Хампи. Индийские пасхалии храма Вирупакша

Oct 19, 2019 09:12


Следующую по жизни в Хампи экзотическую эпопею в материально-пешеходном смысле и в ментально-аналитической сущности я бы назвал "индийские пасхалии"...
Храм Вирупакша мы посещали ночью, что в моем религиозном опыте прочно ассоциируется по времени суток с известными событиями Светлого воскресенья.
В тоже время анализ предыдущего времяпровождения в Хампи и достаточно плотная загруженность прошедшего дня убеждали, что христианско-религиозная составляющая если и была, то этот вечерний осколок нашей одиссеи был окончательным и бесповоротным христианско-божьим наказанием за поклонением инородным идолам.

С другой стороны кое-какие идейки возникли на почве административно-режимного сообщения о приоритетах при формировании очереди посещения храма:
- в первом ряду (безусловно) - отшельники-индуисты, что логично и не требует объяснения в любой религии;
- во второй категории - шиваиты-поклонники (их очередность - имманентна и трансцендентна одновременно, как и бог их Шива), что в представленном толковании также не требует дополнительного объяснения в любой религии ибо не подвластно толкованию;
- в третьей и последней гильдии после всех поломничающих и хаджующих - безусловные богопочитатели Гермеса&Диониса в странно-едином их воплощении и непрерывном непорочно-греховном синтезе  в рамках религиозного восприятия туристической братии иноверцев.



С учетом того, что первые клиенты в храм запускаются на рассвете, то наш полуночный визит с представленных уставных позиций трактуется не иначе, как время для индуистов-атеистов.

Итак, храм Вирупакша - очередной аватар бога Шивы, явившийся с данным именем местному контингенту императоров Виджаянагара; или по некоторым сообщениям клерикально-эксцентрических российских туристов-сектантов-интерпритаторов вообще эксклюзивно поименованный, как третий глаз Шивы, наполненный древнеисторическим гневом и практически современной мощью лазерной эманации.

Что поражает в этой многомерной индийской аватаристике? Что их не устраивает наличие в истории многих личностей с индивидуальными именами и ареалами обитания. Зачем-то они все сводят практически к трем индуистским аватарам (Маркс, Энгельс, Ленин? - надо проверить этот ассоциативный ряд по деяниям указанных классиков вне конспектного их идеологического познания и в возможных их воплощениях в материализованных олицетворениях).

Позволю себе лирическое отступление по прикладной аватаристике... У нас в Орле одно время был кризис наименования улиц, что привело к появлению улиц: Первая Курская, Вторая Курская, Третья Курская (мне подсказывают, что есть и четвертая, но я на ней не был и утверждать ее наличие не буду). После индийских походов для меня они теперь улицы первого, второго и третьего аваторов Курска...
Есть еще одна забава в наименованиях улиц. Была (и есть) улица Первая Посадская, а названа она в честь своего прохождения по первому историческому посаду города Орла. Но! Позже появилась параллельная ей Вторая Посадская, но не потому что там был второй посад, а потому что просто продолжили нумерацию.
Ну, возьму еще и третью производную к лирическому отступлению... Про Курск...
В эти выходные (12.05.2018) ездили анапским поездом из Орла в Воронеж, долго стояли в Курске, посему родилось наименование этого города - ПЕРЕКУРСК. Точно так же поезд долго стоит в Воронеже, пассажиры ринулись развеяться в город, а я их предупредил: "Смотрите, как бы Вам Воронеж не стал "ПРОВОРОНИШЬ".

Так - всё: к делу (то есть к слову)!

Нагрянули мы в храм Вирупакша с холма Хемакута:



Непередаваемое словами и фотографиями любого разрешения и n-мерности картина, особенно в лучах уже зашедшего за горизонт солнца, которое в возвышенных небесных сферах из-за края земного диска и из-за грани оставленного во вчера тленного мира продолжает зажигать и золотить вершину гопуры, оторвавшейся от вчерашних нас приземленных ввысь к божественным  пределам и орбитам.

И тут со мной случился конфликт восприятия окружающего мира в наземной и надземной его части...
Безусловно, я был наслышан о традициях оправления естественных потребностей индийцев. Но тут, очевидно, разыгрался когнитивный диссонанс - при всей сложившейся национальной практике справления нужд, ну, не могу я представить, что можно сидеть испражняться, глядя на окружающий «версаль».
Причем продуктов дефекации было столь много, что ногой ступить было некуда.
Я попытался сопротивляться своему восприятию мира, спросив Галю о нечистотах: "Очевидно - это мартышки?". На что получил ответ: "Можно людей называть мартышками, но они на это обижаются; хотя ведут себя порой, как мартышки".
Честно - глубокая психологическая травма для меня... И потом... Позже... Когда запах благовоний и душистых палочек на входе в храм заглушил вонь нечистот, осталось ощущение, что фекалии где-то рядом. Я даже больше скажу, что уже потом, когда "слышу" запах благовоний - непроизвольно напрягаюсь в подспудном ожидании экскрементов где-то рядом.
Для меня индийские благовония - не несут радости приятного ощущения мира, а скорее напрягают возможной маскировкой непотребного.

