузнечным, Плотницким и архитектурным бизнесом).
Посмотрели... Идем по дороге, именуемой в честь озера Котитертхи.
Брахманы запросто гуляют
Улочка украшена гирляндами растений и лампочек. Subrahmanya Temple
Да, наши "новогодние" лампочки
По улице практически в каждом домике - свой индуистский храм
Но иностранцам вход запрещен
Уровень и плотность святости зашкаливает
Ритуальная атрибутика
Какие-то внутренние покои
И священные животные по закоулочкам на подножном корму
Пресловутые калиточки
Поклонились - помолились. Dattatreya Temple
Храм Даттатрея в Гокарне расположен на берегу котла Тиртха Коти. Это маленький храм, спокойный и божественный, с идолом Даттатрейи.
Даже и дворик какой-то есть
И какая-то континентальная архитектура
Красивая корова, почувствовала, что мне понравилась и не хотела пропускать
А это уже школьный двор с соответствующей графикой
Чему их учат интересно в этом священном месте?
Муниципальное учреждение стандартного вида
Автобусная станция, от которой мы и поедем дальше
А поедем мы на пляж Ом. Тоже знаковое и культовое место... Но другого рода. Спокойный, безмятежный пляж, где можно расслабиться. Хорошее место, удобная инфраструктура для отдыха (кресла в тени деревьев), но... Торговцы бусиками портят атмосферу отдыха. Очень назойливые.
Ну, как же без них
Соседствуют огромные черные валуны и мельчайший белоснежный песок
Тут и лодки для морских прогулок
И прибой достаточно спокоен
И прямо на берегу притягательная тень для отдыха
Вот они - "прилипалы"
Райское безлюдное место
Да, это чистый песок
Возвращаемся назад по дороге из желтого кирпича
И собственно нас ждет автобус. Ехать домой... Вообще домой
Ом, мы поклоняемся Троеглазому (Господу Шиве),
который благоухает и питает всё живое;
Пусть он освободит нас от смерти ради бессмертия
подобно тому, как огурец отрывается от своей связи (в ползучем растении).
Ом, пусть во всём будет благоприятствие,
Пусть будет мир повсюду,
Пусть полнота будет повсюду,
Пусть всё процветает.
Ом, пусть все будут счастливы,
Пусть все будут свободны от бессилия,
Пусть все заботятся о том, чтобы другим было хорошо.
Пусть никто не страдает от огорчений.
Ом, веди меня от нереального к реальному,
От тьмы к свету
От смерти к Бессмертию.
Ом, Тот есть целое. Это есть целое.
От целого целое становится проявленным.
От целого, когда целое отнимается,
Остаётся опять целое.
Ом, Мир, Мир, Мир.
(
https://www.oum.ru/yoga/mantry/mantra-sandzhivani/)