Жизнь замечательных животных

Sep 29, 2024 23:51

2545 лет назад, 29 сентября 522 года до н. э. в тогдашней столице Древнеперсидской империи Ахеменидов Пасаргаде, свергнув и убив захватившего там власть несколькими месяцами ранее мага Гаумату Лжебардию (выдававшего за ахеменидского царевича Бардию, хотя некоторые полагают, что это и был Бардия), власть захватил знаменитый в дальнейшем шах Дарий I Великий. В знаменитой Бехистунской надписи это событие описывается от имени Дария) так: "Никто не осмеливался что-либо сказать о Гаумате-маге, пока я не прибыл. Тогда я помолился Ахурамазде о помощи. Ахурамазда послал мне помощь. В месяце багаядише, 10 числа (29 сентября 522 года до н. э.), я с немногими людьми, погубил этого Гаумату и его знатнейших приверженцев. Есть крепость Сикаяуватиш, в области, именуемой Нисая, в Мидии, - там погубил я его и исторг у него власть. Волей Ахурамазды я стал царём; Ахурамазда вручил мне царство. Власть, отнятую у нашего рода, я вернул и поставил её на надлежащее место, как было раньше".
Геродот, однако, рассказывает более весёлую версию воцарения Дария.
После убийства узурпатора, пишет он, Дарий и шесть других революционных вождей собрались для формирования нового правительства. Один из них, некий Отана, призывал учредить народную республику ("изономию"), другой - Мегабиз - править им всемером, ну а Дарий призывал избрать царя, с чем в итоге и согласились. Царя решили определить следующим образом: выехать под утро верхом за город, дождаться восхода Солнца, и чей конь при виде светила первым заржет, тот и станет царём - хитрый план, да. Но еще хитрей оказался конюх Дария, некий Ойбар: перед тем как отправиться вместе с хозяином и его жеребцом на это мероприятие, он потёр рукой ... хм, гениталии кобылы, с которой оный жеребец накануне ...хм, общался. Ну а когда забрезжил рассвет, конюх, державший эту руку до тех пор в кармане, погладил ей дариева жеребца по морде. Учуяв запах приятельницы, жеребец радостно взоржал - ну и Дарий на 36 лет встал у руля Персидской державы. Дальнейшие Ахемениды (в принадлежности к коему роду самого Дария многие историки сомневаются) были его прямыми потомками.

Знаменитый Бехистунский барельеф: Дарий Великий попирает правой (или всё-таки левой?) ногой поверженного Гутаму (или всё-таки Бардию?), любвеобильному жеребцу и небрезгливому конюху места в композиции, похоже, не нашлось.

А 660 лет назад, 29 сентября 1364 года у замка Орэ на юге Бретани сошлись армии её тогдашнего герцога, Карла Блуасского, двоюродного дяди тогдашнего французского короля Карла V Мудрого, соответственно поддерживаемого французами, и Жана де Монфора, сына бретонского герцога Жана IV, которого этот Карл 20-ю годами ранее сверг, и поддерживаемого соответственно англичанами.
Так вот, согласно легенде, был у этого Карла де Блуа борзой пёс по кличке Иоланд, доставшийся ему от упомянутого герцога Жана, а тому, от некоей ведьмы, которую крестьяне собирались сжечь, а он, будучи противником такого живого творчества масс, её у них отбил - растроганная старуха подарила ему эту псину, пообещав, что та будет герцогу Бретани всегда верна. И хотя с тех пор до битвы при Орэ прошло больше 20 лет, ведьмина собака былаа по-прежнему жива, здорова (и весьма бодра!) и пребывала в то утро при герцоге - этом самом Карле Блуасском.
И вот, когда войска противоборствующих сторон двинулись друг на друга, пёс печально посмотрел на хозяина - и вдруг со всех ног кинулся через поле боя к гарцевавшему впереди своих войск Жану де Монфору. Солдаты Карла решили, что пёс решил проявить свою легендарную преданность герцогу и вцепиться его врагу в горло - но Иоланд вместо этого, подбежав к Жану и встав на задние лапы рядом с его стременами, принялся лизать его руку. Давая тем самым всем присутствующим понять, что истинный герцог - вовсе не Карл, кормивший ее эти 20 лет, а вовсе даже наоборот Жан.
Битва закончилась победой англо-бретонцев, покинутый любимым кобелём Карл Блуасский погиб, а династия Монфоров правила Бретанью следующие полтора века, до присоединения Бретани к Франции. А что до Иоланда, то он, как гласит легенда, был найден на поле боя среди других бездыханных тел - исполнив миссию по восстановлению в любимой Бретани легитимного правления, старый пёс скончался.



Пёс Иоланд учуял дух легитимности и конституционного правопреемства (на Монфоре - мантия с геральдическими бретонскими горностаями).

Франция, 14 век, Ближний Восток, Иран

Previous post Next post
Up