Охотники за головами

Mar 13, 2014 19:50



Тряска и окутавшие дорогу клубы пыли возвестили, что мы въехали в Нагаленд -землю свободных и до последнего времени независимых охотников за головами. Сразу после пересечения границы появляется и не отпускает ощущение, что мы попали в мир из исторических романов прошлого века. Полуразрушенные школы, построенные христианскими миссионерами, пустынные баптистские церкви, женщины с вязанками дров за спиной, охотники с мачете и ружьями, модели которых устарели еще в 19 веке, недобрый и настороженный взгляд исподлобья… И все это в окружении красивейших холмов, покрытых лесом, которые тянутся вплоть до границы с соседней Мьянмой.




Вот так выглядит Мон, один из городов Нагаледнда.

Нагаленд - самый восточный индийский штат, до последнего времени был полностью закрыт для посещения, и почти не контролировался индийским правительством. Ситуация начала меняться только в последние годы. Населяющие эту землю - наги - всегда отличались независимым и негостеприимным нравом. Известными их сделал обычай - отрубать своим врагам головы. Обычай, сохранившийся до середины прошлого века, когда и был официально зафиксирован последний случай отрезания головы в лесах Нагаленда. Думаю, что незафиксированные случаи происходят до сих пор.



Надо сказать, что и сегодня наги - крайне негостеприимный народ. За многие годы жизни в этих местах, племена нагов не раз подвергались нашествиям соседей, но всегда отбивали нападения, проявляя исключительную жестокость. Именно это и создало им славу непобедимых воинов и позволило до сегодняшнего дня сохранить свои земли.



Помимо нескольких крупных городов, почти вся жизнь в Нагаледне сосредоточена в деревнях. Во главе каждой деревни стоит - Angh - местный король. В большинстве деревень еще можно увидеть реальных королей, которые совсем недавно действительно управляли своими деревнями. У многих было по несколько жен (жив король, у которого было 60 жен, но после принятия христианства осталось только 2), почти все убивали врагов и отрезали головы, о чем говорят украшения в виде черепов. Большинство королей в силу возраста отошли от дел и передали реальную власть своим приемникам, которые, однако, не спешат общаться с туристами. Причин много: это и природная закрытость нагов, и наступающее влияние Ассама - соседнего индийского штата, и все еще активная торговля опиумом, плантации которого до сих пор можно найти в диких пограничных с Мьянмой районах.











Старшее поколение - последние представители нагов, которые в полной мере являются носителями традиций этого народа. Татуировки на лицах, проколотые уши с украшениями из рогов животных, традиционный образ жизни…



Наги на протяжении многих лет оставались язычниками. Несмотря на принадлежность к Индии, индуизм никак не коснулся этих мест. Коровы не являются здесь священными животными, люди спокойно едят мясо. Не затронул этих мест и буддизм, свойственный жителям соседней Мьянмы. Язычество позволяло спокойно и с гордостью убивать врагов из внешних пределов и из соседних деревень, иметь множество жен, поклоняясь каменным и деревянным истуканам.



Ситуация изменилась с обращением нагов в христианство. А если быть более точным, в баптизм. По мановению миссионерской палочки язычники превратились в христиан. Конечно, только формально. Да и то не везде. И сегодня рядом с христианской церковью можно наблюдать деревянных истуканов, выставленных для совершения языческих обрядов. Поэтому внутренне это все те же язычники, что становится понятно с первых же минут общения. Язычество отличает система взаимовыгодных отношений с богами - я тебе жертву, ты мне урожай, и т.д. Именно так продолжают оценивать мир эти люди. Как я уже писал, им не свойственно гостеприимство, однако за небольшую плату они проводят вас в свой дом и угостят ананасами, выращиваемыми на соседнем склоне. В случае, если же вы откажетесь заплатить за услугу, пусть даже мнимую и для вас не очевидную, вас вполне могут побить палками или закидать камнями. Такова реальность языческого мира, с которой мы столкнулись в Нагаленде.





Сильной стороной нагов - всегда была охота. Среди них немало отважных охотников, которые до сих пор ходят в одиночку на медведей.



Охота для многих семей остается одним из важных источников пищи. Именно поэтому свободное ношение и использование оружия в этом штате является узаконенным. С ружьями можно встретить и подростков и почти совсем еще детей. Правда, большая часть ружей имеет очень простую и примитивную конструкцию, как видно на фотографиях.









Однако, несмотря на отвагу и отличные охотничьи навыки, многие семьи нагов сегодня оказались на гране голода. Причин тому много, рис, который является основной пищей во многих соседних регионах, здесь не выращивают. Отопление и приготовление пищи осуществляют в 90% случае на дровах, что привело к бездумной и практически полной вырубке лесов. Для сравнения в соседней Мьянме вырубка лесов запрещена. Контраст хорошо виден в пограничных деревнях: склоны индийской территории стоят пустыми, а начиная с мьянмской территории холмы покрыты густыми лесами. Как результат - многие животные постепенно уходят из этих мест. Природная агрессивность и неумение ладить с соседями затруднили торговые контакты с соседним более богатым Ассамом. Кроме того, многие деревни постепенно лишаются возможности выращивать и продавать наркотики, как одного из привычных источников дохода. Все это ставит регион в достаточно бедственное положение.





И все-таки влияние цивилизации постепенно затрагивает и этот регион. Индия не может допустить наличия диких неконтролируемых штатов в составе своей территории. Кто знает, сколько еще нужно лет, чтобы жизнь этого народа полностью изменилась под влиянием наступающей цивилизации. Сколько лет еще природная агрессивность и закрытость этих людей будет служить щитом на пути внешних изменений. Как долго будет сохраняться их независимость и свобода…

Если вы хотите своими глазами увидеть мир, сохранившийся не только на страницах исторических романов, вам стоит поторопиться. Берите билет на самолет до Дели или до Калькутты. Оттуда вам нужно совершить еще один внутренний перелет до Дибургаха - довольно крупного города в Ассаме. А отсюда уже можно арендовать машину с водителем до Мона. Дорога до Мона займет около 5-6 часов. В Моне есть два гостевых дома, в которых можно найти еду и постель, а также местного гида, который значительно облегчит посещение близлежащих деревень. А главное обеспечит вашу безопасность. Так что если вы готовы к приключениям, собирайте вещи, и в путь. Наш мир меняется настолько быстро, что порой откладывая поездку даже на год, мы рискуем не застать кусочки ускользающей истории. Интересных вам путешествий!











































Про то, что там почти нет дорог, можно писать достаточно долго, но гораздо больше, я думаю, говорят вот такие кадры. После такой поездки понимаешь, что в России просто идеальные дороги :)





А закончить хочу вот такой весенней фотографией :))

Спасибо, что прочитали и посмотрели.

фото, рассказы/заметки, Нагаленд/Nagaland, путешествие

Previous post Next post
Up