Оригинал взят у
gyanarthi в
Садху и деньги Тема садху vs деньги временами активно обсасывается мирянами как в России, так и в Индии, как "вообще", так и применимо к конкретным садху. Причем, тема для многих оказывается достаточно "горячей", намного горячей темы денег у олигархов и политиков, видимо в детстве родители не научили, что полученные законным путём доходы других людей третьих лиц не касаются никоим образом вообще.
Также в сознании людей как-то парадоксально уживаются два несовместимых желания - садху, которому не нужны деньги, но при этом его/её ашрам чтобы имел все удобства, нужные для их комфортного проживания (купить всё им необходимое на свои деньги? Не, не думали...). Видимо, так отыгрывается у кого-то во взрослом возрасте детская мечта о "всемогущем Родителе, который заботится об их нуждах безусловно и бескорыстно, потому что мама папа Гуру же". И если дитятко помоет за собой посуду, а также поиграет, немного, в охотку, со взрослыми в их дела, называя это "Гуру-севой", а в остальное время будет всех "радовать своей ослепительной улыбкой" и неразборчивой речью, родитель Гуру будет нереально счастлив/а, и выдаст дитятке шишье все "тайные знания". А если не выдаёт, то это плохая мамапапа "алчный индус, денег от меня хочет".
Когда так мыслит и ведёт себя ребёнок лет 5-10 - это нормально, мозг до 11-12 лет только формируется, но когда "дитятке" переваливает за 20, иногда и за 30-40, а восприятие мира остаётся прежним...
Как же выглядит жизнь в индийском ашраме, если её рассматривать в финансовом разрезе?
Какие расходы существуют у главы ашрама на поддержание жизнедеятельности этого самого ашрама? (разумеется, никто из глав ашрамов мне свои бухгалтерские книги для ознакомления не давал, но если понимать, что материальные вещи из воздуха не появляются и обладать минимальной наблюдательностью, то многое становится понятно).
Итак:
За само здание налог на собственность государство не взимает, при отсутствии полей - за землю, на котором оно находится, тоже. При наличии полей ежегодный налог с них взимается, но крайне небольшой - от 50 до нескольких сотен рупий - в зависимости от размера землевладения. Это не какие-то льготы для ашрамов, а общие условия для всех индийцев.
За электричество же счета приходят без всяких скидок, в городских ашрамах - ещё и за воду.
Другие бытовые статьи ашрамных расходов: газ, дрова для печки, бензин для мотоциклов/автомобиля/трактора, оплата мобильных телефонов, покупка лекарств (простуда, несварение, головная боль - нередко бывает. А если умножить на количество людей, постоянно проживающих в ашраме?), стиральный порошок, зубная паста, мыло, шампунь, временами - новые тазы и вёдра, при ведении натурального хозяйства - техника и всё необходимое для посадки-сбора урожая.
Одежда: иногда миряне приносят в подарок одежду или ткань для её пошива, но вряд ли в том количестве, которое нужно для всех обитателей ашрама. Если одежду нужно шить, то услуги портного также не бесплатны. А ешё нужна обувь по количеству живущих в ашраме - пусть даже в виде вьетнамок, нужны тёплые вещи на зиму - свитера, носки, шали, куртки. в холодных местах - шапки и шарфы.
Также нужно постельное бельё и матрасы-подушки-одеяла не только для себя, но и в достаточном количестве "гостевые" - для приходящих на несколько ночей садху и бхактов. Соответственно, нужны железные ящики для хранения всего этого.
Сервис: оплата услуг врача и ветеринара при наличии коров (иногда может не взять деньги или бхакты заплатят, но, опять же, это единоразово, а не всё время), билеты на поезд/автобус, оплата строительных работ и работ крестьян в поле (нет, люди не от избытка духовности, свободного времени и денег работают, им тоже кушать надо), оплата ремонта при поломке той или иной техники, другие работы, которые невыполнимы силами самих садху.
Еда: даже если часть её выращивается у себя в поле, коровы дают молока столько, что хватает и самим пить и гхи делать, то всё равно нужно масло и какие-то овощи покупать, соль, сахар, специи и чай. Фрукты чаще приносят посетители ашрама.
Расходные материалы для арати, пудж и т.п: агарбати (благовония), дхуп (специальные смеси, продаваемые в лавках и используемые для подношений Деви/Деватам), специальные древесные смолы, сладкие шарики, которые также подносят Божествам и потом раздают как прасад, вата для изготовления фителей для светильников, гхи для этих же светильников. Цветы чаще выращиваются на территории ашрама, но саженцы нужно, опять же, купить. Кокосы также требуются для подношений, и если их никто не принёс заранее - их тоже нужно покупать.
Организация программ во время праздников (Гуру Пурнима, Шиваратри и т.д: включают себя расходы на еду и чай для всех присутствующих, одноразовую посуду, сооружение и уборку павильона, приглашение музыкантов, значительно возросший счёт за электричество.
Расходы на странствующих садху: по правилам сампрадайи любой садху может остановиться в любом ашраме на 1-3 дня, когда он будет покидать ашрам, глава ашрама должен дать ему/ей "подарок" (50-100 рупий обычно, если садху уважаемый в сампрадайе, то 500-несколько тысяч).
Расходы на благотворительность: большие ашрамы могут организовывать и поддерживать госпитали и школы для бедных, в небольших могут жить несколько детей из бедных семей, которым ашрам, помимо еды-одежды также оплачивает обучение в школе/колледже.
Это те расходы, которые навскидку приходят в голову. Скорее всего, есть много всего ещё, но, повторюсь, списки ежемесячных расходов ни в каком ашраме не читала :)
Откуда же берутся деньги на покрытие всех этих расходов?
Это пожертвования, которые оставляют люди. Бизнесом садху не занимаются.
Деревенские люди могут давать 20-50 рупий, бхакты-бизнесмены - несколько тысяч/десятков тысяч рупий.
И это именно пожертвование, а не стремление "купить садху".
Поэтому, если вдруг в голову опять придёт вопрос на тему "зачем садху нужны деньги", вспомните о том, на ЧТО они нужны.