Истоки города Дели

Dec 09, 2013 20:07

Как и многие значимые города в мире, столица Индии, Дели, имеет две истории - одну реальную и еще одну вымышленную, связанную с национальными предпочтениями нынешних жителей Индостана. Эта вторая история активно транслируется по всему свету  многочисленными проиндусски настроенными исследователями и организациями.
Можно найти много утверждений о многотысячелетней истории города, часты попытки удревнить Дели хотя бы на несколько столетий от примерной даты его основания.  Подобные желания вполне обыденны в мире и широко распространены, например, схожую мифологизированную историю имеет город Ереван.

Здесь я попытаюсь обрисовать наиболее реалистичную версию основания столицы Индии. Речь пойдет о районе Мехраули, это южное предместье Дели. Именно в районе современного Мехраули примерно в 1020 году был основан первый город, ставший впоследствии столицей огромного государства.



Эта первая крепость, построенная индийскими князьями из клана Томаров, получила название - Лал-Кот или Красная крепость. Анангапал Томар воздвиг ее в надежде обезопасить свои владения от набегов воинственных тюрок и афганцев с севера. В то время там активизировалось государство Махмуда Газневи, этот правитель совершил на Индию примерно 17 походов.

От первоначальной крепости сейчас практически ничего не осталось. Правда, есть участок крепостных стен к западу от археологического парка Мехраули, но он относится скорее к более позднему периоду.

Считается, что с Анангапалом Томаром связано появление в Лал-Коте древней железной колоны. Она была отлита царем Чандрагуптой II еще в 4 в. н.э., но материализовалась непосредственно в Мехраули именно при Томарах. Правда, неизвестно зачем они сюда ее приволокли, хотя стоит отметить, что подобные древние монументы очень ценились средневековыми правителями, например в более позднем городе Фирузабаде стояла еще более древняя колона - царя Ашоки.
Сейчас колона Чандрагупты возвышается во дворе, построенной позже мусульманами мечети.



Железная колонна царя Чандрагупты.


Томары недолго владели крепостью Лал-Кот (можно предположить, что это была именно небольшая крепость), в середине 12 в.  их власть была подорвана другим раджпутским кланом - Чауханами. Последние существенно расширили это поселение, при Чауханах, а именно при Притхивирадже III ( 1179-1192 гг.) крепость Лал-Кот превратилась в настоящий город и получила новое название - Раи Питхора.
Притхиварадж Чаухан обнес город новыми крепостными стенами, небольшие участки этих укреплений можно обнаружить и сейчас. Мне, правда, не удалось их осмотреть из-за неважного самочувствия.

В 1192 году Притхивирадж Чаухан погиб в сражении с войсками Мухаммада Гури, нового захватчика, пришедшего из Афганистана. Раи Питхора был захвачен войсками мусульман во главе с Кутб уд-Дином Айбеком - военачальником Мухаммада Гури. В 1206 г. после смерти своего сюзерена Кутб уд-дин Айбек провозгласил независимость нового государства - Делийского султаната, в котором он стал первым правителем.

Пришедшие с Айбеком воины были преимущественно тюрками, хотя встречались и представители афганских ираноязычных племен. Эти люди создали новую династию правителей, так называемую "Династию рабов", так как все они были гулямами, рабами-воинами. Сам Кутб уд-дин Айбек еще в молодости был куплен на рынке, как и вся его армия. На Западе термину гулямы соответствовал термин - мамлюки. Захватчики утвердили в Индии новую религию - ислам.

Сам факт, что все тюрки, пришедшие завоевывать Индостан, были мусульманами, являлся скорее случайностью, сейчас в индийском обществе, на волне националистических настроений, принято демонизировать все проявления ислама, современные индусы считают, что якобы муслимы были как-то по-особому кровожадными. На самом деле, воины джихада ничем не отличались от всех остальных завоевателей, вторгавшихся на территорию Индостана еще с глубокой древности. Индуистские раджпутские династии: Томаров, Чауханов и прочих, были такими же пришельцами здесь, как и тюрки Мухаммада Гури. Раджпуты были такими же кочевниками, пришедшими из Средней Азии, потомками скифов, юэчжи и гуннов-эфталитов. Вся разница состояла только в том, что они приняли местную культуру, т.е. индуизировались, в то время как тюрки, будучи мусульманами, оказались более устойчивыми к влиянию индийской цивилизации. Обусловлено это было очень простым фактором - мусульманская культура пришельцев не только не уступала местной, индуистской, но и существенно превосходила ее по многим параметрам. Хотя со временем оба этих цивилизационных начала почти полностью перемешались. Особенно отчетливо видны эти процессы культурного микширования на примерах архитектурных памятников в Дели.

