Доколонизаторская Австралия

Oct 17, 2023 17:38

/год назад я уже постил сюда эту свою главу в трактат "Ключ истмата". Далее Вашему вниманию предлагается ее пересмотренный вариант/

Пример Австралии крайне любопытен для интересующихся историческим материализмом. Ведь это, так сказать, показательный эксперимент, который предоставила нам сама история.

Этот материк, удалённо расположенный от прочих, был заселён десятки тысяч лет назад - и затем до колонизации, с начала которой прошло лишь пара веков, находился в изоляции от остальных людей… И вот результат: «Аборигены Австралии и Океании продолжали жить в каменном веке до появления европейцев» (БРЭ). То есть даже на донеолитической (доземледельческой) стадии!

Но был у них, однако, уже и не первобытный коммунизм - изобилия для всех поголовно… Что я и намерен вскрыть в данной главе.

Разумеется, как Вам должно было бы быть уже понятно из изложенного в предыдущих главах, там не мог всё это время продолжать сохраняться первобытный коммунизм изобилия для всех… Почему австралийское человеческое общество и не могло не стать естественно-конкурентным внутри себя. Но рассмотрим же это в деталях.

«Особенности природной среды и изоляция предопределили консервацию архаичных способов производства (собирательство и охота), орудий труда, общественных отношений и культуры», - сообщает нам опять-таки БРЭ про Австралию.

Я бы лично уточнил, сказав, что внешняя среда поспособствовала неразвитию австралийцев, а не «предопределила» оное. Но их собственные общественные отношения (или правильнее: культура?), сформировавшиеся в тех условиях, явно тому служили. В контексте же наличия тенденции в доиндустриальных обществах к мальтузианской ловушке - нас заинтересует именно то, как разрешался там демографический вопрос.

«Возрастная структура населения в донеолитический период включала в себя две группы: детей и взрослых», - отмечает современный отечественный преисторик-демограф проф. В. В. Муравьев. И беспристрастный ответ в объяснение неразвития доколонизаторской Австралии заключается в том, что в достаточно благоприятных для существования человека условиях, австралийцы в своём конкурентном обществе сочли за конкурентов себе - своих же собственных детей!.. Дальнейшие цитируемые фрагменты чему в подтверждение.

- Подборка цитат -

/К сразу далее цитируемому источнику, по-видимому, можно ныне попридираться в деталях и конкретных оценках; однако, полагаю, суть он передает верно - М. С./

«Исследование культуры австралийских аборигенов дало науке уникальный шанс исследовать уклад жизни позднего палеолита. Первые обитатели Австралии принесли с собой навыки рыбной ловли и собирательства, но они совсем не знали земледелия. Северное побережье континента чрезвычайно богато моллюсками и рыбой. Археологи находят на берегу и в прибрежной полосе океана огромные ракушечные кучи, возраст которых - десятки тысяч лет. Это самые первые следы деятельности австралийских аборигенов, которые питались моллюсками и складывали раковины в эти кучи. На австралийском континенте нет крупных хищников, которые были бы опасны людям, - если не считать крупных крокодилов в прибрежной зоне севера Австралии. Неповторимый животный и растительный мир, развивающийся изолированно от других континентов, обилие пищи, тёплый климат - всё это стало причиной остановки (я бы сказал: послужило оной - прим. М. С.) развития жителей Австралии. Их культура уникальна и в то же время примитивна - если сравнивать её с другими древними культурами. <…> Они не носят одежду (речь, конечно, идёт об аборигенах, живших в Австралии до колонизации континента европейцами), используя лишь набедренные повязки, потому что одежда в условиях тёплого климата не нужна. Не строят жилищ, поскольку ведут кочевой образ жизни, добывают пропитание исключительно собирательством, охотой и рыболовством. Их семьи полигамны (один мужчина и несколько женщин), взаимоотношения полностью подчинены племенным традициям. Вместе с тем различные племена аборигенов чрезвычайно разобщены и даже не способны общаться друг с другом. Достаточно сказать, что к моменту открытия континента на территории Австралии проживало около 300 тысяч человек, которые говорили на… шести сотнях различных языков!*.. Однако ни одно из австралийских племён не изобрело письменности. Все существующие исторические памятники древней австралийской культуры относятся исключительно к наскальной живописи. Ремесленничество общины аборигенов ограничивалось плетением женщинами сумок из древесных волокон и изготовлением растительных красок для ритуального раскрашивания тела. Удивительный путь - десятки тысяч лет жизни в благодатных условиях, и никакого продвижения вперёд. Нет ужасных эпидемий, нет естественных врагов, нет и надобности создавать какие-либо средства для борьбы с ними. Исследователи культуры аборигенов отмечают, что австралийские охотники - плохие стрелки. Вместо того чтобы совершенствовать примитивные луки и копья, они… подкрадываются к животному на максимально близкое расстояние, с которого промахнуться попросту невозможно…» (Надеждин Н. Я. Энциклопедия географических открытий). Прив. по https://vikent.ru/enc/6400/

