Nawalgarh. Что такое хавели.

Feb 06, 2014 14:08




Nawalgarh - это один из нескольких городов Раджастана, известных благодаря хавели. Термин «хавели» (перс. «закрытое, защищенное место») используется в Пакистане и Северной Индии для обозначения частных резиденций, особняков. Это дом, построенный в стиле, характерном для мусульманской архитектуры, с внутренним двориком, в центре которого обычно расположен фонтан. Наибольшее количество хавели сосредоточено в области, названной Шекхавати. Часто эту область Раджастана называют «музеем под открытым небом», потому что расположенные здесь особняки украшены хорошо сохранившимися настенными и потолочными росписями. Наибольшего расцвета Шекхавати достиг в период с конца 18 до начала 20 веков, когда местные правители поощряли селиться в этом регионе купцов, обеспечивая им защиту и меньшие, чем в других районах, налоги.


Регион Шекхавати расположен примерно в  200 км от Джайпура, и включает в себя несколько городов, в более или менее равной степени насыщенных хавели с фресками, достойными внимания - Фатехпур (не путать с заброшенным городом Фатехпур Сикри недалеко от Агры!), Мандава, Рамгарх, Навальгарх. По моему личному опыту, последний из них является наиболее дружественным по отношению к белым туристам. Я имею в виду атмосферу и инфраструктуру, - бгггг на самом деле в Навалгархе нет какой-либо инфраструктуры как таковой, - а не местных жителей. В соседнем Фатехпуре, - об этом городке речь пойдет в следующих постах, - белые люди, например, вызывают неподдельный интерес всех местных жителей. Нет, явных неудобств они не доставляют, местные жители вполне дружелюбны, но все равно становится как-то стрёмно неуютно.



#1.



#2.



#3.

Самое удивительное в шекхаватских росписях то, что многие из них просуществовали без реставрации в тяжелых климатических условиях более 100 лет, и за это время сохранили яркость и красочность. Техника фресок, применявшаяся художниками Шекхавати, очевидно позаимствована у итальянских мастеров 14 века. Сначала на стену наносили слой штукатурки, затем рисовали по влажной поверхности. Известковый раствор для стен готовили из высококачественной глины, часто собранной из муравейников. Поверх трех слоев глиняной штукатурки наносили еще 3 слоя, но в них добавляли уже лимон, яичную скорлупу, кислую пахту (жидкость, остающуюся после взбивания масла) и пальмовый сахар-сырец. При этом каждый слой полировали агатом и известняком. Роспись нужно было закончить до того, как стена высохнет, так как химическая реакция между штукатуркой и красящими пигментами фактически сплавляла воедино краску и основу-штукатурку. Затем роспись смазывали кокосовым маслом, которое покрывало фреску прозрачной патиной, защищающей ее.



#4.



#5. Лучше всего росписи сохранились сохранились в тех местах, куда не попадает солнечный свет.



#6. Художники, расписывавшие хавели, не придерживались канонов. В результате в большинстве случаев получались очень милые и домашние образцы наивного искусства. Например справа кмк вполне бёртоновский персонаж. Я имею ввиду Тима Бёртона.



#7.



#8. Там, куда не попадает солнечный свет, росписи за сто с лишним лет ни капли не потускнели.

Фрески Шекхавати чаще всего представляют собой лубочные изображения, посвященные мифологическим или бытовым сюжетам. Но иногда встречаются сюжеты с достижениями технического прогресса - самолетами и паровозами, и даже зарисовки эротического характера. Этими живописными миниатюрами, лубочно наивными, плотно покрыты большинство стен, как снаружи, так и изнутри зданий, а также потолки. Гуляя по узким улочкам среди хавели, я регулярно ловил себя на мысли, что попал в сказку. Впечатления сказочности усиливают многочисленные миниатюрные архитектурные детали - балкончики, небольшие окна со ставнями, обилие резных деревянных деталей и кусочки зеркал, то тут, то там вмонтированные в живописные узоры. Такой красотой застроен весь центр этого небольшого городка. Кажется, что время здесь замерло в начале прошлого века, и, как и положено музею, здесь царят тишина и неторопливое спокойствие. Как здорово, что здесь нет толп туристов, как например, в Тадж-Махале!



