465 лет назад, 12 сентября 1556 года Карл V Габсбург, император Священной Римской империи, вручил ее курфюрстам официальный акт об отречении от престола.
Император Карл V и его преемники - император Фердинанд I и король Филипп II
Перед этим в течение нескольких лет он передавал различные принадлежащие ему владения в империи и за ее пределами (над которыми "никогда не заходило Солнце") своему сыну, в дальнейшем известному, как Филипп II Испанский: так 16 января того года он передал ему свои испанские королевства Кастилию и Арагон (с принадлежащими им Сицилией, Сардинией и владениями в Новом Свете). Неаполитанское королевство он передал Филиппу еще 24 июля 1554 года, за день до брака того с английской королевой Марией I Тюдор, известной, как Кровавая Мэри (не идти же сыну к супруге-королеве в примаки!), а 25 октября 1555 года он уступил ему свою малую родину - Нидерланды. В ходе торжественной церемонии по этому случаю он в частности произнес:
"Я питал большие надежды - немногие из них были реализованы, и только некоторые осуществились - и ценой каких усилий! В итоге я устал и заболел. Вы все знаете, насколько тяжело ... Я до сих пор терпел все человеческие тяготы, так что никто не мог сказать, что я уклонялся от своего долга. Но сейчас было бы безответственно откладывать отставку. Не думайте, что я хочу уклониться от каких-либо тягот или опасности: моих сил просто не хватает. Доверяйте моему сыну, поскольку он доверяет вам, объединяйтесь, всегда поступайте справедливо и не допускайте недоверия в свои ряды.
Что касается меня, я знаю, что наделал много ошибок, больших ошибок, сначала из-за моей молодости, затем из-за моих человеческих слабостей и страстей, и, наконец, из-за усталости. Но я сознательно никого не обидел, кто бы это ни был. Если несправедливость все же возникла, то это произошло помимо моего желания, а только из-за неспособности: я публично сожалею об этом и прошу всех, кто мог быть мной обижен, простить меня".
Император действительно был болен подагрой, так что при произнесении речи он опирался на плечо принца Вильгельма Оранского - будущего злейшего врага своего сына.
Императором после Карла, однако, станет не Филипп, а его дядя, брат отрекшегося, Фердинанд Габсбург, еще с 1531 года носившего титул "римского короля" (специфический титул наследника императора) и "короля в Германии", а с 1526 - короля Венгрии и Богемии. В процессе отречения братья достигли договоренности, что после провозглашения Фердинанда императором Филипп будет избран наследником (этим самым "римским королем"), а после Филиппа им станет сын Фердинанда Максимилиан (в будущем действительно ставший императором Максимилианом II), но имперские князья выступили против этого плана, и в дальнейшем императорская корона закрепилась за потомками Фердинанда (а испанская - соответственно за потомками Карла и Филиппа). Самого же Фердинанда имперские курфюрсты утвердили в императорском звании только в 1558 году.
Отрекшийся же император отбыл на покой в монастырь Сан-Херонимо-де-Юсте в испанской провинции Эстремадура. Монашеского пострига император не принял, так что поселился он не непосредственно на территории монастыря, а в специально пристроенном к монастырскому корпусу двухэтажном восьмикомнатном особняке. Императорская спальня на втором этаже этого особняка была соединена окном и дверью с монастырской церковью, так что страдавший подагрой император мог слушать церковные службы, не вставая с кровати. При Карле сохранялся небольшой двор численностью около 50 человек, на содержание которого отпускалось из казны 20000 дукатов в год. Бывший император продолжал вести переписку во вопросам государственного значения и принимать посетителей. Но 21 сентября 1558 года он скончался от малярии.
Вид на монастырь Юсте с императорским корпусом
Смертное ложе Карла V
Ровно через два с половиной века, в августе 1806 года отдаленный потомок и преемник Карла V Франц II Габсбург
также отречется от титула императора Священной Римской империи и тем завершит историю этого государственного образования.
А монастырь Сан-Херонимо-де-Юсте, где прошли последние годы императора, существует и по сей день. Правда, он будет основательно разрушен сначала в ходе наполеоновских, а потом многочисленных гражданских войн в Испании, но в 50-е годы по решению правительства Франко отреставрирован.