Опять я вклинился в пограничную тему…  Очевидно будут нарекания…

Ну и ладно... Что-то все о земном - цель-то постичь неземное, а пути тут могут быть любыми и разными.

И что там дальше воспаленный жарой и временем разум историков в своих изысканиях и постижениях  чужих мемуаров нарисует?
Три-четыре века войн и прочих бытовых и житейских неурядиц, которые, тем не менее, ОСТАВИЛИ камень на камне. Тут оно видно воочию - на любом горизонте.
Причем, многие дилетантствующие ученые, и я в их числе, недоумевают - каким образом на столь длительном историческом и географическом отрезке, когда мусульмане и индуисты, а кое-где и буддисты, в своих постоянных кочевьях практически по кругу друг за другом с религиозным жженьем в груди, воспалением мозолистого тела в голове и укоренившихся мозолистых натоптышах от седла в противопоставленной части организма... Как эта Виджаянагарская карусель с религиозным приводом не разрушила храмовые аттракционы этого материализованного парка шиваизма.

Ознакомление с деталями прошлых событий и их отражение в нашей временной стадии происходило уже по приезде. Причем надо отметить, что чтение источников про древние и не очень древние цивилизации занятие не менее интересное, чем погружение в фантастическую беллетристику от всяких  Фрэнков Гербертов, Айзеков Азимовых, Артуров Кларков и Толкиенов с их сагами про придуманные цивилизации (а сколько килограмм казалось бы фантастических знаний осилено, а сколько километров и парсеков страниц перелистано..!)

Оказалось по прочитанным мною источникам, что дрогнула духовно-душевная твердость на рубеже 13-16 веков.
Примеры вероотступничества и погружения то в индуизм, то в ислам  присутствуют и в семейно-родственных отношениях, и в солдастко-легионерских "типа" сюзеренитетах национального толка. Да и просто крутизну свою показать в среде своих пацанов по религии и по этническим бригадам - у кого империя "длиннее" (в смысле протяженнее)...

Нисколько это не удивляет, так как я в свое время в силу наверное своей врожденной тупизны собирался вступать по наивным убеждениям (Liberté, Égalité, Fraternité) в коммунистическую партию (не успел), а ортодоксальные с виду коммуняки уже перевоплощались в отъявленных либералов капиталистическо-эксплуататорского толка с преданием всех наших партийных идеалов кармической ответственности и с  выпадением из круговорота карьерной и национально-освободительной сансары.

Так вот - война и разрушения были больше в голове и душах тех "военов", так что мародерство и разорение архитектурных монументов и зодческих обелисков отошло на второй план.
Так сказать, чем с трудом рушить каменные изваяния, проще покарать население ему поклоняющееся, а чем "шашку тупить" в условиях безусловно неограниченного коллектива противостоящих иноверцев  - лучше поставить над ним правильного комиссара и вовремя проводить политинформацию по аватарам или там пророкам.

Тем не менее - безмерная благодарность древне-имперским милитаристам, что оставили нам творения криэйтеров каменной эстетики до-ленинской эпохи.

А посмотреть есть на что… Причем эта фраза, очевидно, из лексикона похотливого мачо, нежели из  толкового словаря зодчего. НО! Вы сами посмотрите:



Это же архитектурно-монументальное издание «Плейбоя», а то и «Хастлера»!
А совсем уж для любителей клубнички в Кхаджурахо, как говорят туристы-порнографисты, построили совсем уж хардкорное издание 18+. Причем по легенде там подложена такая слабая оправдательная подоплека, что в любой бы другой стране такое издание бы закрыли; а там состоялось 85 изданий (в смысле зданий).

Но не во славу анатомических подробностей приземленных хомо сапиенсов мы в Хампи прибыли, нам лингамы и йони подавай… И так - к богам с их первичными половыми признаками!

