Первобытный коммунизм (глава)

Apr 18, 2023 13:58

Что ключевое мы должны были вынести для своего понимания из предыдущей главы, чтобы исследовать историю человечества далее? Во-первых, пусть то, что природа прежде менялась значительным образом, по не зависящим от нас причинам. Как в худшую, так и в лучшую стороны: относительно как для нашего выживания (напомню, что мы всё ещё говорим о примитивном, первобытном человеке, потому и более подчинённом природе). Каковые негативные, окружающей среды, перемены в особенности, в том числе, способствовали нашей эволюции. Почему однажды, в результате оной, уже появившийся человек современного типа оказался в достаточно благоприятных условиях, длящихся доныне. Что и стало некогда для непосредственно доживших до того людей - «первобытным коммунизмом». Также естественно окончащимся - но уже не по причине внешних для нас изменений, а из неконтролируемых нами «внутреннего» характера причин в нашей популяции. А именно, естественного роста нашей численности; что приведёт к обострению среди людей внутривидовой конкуренции за выживание. Пусть сперва только где-то, локально. Но по мере миграций, несомненно, всё более расширяясь.

Представления о первобытном коммунизме можно найти ещё в мифологии; так, у Гесиода мы встречаем:
«В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней*, погибель несущих для смертных»
(«Труды и дни», пер. В. Вересаева).

* Насчёт указанных, кстати, можно привести замечание А. М. Никулина в рецензии на труды Дж. С. Скотта: «Когда на исходе позднего неолита в разных регионах земли стали углубляться процессы интенсификации сельского хозяйства, связанного со всё большей концентрацией людей, растений и животных, возникают первые масштабные эпидемии, во многом предопределившие дальнейшие пути развития человечества» [1].

Примечательно выделение у Гесиода «трудной работы», что стоит затронуть отдельно. Взаимодействие человека с окружающей средой для получения от неё благ, выражаемое посредством «труда», первоначально имело низкопроизводительный, присваивающий характер - как, впрочем, и у других животных; что признавали и основоположники марксизма. Отмечая, что люди были «не намного выше их [животных] по своей производительности» (Энгельс, «Анти-Дюринг»).

Необходимый для нашего понимания факт заключается в том, что изначальная производительность труда, ещё только присваивающего, оказывалась неспособной поспевать увеличиваться соответственно нашему естественному демографическому росту (что и обусловливало обострение внутривидовой конкуренции за выживание). Свидетельством тому миграции и заселение всё больших территорий человеком, также и всё менее благоприятных для его жизни. (Также подтвердится то тем, что вслед за ростом производительности труда в последующем, последует и больший демографический рост, о чём ещё будет особо упомянуто далее.)

В результате же обострения внутривидовой конкуренции, люди обратятся к обчаствлению («приватизации») ресурсов. Для первоочередного выживания успешных в оном. И к погибели тех, на кого ресурсов потому начнёт недоставать. (Из-за недостатка их на всех, из-за обгоняющего рост производительности труда - демографического роста; что и послужит появлению частной собственности.)

Обострение конкуренции за выживание стимулирует и поиск путей роста производительности труда. То есть поиск способов наиболее эффективно обрабатывать присваиваемые в частную собственность ресурсы. Что проложило путь к неолитической революции: переходу к сельскому хозяйству (как объяснил то недавно С. Боулз). Мы рассмотрим это подробнее далее.

Дополнительные сведения
* Как замечал советский и российский учёный-климатолог профессор МЭИ и ныне членкор РАН Владимир Клименко насчёт момента окончания последнего ледникового периода: «По мере освобождения Земли от континентальных [ледяных] щитов… Ещё до того, как появилась наука, этот же самый период запечатлелся в памяти многих поколений людей как „золотой век“» [2].
* Как замечала видный современный американский эволюционный антрополог Сара Блаффер Хрди: «…Последние 10-20 тыс. лет назад - люди не защищали ресурсы. Площади были настолько велики, что очень трудно представить, чтобы кто-то их защищал. Собственности тоже не было, так что они и её не защищали» [3].

Апд. К самому последнему замечанию надо будет ещё добавить от неё же: в первобытном обществе, если кто-то вёл себя угнетающе по отношению к остальным, те могли просто от него убежать (речь про период «первобытного коммунизма», очевидно) [4].

Более подробная датировка для любопытных
Для умеющих читать подобные графики - см. [5]. Как отмечалось в предыд. главе (см. там примеч. 6-е), современный физиологически и поведенчески человек (он же человек современного типа) сформировался ещё до окончания последней ледниковой эпохи, начавшей завершаться ∼17,7 тысяч лет назад [6].

{Ещё комментарий от автора. Вообще в идеале эта глава должна послужить тому, чтобы читатель понял крайнюю важность для нашей жизни прежде всего внешних по отношению к ней факторов. Они, будучи благоприятны к ней: своими изменениями материя прежде как позволит вообще появление жизни, так и её последующее сохранение до наших дней. Также движение материи способствует и эволюции.
Изменения природы значительные уже и после появления человека - как позволят некогда сперва “первобытный коммунизм”, так и возможность последующего прогресса, наличием для него допускавший его среды. Как писал, например, Дерлугьян: "...Недавняя гипотеза элегантно объясняет эту «неолитическую революцию» (на деле занявшую ещё пару тысяч лет) стабилизацией климата планеты. Пока климат, как теперь убедительно установлено, совершал многочисленные резкие колебания от оледенений к временным потеплениям, никто рационально не мог полагаться на трудоемкий урожай" [7].}

Источники
1. https://mskolov.livejournal.com/123338.html
2. https://polit.ru/article/2005/11/02/climate/
3. Ориг.: «10-20,000 years ago - people weren’t defending resources. The ranging areas were so large that is very difficult to imagine anyone defending them. There was also no property, so they weren’t defending that either» https://blogs.scientificamerican.com/primate-diaries/raising-darwins-consciousness-an-interview-with-sarah-blaffer-hrdy-on-mother-nature/
4. https://mskolov.livejournal.com/35526.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:All_palaeotemps.svg
6. https://mskolov.livejournal.com/111882.html
7. https://executive.ranepa.ru/news/chisto-imperialisticheskoe-samoubiistvo
Previous post Next post
Up