* Столь значительное языковое разнообразие также подтверждает конкурентность наличного там «общества»: если вспомнить, что люди прибегают к таковому разнообразию исходя из конкуренции. См. https://mskolov.livejournal.com/268688.html

«Прежде всего, по стилю детства австралийские аборигены, как и все современные охотники и собиратели, находятся в детоубийственной фазе. Это значит, что они не только без угрызений совести убивают значительную часть своих новорожденных, но и воспитывают оставшихся, комбинируя суровое небрежение, физическое и эмоциональное насилие с симбиотической сращённостью. Начнём с того, что до недавнего времени многие австралийские племена поедали своих детей, причём не от голода…» (Ллойд Демоз. Психоистория) []*. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/07.php

* Полноценный академический источник насчёт того, что древние австралийцы занимались детоубийством, цитируется здесь https://mskolov.livejournal.com/173619.html

«В работе Артура Хипплера, которая из всех полевых исследований воспитания детей у аборигенов заслуживает наибольшего доверия, делается вывод, что матери „невнимательны“ к детям, а „рутинно жестокое“ насилие даже над самыми маленькими детьми перемежается с „открытым небрежением“ и использованием груди для контроля поведения. На эмпатию нет и намека. Исследователь отмечает: „Я никогда не видел, чтобы хоть один взрослый йолнгу, любого пола и возраста, прогуливал малыша, начинающего ходить, показывал ему мир, объяснял что-нибудь, проявлял эмпатию к его потребностям. Зная рискованность категорических утверждений, в данном случае я полностью уверен в сказанном“. Далее он говорит, что любое стремление растущего ребенка к независимости расценивается матерью как попытка бросить её, а поскольку мир рисуется „враждебным и опасным, полным демонов“, индивидуация может иметь место лишь в незначительной степени. Кроме того, обычной практикой является постоянная сексуальная стимуляция растущего ребенка обоими родителями, избиение и насилование старшими детьми и запугивание со стороны других членов группы, потому не удивительно, что в итоге вырастает взрослый с магическим образом мышления, очень примитивный как в психологическим, так и в технологическом отношении» (из той же книги Демоза).

«За 400 веков цивилизация австралийских аборигенов очень мало изменила окружающий их мир, если судить по наскальным пещерным рисункам в Северной Территории, запечатлевшим исторические картинки жизни и уклада ископаемых аборигенов, которые на протяжении всего этого времени существовали в такой же изоляции, как австралийские животные и растения. За всю историю своего существования аборигены не создали сельского хозяйства, не приручили домашних животных (если не считать диких собак динго, которых аборигены использовали на охоте), не научились обрабатывать металлы и даже не создали своей письменности, оставаясь дикарями Каменного Века до самой встречи с европейцами 200 лет тому назад. Пожалуй, единственным достижением технической мысли цивилизации австралийских аборигенов является бумеранг» (Прив. по послесловию редактора к: Ия Корецкая, «Человек с копьём» // Независимый альманах «Лебедь» № 596, 02 августа 2009 г. https://lebed.com/2009/art5547.htm ).

- Конец подборки цитат -

…Могло ли австралийское доисторическое общество вырваться из того тупика неразвития, в котором оказалось? К этому мог подтолкнуть внешний кризис, изменением в худшую сторону привычной им среды - вынудив потому приспосабливаться, дабы не вымереть. Что могло бы послужить и дальнейшему прогрессу. В тоже время более значительный внешний кризис мог бы оказаться для них и непосильным. Таким образом, как сила внешнего «вызова», так и возможность «ответа» на него, обусловленная уже достигнутым уровнем развития, являются переменными параметрами. Но в отличие от первого, второй зависит от усилий самих людей.

К сказанному также замечу, уже упоминавшееся ранее в примечаниях, что в результате начальных миграций человека из Африки «неафриканское человечество появлялось несколько раз - как минимум один раз в Европе 210 тысяч лет назад и, вероятно, не менее пары раз в Азии. Однако затем эти популяции настигало быстрое локальное вымирание - иначе они смогли бы оставить более существенные генетические следы в окружающем нас мире»*.

* Климат или враги: что запирало Homo sapiens в Африке четверть миллиона лет https://naked-science.ru/article/anthropology/homo-sapiens

Напоследок подчеркну главный вывод из вышесказанного: благоприятные к нам условия, образующиеся сами по себе - и не приводившие потому к нашему вымиранию, а совсем наоборот: «расслабляли» нашу популяцию. Благоденствующую при таких обстоятельствах, сохранение которых благоденствующие обеспечивали себе, избавляясь от «избыточного» прироста населения - в его не способном оказать достойное сопротивление виде: собственного потомства…
Previous post Next post
Up