Иконография Страшного Суда и скульптура эмпор церкви монастыря Грёнинген в Саксонии.

Dec 15, 2012 03:18



Монастырь Грёнинген

Портал немецкой церкви необходимо воспринимать не только как функциональную часть здания и часть художественного декора, но и как символическое явление. Жорж Дюби писал, что «подобно тому как в крестовых походах выразилось военное призвание феодального общества, церковный фасад призывал встать на путь спасения». Именно поэтому на тимпанах помещали изображения, соответствующие тексту Апокалипсиса - Христа в мандорле с предстоящими пред ним символами евангелистов (или же без них) и изображение Страшного Суда или Вознесения. А фигурные изображения на фасаде раскрывали и дополняли смысл. Таким образом, человек, входящий в церковь, проходил под Его взором: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Как писал Жорж Дюби, «Иисус есть путь, а собор, тело Христово, со всех сторон окружен порталами. (…) Взгляд человека, которого нагромождение домов и отсутствие площадей лишило бы возможности смотреть издали и оценить красоту декора, покрывающего стены снизу доверху, задерживается только на порталах. Порталами же собор со всех сторон открывается городу, неся знания горожанам. Порталы стали своеобразными школами. (...) Городская церковь распространяла и укрепляла истинную веру, разъясняла ее догматы в находившемся при ней образном центре».


Церковь Святого Вита, монастырь Грёнинген

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Однако сцену Страшного Суда помещали не только на тимпаны, но и на эмпоры, навесы, а также в виде фресковой живописи на западной стене. Скульптурная композиция на эмпорах из церкви монастыря Грёнинген близ Хальберштадта (около 1170 года) - яркий пример иконографии Страшного Суда в немецкой скульптуре зрелой романики. Христос сидит, согласно тексту Апокалипсиса, на престоле, вокруг которого - радуга. У него распростерты руки, на кистях которых - развевающиеся ленты, первоначально с написанными красками словами из Библии. Романская скульптура, неважно, из какого материала она была сделана: дерева, камня или стукко на завершающем этапе всегда получала окраску (AR-SA">FassungRU;mso-bidi-language:AR-SA">). Так было и в ситуации с рельефом эмпор бывшей монастырской церкви Грёнинген. Однако с течением времени росписи стерлись, и в XIX веке в связи с романтическими веяниями и возникающим интересом к средневековью предпринимались попытки их восстановить, но это должно было подвергнуть скульптуру риску, поэтому от подобных восстановительных работ быстро отказались.







Тема Страшного Суда занимает самое большое место в средневековом искусстве. Многие исследователи обращались к ней. Арон Яковлевич Гуревич в главе «Западный портал церкви Сен Лазар в Отене и парадоксы средневекового сознания» книги «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» рассматривает вопрос об эволюции иконографии Страшного Суда в европейском средневековом искусстве. Так, он замечает, что образы Страшного Суда - визуальные «тексты» - «читались» верующими в соответствии со словом проповедника о смерти, суде и приговоре. «Здесь нужно учитывать, что повествовательный текст по необходимости развертывается во времени, тогда как визуальное изображение симультанно, объединяет сцены и образы в синхронную картину» [А.Я. Гуревич]. Страшный Суд - это тема именно западной стены интерьера и западного фасада церкви.



Страшный суд. портал церкви Сан-Лазар в Отене. Бургундия. Первая половина 12 века

А. Я. Гуревич предлагает следующие варианты иконографии Страшного Суда:
1. Отделение овец от козлищ (ранние изображения около 300 года в росписях катакомб; Вюрцбургская псалтирь XIII века, равеннские мозаики). Источник иконографии - Евангелие от Матфея: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Мф 25:31 - 33);


Равенна, Сан-Аполлинаре-Нуово, 6 век

2. Христос-Судия на престоле: правая рука Его поднята, она благословляет блаженных, в левой руке свиток, справа (вверху) от Христа находятся избранные, а слева (внизу) - отверженные, здесь звучит тема воскресения из мертвых.





Страшный Суд (фрагменты). Церковь Сан-Лазар в Отене. Бургундия. первая половина 12 века

RU;mso-bidi-language:AR-SA">3. Христос на престоле, окруженный ангелами и апостолами, с воскресением мертвых, эта сцена четко демонстрирует награды и кары, которые определяют рай и ад


Страшный Суд и Воскресение из мертвых. Собор Парижской Богоматери, Париж, конец 12 в.

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Однако часто сцены с изображением Страшного Суда представляются только каким-либо элементом из этих общих догматических иконографических схем (например, Христос в мандорле в окружении тетраморфа), иногда они сводились даже к одному единственному символу, как и в рельефе эмпор из Грёнингена: на нем пред нами предстает только Христос с апостолами.



