Скульптуры, принадлежащие к единственной группе йогини, до сих пор обнаруженной на Юге Индии, стали причиной бесчисленных спекуляций. В начале ХХ в. известный специалист и коллекционер индийского искусства Жуво-Дебрей обнаружил дюжину скульптур, получивших название йогини Канчипурама.
Не ясно, нашёл ли он эти скульптуры в городе Канчипураме или в округе. Изображения богинь достаточно крупного размера и, стало быть, должны были находиться в высоком здании. В окрестностях Канчипурама есть много мест, где мог существовать храм йогини, например, на берегах заросших лотосами прудов, где возвышаются одинокие холмы, вымощенные камнем, и где до сих пор различимы каменные ступени.
Тамилнаду это регион, богатый гранитом и мрамором, пригодный для создания крупных скульптур. У дорог можно увидеть ремесленников, обрабатывающих камень.
В археологическом музее Ченнаи, где есть одна сильно повреждённая скульптура йогини (без головы и ещё не достаёт трёх из четырёх рук) находятся другие изображения в похожем стиле, происходящие из областей, где до Х в. правила династия Чола.
Д-р Дехеджа размышляет о возможности того, что некий правитель области Каверипаккан (на северо-востоке Канчипурама) построил храм йогини, чтобы те защитили его, скопировав его у своих врагов - монархов Раштракуты, принёсших с севера идеи культа йогини как подательниц власти и силы. Кажется, что в Каверипаккане было обнаружено несколько скульптур в стиле, напоминающем йогини.
Изображения йогини Канчипурама вызвали к жизни и другие теории. Высказывалось мнение, что они могли принадлежать храму, посвящённому исключительно матрикам, как это было обыкновением в Ориссе. Это предположение привлекло наше внимание, потому что среди скульптур группы, собранной г-ном Жуво-Дебрей, есть Шива, вероятно, держащий вину (струнный инструмент). Известно, что в Ориссе, в святилище Сантхалапура, датируемом Х в., есть целая серия матрик, каждая высечена из каменного блока, изображённых в сидячем положении в позе, именуемой асана лалита, и сопровождаемых Шивой, который держит вину. Но богини из Канчипурама не похожи на мирных матерей с ребёнком - как обычно изображали матрик в Ориссе той эпохи, - напротив, в своих руках они держат грозные символы, и вся их внешность является вызывающей.
Поскольку говорят об одиннадцати богинях из Канчипурама, мне хочется подтверждать тезис о том, что храм юга не был храмом йогини. Некоторые исследователи основывались на факте, что также существовала традиция почитания шестнадцати матерей, и пытались йогини дать имена матрик. Но, например, та, которую называют Чамундой, имеет своим ездовым животным игуану, что не имеет ничего общего с Чамундой. Эта йогини одна из трёх, которые находятся в музее Гиме в Париже. Другие две также имеют распущенные волосы, как и у Чамунды, и все демонстрируют ярость, показывая клыки из уголков приоткрытого рта.
Йогини из Канчипурама отличаются своей чувственностью. У них полные губы, а тела и жесты полны женской грации и сладострастия.
Стоит посетить Археологический музей Ченнаи и сравнить стили. В Европе йогини Канчипурама находятся в музее Гиме в Париже, в Британском музее в Лондоне и музее Ритберг в Цюрихе. В Северной Америке йогини добрались до музея Роял Нотарио (Торонто) и музеев Вашингтона, Миннеаполиса, Детройта и Канзас-Сити.
Из книги: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Varanasi: Pilgrims Publishing, 2008. P. 8992. Перевод с испанского Андрея Игнатьева.