Большая мечеть Кила Рай Питхора - Кувват уль-Ислам (Мощь ислама)



Когда мусульмане захватили город, у них видимо не было своих "походных" архитекторов и каменщиков, поэтому первую исламскую мечеть в Дели, да и вообще в Индии, сооружали местные индусские мастера. Поэтому, это скорее памятник индусской, чем исламской архитектуры. Ее начали строить сразу же после завоевания - в 1192 году, но потом многократно перестраивали, увеличивая в размерах.
По своей структуре Кувват уль-Ислам - классическая арабская мечеть с открытым двором. Окружали двор крытые галереи на многочисленных столбах. Эти столбы и изобличают здесь индусскую архитектурную школу.



Считается, что мечеть построили из материалов 27 разрушенных индуистских храмов, из них взяли прежде всего опорные столбы. Интересно, откуда в маленьком городке Кила Рай Питхора могли взяться целых 27 храмов? Возможно, это были какие-то совсем небольшие храмики, расположенные не только в городе, но и во всей округе.



Молельный зал Кувват уль-Ислам, конструктивно, это яркий образец стоечно-балочной системы, древнейшей в мире. Эту систему индусы переняли еще от персов и греков и наполнили своим, местным, содержанием. Каменные блоки скрепляются здесь друг с другом с помощью металлических скоб и штифтов, какой-либо раствор применялся очень редко.

Стоечно-балочные каменные конструкции просуществовали у индусов без каких-либо изменений вплоть до 19 века. Эта система не менялась тысячелетиями, брахманский консерватизм не мог породить какого-либо новаторства. Интересно, что индусов иногда считают создателями чуть ли не всех точных наук в мире, при этом индийская традиционная архитектура не применяла такие широко известные строительные элементы как арки, своды, и тем более купола. Индусы не имели представления о замковом камне, все их своды и арки были исключительно ложными, т.е. создавались с помощью постепенного напуска камней без распора.





Особенно впечатляет трудоемкость возведения подобных каменных колон и перекрытий, не говоря уже об обильном декоре, ведь кроме всего прочего индийская стоечно-балочная система полностью копировала конструкции  реальных деревянных сооружений. Копировались не только столбы  и соединяющие их балки, но и, страшно сказать, доски, которыми покрывали крыши зданий. Фактически, индусская традиционная архитектура не различала качества разных материалов, это, как если пытаться вытачивать табуретку из цельного куска камня - целесообразность такого занятия как минимум сомнительна...

При этом нельзя отрицать эстетические достоинства индуистской архитектуры, в силу этого многие элементы местного зодчества стали активно применяться мусульманскими строителями. Так сложился знаменитый индо-мусульманский архитектурный стиль.



У индийцев существовала очень развитая деревянная архитектура, китайские путешественники начала I тыс. н.э. писали об огромных сооружениях из дерева, до 90 метров в высоту, которые они видели в индийских царствах. Правда, свидетельства эти относились к буддийской эпохе в истории Индостана, к концу I тыс. индийская цивилизация существенно замедлила темпы своего развития, это сопровождалось преобладанием уже не буддистского, а индуистского цивилизационного начала. Воинствующий индуизм активно боролся с буддистами - к приходу в Индию мусульман, последние были здесь уже почти полностью истреблены.



"Ложный" индусский купол в мечети Кувват уль-Ислам.


"Хоры" мечети. Видимо это специальное помещение для женщин прихожанок.


Внешняя ограда комплекса мечети Кувват уль-Ислам и, упирающийся в небо, самый большой в мире исламский минарет - Кутб-Минар.


Кутб-Минар начали строить одновременно с мечетью в 1192 году, поэтому, это не только самый большой минарет в Индии, но и самый древний. Его высота - 73 метра. Кутб уд-дин Айбек только начал его строительство, закончил минарет его раб и одновременно преемник - Шамс уд-дин Илтутмыш (правил с 1211 по 1236 гг.)



