Правая рука президента Обрегона

Jul 17, 2023 15:12

95 лет назад, 17 июля 1928 года в столице Мексики городе Мехико генерал Альваро Обрегон отмечал в ресторане «Ла Бомбилья» свой возврат в президентскую должность после четырехлетнего перерыва (старинный конституционный закон Мексиканской республики запрещал переизбрание президента, поэтому тамошние президенты еще в XIX веке завели обычай оставлять президентское кресло на один срок надёжному сменщику - так поступил и Обрегон, в 1924 году сдавший президентское кресло своему старому боевому товарищу и заместителю по "лейбористской" партии Плутарко Каллесу, а за 2 недели до описываемых событий триумфально вернувший его, триуфально, набрав 100% голосов - других кандидатов просто не было - на очередных президентских выборах). Торжествовал, поднимал тосты единственной имевшейся у него левой рукой (о чём ниже), слушал музыку, пока к нему не подошел 27-летний Хосе де Леон Тораль (как потом выяснилось, пламенный католик, а католическую церковь тогда в Мексике довольно жестко щемили), подрабатывавший в этом ресторане тем, что рисовал портреты посетителей. Вот и новоизбранному президенту он протянул листок, на котором он набросал президентский профиль, и пока синьор Обрегон любовался своим изображением, Тораль достал пистолет и произвел в него шесть выстрелов. Генерал погиб на месте.




Однорукий президент Обрегон (слева), он же в бытность генералом еще с обеими руками (в центре) и его убийца Хосе Леон де Тораль

А за 13 лет до этого, в ходе столь любимой Голливудом Мексиканской революции 1910-1917 годов, еще не президент, но уже генерал Обрегон сражался в войсках революционного президента Каррансы за свободу Мексики против других борцов за ее свободу - из отрядов Панчо Вильи. В ходе ожесточённого сражения с ними при Селайе в апреле 1915 года он нарвался на солдат Вильи, один из которых бросил в него гранату. Взрывом этой гранаты генералу оторвало правую руку. Бедняга-генерал испытал такую боль, что даже попытался застрелиться, но по счастью его денщик, чистивший накануне револьвер хозяина, забыл после этого его зарядить. После боя Обрегон приказал своим бойцам найти руку, поскольку, как он сам говорил, "бросить такую необходимую вещь, как правая рука, было бы неразумно". Существует анекдот, что генеральская рука нашлась после того, как стоявший рядом с ней боец достал из кармана золотую монету - оторванная рука, якобы, прыгнула к ней, и боец успел ее поймать. По более правдоподобной версии руку генералу в спокойной обстановке ампутировали в лазарете.
А с Панчо Вильей Обрегон, став президентом, помирится ... но потом всё равно прикажет его убить (20 июля этому печальному событию исполнится 100 лет).


Портрет Обрегона, нарисованный его убийцей и испанский пистолет "Star", из которого были произведены выстрелы
Однако, вернёмся в 1928 год. После гибели Обрегона его сменщик Плутарко Каллес решит подзадержаться у власти - правда, не как президент, оставаться которым он опять же не имел права, а как некий "великий вождь" нации ("Эль хефе максимо", на ихнем наречии, а установленный им режим будет известен, как "Максимат") и созданной специально для него Институционно-революционной партии (будет править Мексикой следующие 70 лет). Но и своего предшественника он не забудет: в 1933 году он прикажет конфисковать и снести ресторан "Ла Бомбилья", где Обрегон нашел свою смерть, а на его месте разбить одноимённый парк, в центре которого - возвести грандиозный монумент-башню покойному. Это сооружение, украшенное барельефами в честь покойного и надписями, прославляющими его "...военный гений, который вознёс его на непреодолимые высоты, которые до него у нас в Америке достигали только Морелось и Боливар" на первом этаже имело помещение, где за массивными стальными дверями в маленькой зарешеченной нише экспонировалась ... та самая правая рука Обрегона, утерянная им в сражении при Селайе и хранившаяся все эти годы своим бывшим хозяином в банке с формалином (изображение, кто хочет, может посмотреть вот здесь). Экспонировалась она там более полувека, пока к концу 80-х годов она не приобрела совсем уж непрезентабельный вид, и в 1989 году тогдашний президент Мексики Карлос Салинас де Гортари приказал ее изъять и кремировать, заменив ее мраморным изображением.


"Великий вождь" Плутарко Каллес и возведенный им монумент Обрегону.
Ну и в довершение ролик, прямого отношения к описываемым событиям не имеющий - просто финальный фрагмент из любимого с детства фильма Дамиано Дамиани 1966 года "Золотая пуля" (или "Пуля для генерала", или "El Chuncho, Quién sabe?" в оригинале):

image Click to view


1920-e, Латинская Америка, 1910-e

Previous post Next post
Up