В храм! Собственно говоря, с учетом нравственно-этической ментальности индийцев по уже описанным ненормативным делам для нас, храм является следствием брачных уз Вирупакша и местной богини Пампы. С точки зрения цивилизованной морали, которой мы испорчены неиндийским воспитанием, по сути дела озвученный аватар практически нужен для сокрытия получаемого адюльтера Шивы, понятие которого в индийской морали очевидно отсутствует.
И вот мы в храме (во дворе, в первом дворе):



Не вспомню уже от кого информация, то ли от описания про Афанасия Никитина, то ли от нашего гида. Двор со стародавних времен предназначен для приема (с ночевкой) паломников и (при желании) туристов, поэтому все - табором и со скарбом (это принято). Так вот рассказчик (Афанасий? Гид?) повествовал, что и он тут ночевал и, чтобы не «утерять» ночью в толпе людей и мартышек ноутбук и камеру, все упаковал в котомку, которую в качестве подушки и использовал.

Справа видим столовую с колоннадой - красиво, но закрыто (не работает)… Но у нас в 90-е параллельно тоже много столовых закрылось…

Но деньги все равно есть, где здесь потратить. Во-первых, можно купить бананы слонихе. Во-вторых, можно обувь не в рюкзаке таскать (а в обуви во второй священный двор нельзя), а сдать в камеру хранения (ну как камеру хранения - в ящик кинуть). В-третьих, можно за право фоторепортажа заплатить. Я взял абонемент на всё - чтобы и слониху Лакшми (или ее какую-то реинкарнацию) попотчевать и поснимать, как Галя ее кормить будет босиком.

И вот мы во втором дворе:



Хочу сказать, что я правильный турист - сначала еду куда-нибудь (именно так это и формулируется), там смотрю что-нибудь, потом приезжаю и мучаюсь в поисках, что же я посмотрел, и потом почитать и сделать для себя массу открытий, «иногда не желая того». Именно в такой последовательности правильный турист и должен действовать. Как следствие такого  оптимизированного алгоритма поведения обязательно должна состояться вторая поездка уже с поучением соучастников тур-группы, потому что они также отрабатывают наш российский алгоритм - сначала мы идем в магазин "просто посмотреть", а второй раз - уже купить.

И, дабы не упустить предмета последующего изучения, я «щелкаю» все подряд - у меня две карты по 64 Гб и два аккумулятора. Но в храме Вирупакша я снимал на вторую, запасную камеру.
Вот, поди ж ты, я одним снимком успел «ухватить» и Северную гопуру, и Ранда мандапу и священные столбы - прямо историко-религиозный конспектик на одну страничку (правда не нашел информации на сегодня по хронологическим причинам и бытовым объяснениям  святости столбов).

И что уж я интуитивно точно отличился, так это «выхватил» павильончик с быками Нанди:



В Индии многие исторические «дела» выглядят непрезентабельно в силу возрастного увядания и обильного поливания маслами и воском, поэтому требуются дополнительные указания, что ценить, а что не ценить.
И с какой гордостью я сейчас показываю и рассказываю аудитории, что видел трех быков Шивы, так мне делают ремарку: «Говоришь, как будто видел машину Сталина, да не одну, а три!».

Попытался найти информацию про Manmatha tank:



Подробные поиски информации в основном, так или иначе, приводят на сайт «World of Tanks», поэтому дабы не увлечься посторонней для моего предпенсионного возраста вредной привычкой поиски закончил (о, тут как раз объявили, что пенсию отодвинули, так что можно и танчиками заняться молодому человеку).
А вот тут я застрял:



Так мне эта картинка какой-то притчевой и символической показалась. Как бы  ясно видна освещенная небольшая площадка текущего исторического периода; она защищена от гнева небес крепкими, но всё же историческими колоннами, оставленными нам предками; и с этой площадки видны во тьме времен фрагменты (только фрагменты) древней истории и их отражения; и нас разделяет аморфная пучина, поглощающая звуки, события и свет…

В этих философско-мифологических размышлениях я потерял темп жизни… И отстал от экскурсии. Поэтому так и не понял, кто съел бананы Галя или Лакшми, словом они:



К сожалению, у меня наступает лимит сохраненных интересных фотоснимков, поэтому я дам то, что очень потрясло меня.
Очень понравился расписной потолок в Ранга Мандапа:



Я очень хочу туда попасть еще раз, но днем, и один, и чтобы времени много было, и чтобы были труды по толкованию «картинок» по Рамайане… Я буду лежать на камнях спиной и смотреть в потолок, а потом буду писать в «тему» рассказы, «взятые с потолка»…

А вот еще снимок из действующего храма:



А честно сказать - на тот момент я сильно устал, не осталось ни впечатлений, ни воспоминаний - одни снимки.
И я, пожалуй, перепишу окончание предыдущего рассказа про Хампи.
День закончился. День был таким, каким он должен быть в правильной жизни.
День закончился в поклонении богам, чтобы они дали нам новый день и силы жить и идти вперед.
И был новый день, и мы пошли - в следующем рассказе.

Хампи/Hampi

Previous post Next post
Up