До сих пор неясна суть этого грандиозного сооружения. Дело в том, что минарет слишком высок, для того, чтоб с него муэдзин мог звать верующих на молитву, с такой высоты его голос никто не услышит. Поэтому Кутб-Минар трактуют как "победную колону", он должен якобы символизировать главенство ислама в Индии.
Так же неизвестно в честь кого он был назван - возможно в честь первого султана Делийского султаната - Кутб уд-дина Айбека, а может быть в честь известного суфийского святого, наиболее влиятельного в те годы - Кутб уд-дина Бахтияра Каки (умер в Дели в 1236 г.)



Раньше на минарет можно было забраться по винтовой лестнице, но в 1981 году здесь произошел несчастный случай - в минарете отключилось электричество, и множество людей внутри, на лестнице, оказались в полной темноте, началась паника, в давке погибло более 40 человек, в основном дети. Поэтому сейчас наверх никого не пускают.







Сейчас комплекс мечети Кувват уль-Ислам - это грандиозные руины, которые еще в древности начали по-тихому разбирать на стройматериалы, так как центр Дели существенно сместился к северу.


Сохранились одни из парадных ворот комплекс - Алаи -Дарваза. Они были возведены султаном Аллаудином Хилджи  в 1311 году. Хилджи прославился, как полководец, он именовал себя "вторым Александром" (Македонским) и возможно не зря, так как ему удалось разгромить непобедимые татаро-монгольские войска в нескольких сражениях, тем самым он спас Дели от завоевания и разграбления.





Ворота Алаи-Дарваза внутри, считается, что в работе над ними участвовали сельджукские резчики по камню.


Возгордившись, Алауддин Хилджи решил воздвигнуть рядом с Кутб-Минаром еще один минарет, только в два раза больше. Но довести до конца строительство так и не смог, он вскоре умер. Недостроенная первая ступень минарета так и осталась стоять во дворе комплекса, но даже она поражает воображение - высота этой ступени более 20 метров, если минарет закончили бы, это было бы воистину монструозное сооружение.



Медресе Алауддина Хилджи (1317 г.) Вход в сооружение здесь выполнен в индусском стиле, но при этом здание уже имеет купола. Это один из первых примеров индо-мусульманского стиля.


Руины мавзолея Алауддина Хилджи.


Мавзолей султана Шамс уд-дина Илтутмыша (1235 г.), второго правителя мусульманского Дели. Мавзолей был отстроен в классическом исламском стиле, с обильной резьбой по камню на всех стенах. Возможно, что арки этого мавзолея, и уже несуществующий купол - первые на территории Индостана.




Комплекс Кутб-Минара сейчас является музейной зоной (взимается плата за вход), и посещается множеством людей, порой здесь бывает не протолкнуться от посетителей.
Некоторые посетительницы очень даже хороши - побольше бы таких)





Большинство туристов ограничивают свое посещение Мехраули именно комплексом Кутб-Минара. Что, по моему мнению, совсем неоправданно. Ибо Мехраули, это огромный археологический парк, по которому можно гулять целый день. Правда, постепенно более-менее цивильные районы этого парка переходят в густые заросли и грязноваты предместья Дели. О коих я расскажу в следующих постах.
А пока, еще несколько ближайших к Кутб-Минару построек.




Как и во всех других исламских городах, вокруг первой столицы Делийского султаната начал складываться огромный "город мертвых" - это обширный городской некрополь. Здесь делийская аристократия любила возводить мавзолеи вплоть до эпохи Великих Моголов.
Ближайший к комплексу Кутб-Минара крупный мавзолей - это гробница Кули-Хана, приближенного могольского императора Акбара.



Мавзолей построен наверху нескольких искусственных террас, эти террасы спускаются к небольшому озеру, т.е. это пример каскадного персидского парка. Какие здесь раньше были сады неизвестно, но то, что были - наверняка, мусульманские правители любили изображать райские кущи в виде реальных земных садов.



Когда-то по этому жёлобу, что в центре лестницы, текла вода.


В целом, эти руины каскадного парка очень похожи, например, на Нижний парк в Петергофе.




Сам мавзолей Кули-Хана  - типичный образец архитектуры Великих Моголов.








Так выглядит еще цивильная часть археологического парка в Мехраули. Далее я расскажу о его менее  известных  районах...


Продолжение следует...

Мой путеводитель по городу Дели:
Крепость Пурана Кила - место из эпический сказаний
Фото старого Дели.
Святые шейхи из города Дели.
Джинны города Фирузабада.
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.

ислам, Дели/Нью-Дели/Delhi/NewDelhi, искусство, история

Previous post Next post
Up