#9.



#10. Фрагмент фасада хавели.



#11. Дворик жилого хавели.



#12. Автостанция Навалгарха.



#13. В Навальгархе все тук-туки украшены в лубочном стиле под стать хавели. Я таких веселых тук-туков больше нигде не видел. Они окрашены в жизнерадостные цвета - все оттенки оранжевого, розового, бирюза, лазурь и т.д. Многие из них расписаны орнаментами с использованием растительных мотивов, сердечек и даже декольтированных волооких красавиц, каковые для Индии за пределами Кхаджурао большая редкость. Некоторые из них вдобавок украшены хромированными поручнями, фигурками дельфинов и прочей живности. Кроме того, большинство из них снаружи и изнутри обильно подсвечены разноцветными лампочками, количеству которых позавидовала бы любая дискотека. Только стробоскопов не хватает)) Другими словами, никакой унылой черно-зелено-желтой раскраски, свойственной тук-тукам остальной территории Индии, в Навальгархе близко нет.

В настоящее время многие владельцы хавели не живут в своих домах, оставив их на попечение смотрителей и их семей, которые обычно занимают только часть помещений и охотно пускают посетителей за небольшую плату. В то же время некоторые из хавели заселены достаточно плотно - в них живет по нескольку семей, каждая из которых включает в себя представителей нескольких поколений. В некоторых из особняков сейчас размещены школы, в других - музеи. Конечно, эти здания никто не реставрирует, поэтому росписи постепенно исчезают - частично они выцветают, осыпаются, частично повреждены, заклеены объявлениями или закрыты инженерными коммуникациями. Некоторые из хавели частично достроены или перестроены в более позднее время, как придется, без оглядки на первоначальный облик.



#14. Некоторые из дворцов безнадежно испорчены рекламой.



#15. Чё так?



#16.



#17.

Наиболее хорошо сохранившиеся хавели используются Болливудскими продюсерами для съемок кино. Кроме того, местные жители гордятся тем, что в некоторых из дворцов в прошлом снимали кино даже для киностудии из Голливуда! Кроме того, этот неприметный небольшой городок имеет ряд важных достопримечательностей помимо расписных дворцов разной степени сохранности. Так, в Навальгархе расположен большой храм, посвященный богу Раме. Этот храм настолько почитаем верующими, что на религиозный праздник, ежегодно проходящий в сентябре, собирается более 200 000 паломников со всей Индии, что превышает население Навальгарха более, чем в 3 раза. Другим важным объектом является Поддар колледж (названный в честь семьи Поддар, основавшей его) первый и крупнейший в регионе колледж, первым президентом которого был сам Махатма Ганди.



#18.



#19. Фрагмент портика. Очень распространенное решение - декорировать портал небольшими зеркалами.



#20. Четырьмя такими столбами в Раджастане в прошлом обозначали колодцы. Иногда такие колодцы встречаются между городами. Эта часть Раджастана расположена на полупустынных территориях, таким образом  - колодцами с водой - в прошлом заботились о караванах и путешественниках.



#21. Еще колодец, украшенный затейливыми беседками.



#22. Дети на ступенях колодца.



#23. Некоторые хавели заброшены и медленно разрушаются.



#24. В некоторых живут люди, но хавели при этом тоже разрушаются.



#25.



#26. Этим воротам как минимум лет сто.



#27. Этим воротам не меньше.



#28. Филигранные росписи во дворике хавели. Далеко не все жители этих дворцов рады непрошеным белым гостям с камерами. С некоторыми тех, кто сейчас живет в хавели, можно договориться за денежку, они проведут по всему дому, все покажут и расскажут. С некоторыми нельзя договориться даже за деньги. Ибо privacy.



#29. Продавец чая на своем рабочем месте. Что-то мне подсказывает, что нелегко просидеть на кортах целый день.



#30. Продавец чая считает выручку.



#31. Еще один продавец чая. У него более комфортные условия работы.



#32. А эти росписи датируются ХХ веком)



#33. Мне кажется, это индийский Шерлок Холмс.

Другие посты об индийской поездке 2013.
Мои посты, посвященные хавели.

фото, Раджастан/Раджастхан/Rajasthan

Previous post Next post
Up