Эмпоры (фрагмент) церкви монастыря Грёнинген

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Голова Христа окружена крестчатым нимбом, его суровое лицо с низким лбом, широко раскрытыми глазами, тонким, остро прорезанным ртом является великолепнейшим по мастерству произведением искусства зрелой романики. «Никогда снова ужас Страшного Суда не был показан так впечатляюще и убедительно как в этом Христе» [Georg Piltzmso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">]. В теле Иисуса нет ни капли слабости, это фигура прекрасного могущественного Господа, грозного Судии, Отца всего сущего. Его одеяние ниспадает множеством мелких складок, они все проработаны совершенно по-разному: мы замечаем изящные тонкие складки кромок его одежд и глубокие, острые с завершениями в виде желобков складки, обхватившие его левую руку. Этот фрагмент скульптурного рельефа был рассчитан на рассматривание. На это явно указывает и то, что эта часть эмпор выступает вперед в виде полукружия.




Фрагменты

По обе стороны от Христа изображены апостолы, ближе всего - по правую руку Петр и по левую - Павел. Из двенадцати фигур апостолов, сохранились только десять. Они повернуты или к центральной фигуре Христа, или друг к другу. Перед анонимным мастером встала определенная композиционная проблема: каким образом расположить центральные фигуры, как скомпоновать между собой три главных образа - Христа, Петра и Павла. Заметна некоторая скованность в построении фигур на плоскости, в их пластической моделировке. Г. Пильтц отмечает, что умение скульпторов свободно вращать и поворачивать «тела» фигур, еще существовавшее в оттоновское время, в романике было потеряно [2, S. 69], мастера ограничивались только строго фронтальным положением фигур на плоскости, и в данном рельефе скульптор вместо того, чтобы свободно расположить фигуры, как бы «вращая» на шарнирах отдельные их части, разворачивает фигуры полностью. Оба апостола обращены к Христу, однако они так и остаются фронтальными, приобретая лишь иное направление. AR-SA">

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Воздействие северо-итальянской романской скульптуры на немецкую является определяющим. В качестве аналогии можно провести стукковые рельефы шатрового навеса над алтарем ломбардской церкви Сан-Пьеро аль Монте в Чивате конца RU;mso-bidi-language:AR-SA">XImso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> века. Общее проявляется в частности в характере пластической проработки, лепке фигур, имитирующей каменный рельеф, то есть скрывающий сам материал, а также в манере передачи одежд Христа - такой же условной: EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Vmso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">-образные ниспускающиеся острыми, наподобие язычков, концами, складки. В иконографии Христа наблюдается явное сходство. То, как Он фронтально сидит, как располагаются его руки восходит к общей иконографии Христа во Славе (AR-SA">InRU;mso-bidi-language:AR-SA"> EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Gloriamso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">). Однако в рельефе из Грёнингена, в отличие от навеса из Чивате, Христос не держит Книгу Жизни:



RU;mso-bidi-language:AR-SA">Иконография Иисуса Христа и апостолов в церкви Сан-Пьетро аль Монте в Чивате традиционна и типична для Ломбардии: почти точь-в-точь ее повторяет рельеф над алтарем монастырской церкви Сан-Амброджо в Милане (RU;mso-bidi-language:AR-SA">XImso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> - mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">XIImso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> века):


mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">

RU;mso-bidi-language:AR-SA">В Германии иконография Страшного Суда находит свое масштабное воплощение в основном в готическом искусстве (тимпаны соборов в Бамберге и Лаахе), в то время как во Франции EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">XImso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> - AR-SA">XIIRU;mso-bidi-language:AR-SA"> mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">веков она отразилась в многочисленных примерах.


mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 
Бамберг, собор, 13 век

RU;mso-bidi-language:AR-SA">На территории германских земель в AR-SA">XIAR-SA"> - RU;mso-bidi-language:AR-SA">XIIRU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">веках иконография Страшного Суда выразилась в «триадных» композициях - в основном в юго-западных немецких областях. Поэтому такой пример скульптурного воплощения иконографии Страшного Суда в рельефе эмпор немецкой романской церкви в Грёнингене является наиболее простым и ясным в постижении и в то же время редчайшим.


mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> 
Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, 1180-е годы

RU;mso-bidi-language:AR-SA">Стукковый рельеф эмпор церкви монастыря Грёнинген - этапное произведение искусства Саксонии mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">XIImso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA"> века. Образ Иисуса Христа был одним из самых ключевых в романском искусстве, так как выражал основу христианства. Иконография Христа проявилась в традиционных, но очень разнообразных вариантах, и в наследии романского саксонского и тюрингского искусства до нас дошли все иконографические типы и в том числе отдельные сцены из жизни Христа.

Previous post Next post
Up