...французского республиканского календаря. Согласно которому сегодня - 1 вандемьера ССХХХI года Республики (каковой Франция была, как известно, провозглашена 21 сентября 1792 года от Рождества Христова).
Первоначально велись споры о том, следует ли отмечать в календаре Великую революцию, начавшуюся в июле 1789 г., или республику, установленную в 1792 г. Сразу после 14 июля 1789 г. газеты и брошюры стали называть 1789 г. годом I Свободы, а последующие годы II и III. Именно в 1792 году перед законодательной ассамблеей возникла практическая проблема датировки финансовых операций, и она столкнулась с проблемой календаря. Первоначально выбор эпохи был либо 1 января 1789 г., либо 14 июля 1789 г. После некоторых колебаний собрание 2 января 1792 г. решило, что во всех официальных документах будет использоваться «эра Свободы» и что год IV Свободы начался 1 января 1792 г. Это использование было изменено 22 сентября 1792 года, когда была провозглашена республика, и Конвент решил, что все официальные документы будут датироваться годом I Французской республики. Декрет от 2 января 1793 г. устанавливал, что II год республики начинается 1 января 1793 г. Еще до этого, 20 декабря Комитету общественного просвещения было поручено создать комиссию, которая согласовала бы новый календарь с действующим календарем ("вульгарной эрой" - "ab anno vulgaris aerae" - как называли "нашу эру" тогда в Европе), во главе с депутатом Шарлем-Жильбером Роммом.
Ромм набрал в комиссию ученых из Академии наук, включая астронома Ж.-Ж. Лаланда, математиков Ж.-Л. Лагранжа и Г. Монжа, химика и пионера воздухоплавания Л. Б. Гитона де Морво и других. В течение девяти месяцев комиссия разрабатывала новый календарь, который и был представлен Роммом Конвенту 20 сентября 1973 года.
За начало года в новом календаре предлагалось взять 22 сентября - и как годовщину провозглашения Республики, и как день осеннего равноденствия. При этом однако, устанавливалось, что это должно быть "истинное равноденствие", устанавливаемое по астрономическим данным, т.е. начало года могло некоторым образом "плавать". Год делился на 12 месяцев (названия которых привязаны к характерным для того или иного месяца сельхозработам или природным явлениям), в каждом из которых было строго по 30 дней, сведенных в три десятидневки ("декады"), дни которых, не мудрствуя лукаво, обозначались латинскими числительными от "примиди" до "декади". Оставшиеся 5 (6 в високосные годы) дней между последним месяцем старого года (фрюктидором) и первым месяцем нового (вандемьером) назывались "санкюлотидами" и были праздничными.
Кроме того, каждый день года также имел собственное название, причём дни, выпадающие на число месяца, оканчивающееся цифрой 5, были связаны с животными, дни, выпадающие на число месяца, оканчивающееся на 0, - с орудиями труда, остальные - с растением или минералом. Маркиз де Лантенак, предводитель роялистов в романе Виктора Гюго "Девяносто третий год", язвил по этому поводу: «В календаре святых заменили овощами». И ладно овощами - день католического Рождества, 25 декабря, ставший в новом календаре 5-м нивоза, стал "днём собаки"!
Депутаты две недели обсуждали предложенный проект, многи из них выступали против - в частности, резонно полагая, что календарь, столь отличный от общепринятого в Европе, создаст сложности в отношениях с другими государствами и вообще сильно отмежует французское общество от остального европейского. "Наша цель, - восклицал один демпутат, - объединить народы через братство, поэтому прошу отвергнуть этот проект". Замечали депутаты, что и своим французским гражданам будет очень тяжело запомнить все эти мессиидоры-фрюктидоры с квадриди-нониди и и прочими франсиадами (так предложено было называть високосные годы), и это их крепко запутает.
Тем не менее проект был принят и утвержден декретом Конвента от 5 октября 1793 года, и через два дня его официальное издание "Le Moniteur universel" оповестило читателей, что сегодня - не 7 октября, как они думают, а "16-е число первого месяца" (слово "вандемьер" видимо еще не успел запомнить и его редактор).
В народе новшество оказалось не шибко понятным. Крестьяне в быту при помощи своих приходских кюре продолжали пользоваться церковным календарем, торговцы при заключении контрактов, особенно внешнеторговых, норовили датировать их старыми или двойными датами, также норовили поступать и газетчики - несмотря на суровые декреты против такой практики, издававшиеся якобинцами и пришедшей им на смену Директорией (хотя после свержения якобинцев и раздавались призывы "календарь убийц" отменить, но, новой конституцией 1795 года или 5 фрюктидора III года, он был сохранен). Например 3 апреля 1798 года или 14 жерминаля VI года ею был издан строгий указ, запрещающий государственным или коммерческим организациям использовать старую или двойную датировку, а газеты, их использовавшие, предписано было закрывать). Непонятен календарь был обитателям заморских территорий Франции - у них там совсем другие погодные условия и совсем другая номенклатура сельхозкультур и сельхозработ. Наконец, как замечал депутат Ж. Д. Ланжюине, вкалывать девять дней без продыху - это слишком долго и для людей, и для животных.
Сохранялся новый календарь и в первые годы правления Наполеона, хотя понемногу отказались от декад, а после примирения ("Конкродата") с папой римским в 1801 году объявили нерабочими днями главные христианские праздники. Газетам вновь разрешили использовать двойную датировку. И наконец уже став императором и отправляясь на войну с Третьей коалицией, Наполеон 9 сентября 1805 года (22 фрюктидора XIII года ... неизвестно чего, Республики-то уже нет) Наполеон подписывает указ о том, что грядущее 11 нивоза XIV года станет 1-м января 1806 года.
Республиканский календарь таким образом просуществовал в течение 12 лет, 2 месяца и 26 дней.
Годы, месяцы и дни по этому календарю..