Один из самых важных объектов всемирного наследия Юнеско во всей Индии, пещеры Аджанты, стоят того чтобы забраться в этот угол штата Махараштра, в 8-ми часах езды на поезде от Мумбаи, поселиться в очередном малоприятном уродливом индийском городе и трястись с утра на неудобном местном автобусе 3 часа, от города до пещер, а потом столько же обратно.
Пещерные буддистские храмы Аджанты были построены со 2-го века ДО н.э. по 6-й век н.э. и являются , наряду со ступами в Санчи, о которых я расскажу отдельно позже, самыми древними сохранившимися храмовыми постройками в Индии.
Самое примечательное что есть в этих пещерах - фрагменты сохранившихся фресок, одних из самых древних художественных изображений во всем мире, дошедших до нас.
Когда со стены на тебя смотрят глаза из 1-го века до нашей эры ,это непередаваемое ощущение.
30 пещер располагаются вдоль подковообразной скалы, старейшие из них располагаются посередине, более новые по бокам.
Пещеры Аджанты были оставлены в 7-м веке н.э. из-за строительства храмов в пещерах Эллоры, о которых я писал ранее, куда перебрались монахи и верующие из Аджанты. Больше 1000 лет храмы Аджанты стояли заброшенными, пока их случайно не обнаружили англичане в начале 19-го века.
5 из пещер представляют собор храмы Чатья, с ребристыми потолками и коллонадой с обходом вокруг статуи Будды, остальные храмы - вихары, с плоским потолком.
Самые древние пещеры, центральные, созданы в рамках старой буддистской школы, когда учитель еще не изображался в виде антропоморфной статуи , а был символически представлен в виде колеса закона, дерева бодхи или отпечатка ступни. Более новые пещеры созданы в стиле Махаяна, большой колесницы, когда впервые начали создавать статуи Будды, какими мы знаем их сегодня, а в буддистский пантеон были введены
боддхисатвы, чьи изображения на стенах Аджанты - одни из самых известных.
Пещера номер 1, одна из самых значительных по количеству сохранившихся фресок
Фрески сохранились лишь фрагментарно, их разрушали и время и климат и природа и люди. Караваны торговцев останавливались в пещерах на ночлег на протяжении веков и стирали собой и своим скотом драгоценные изображения на стенах, поэтому большинство сохранившихся фресок располагаются на расстоянии выше полутора - двух метров от пола, там где спины людей и мулов не доставали до них.
Внутри пещер царит темнота , для сохранности фресок, есть лишь слабый свет желтоватых фонарей. Со вспышкой естественно фотографировать нельзя, поэтому качество снимков с фресками соответствующее
Роспись на потолке пещеры номер 1
Самая знаменитая иконическая фреска всего комплекса, находится в пещере номер 1 - это Бодхисаттва Падмапани:
Напротив входа, в глубине пещер типа Вихара располагается углубление-алтарь со статуей Будды
Помимо прочего фрески имеют и важнейшее историческое значение - по ним ученые восстанавливают подробности бытовой жизни индусов того времени, детали их одежды, архитектуры, образа жизни - ведь это уникальнейший документ, редчайшее оригинальное изображение древних людей и культур дошедшее до нас с тех времен.
Будды и бодхисаттвы
пещеры идут одна за другой вдоль подковообразной скалы
Пещерный храм типа Чатья
На стенах разворачиваются сюжеты из буддистских текстов - джатак
Для того чтобы посетить пещеры Аджанты и Эллоры лучше всего остановиться в городе Аурангабад, крупном индийском районном центре. Сам город не представляет из себя ничего примечательного - обычное для Индии хаотичное, пыльное скопление уродливых полуобвалившихся бетонных коробок и полное отсутствие мест для прогулок.
Останавливаться стоит на окраине, в более приличном чистом районе частных особнячков, чем в грязном шумном центре , куда всегда можно доехать на моторикше за копейки. Я пометил район гостиниц , там где мы останавливались на карте. Рядом построили красивый современный торговый центр, молл - редкость для провинциальной Индии, где есть всякие западные кафешки с мясной едой, вроде Сабвея и супермаркет с кулинарией.
Карта города Аурангабад и пещер