Домовые питаются человеческою кровью

Aug 05, 2020 18:59

В. С-н. Народные поверья у Румынов. О домовых и ведьмах. // Восток. М., 1883. №275, 07 (19).12, с. 466-468.
   Домовые и ведьмы, по народному поверью, походят на обыкновенных людей, но отличаются от последних тем, что не едят и не могут терпеть чеснока и не ходят в церковь. Эта вера в народе так сильна, что образовалась даже пословица: «Бежит от чеснока как домовой». Ведьм узнают следующим образом: их связывают по рукам и ногам и бросают в воду: если оне не идут ко дну, то это значит, что оне - ведьмы. Подобные испытания делаются и во время засухи, ибо народ воображает, что ведьмы обладают силою останавливать дождь. О том, что домовые имеют хвосты, свидетельствуют многие разсказы и сказки, и очень может быть, что нашлись мужчины и женщины с хвостами. Люди науки доказали, что подобные уроды не совсем редки, но народ разсказывает невероятные вещи. Вот, например, что говорится в одной сказке: несколько девиц пошли на сиделки к другой, родители которой пошли в другое село; к ним пришли какие-то парни. Некоторые из них заметили, что парни имели длинные волчьи хвосты, висевшие до земли. Чужие девки стали постепенно выходить, оставив домашнюю саму. По выходе их, домовые убили оставшуюся девицу, развесив ея внутренности по гвоздям, а голову выставили в окно. Из этой сказки видно, что есть домовые с длинными волчьими хвостами, но старики, обыкновенно, разсказывают, что эти хвосты не длиннее двух, трех пальцев. В жизни своей домовые не причиняют людям особенного вреда, но мучат животных, заглазывают и пугают детей; о ведьмах же разсказывают, что оне имеют в печке по горшку с мазью, которою они мажутся, и затем выходят через трубу, верхом на метлах, вооруженные косами, идут на перекресты дорог, где они бьются и рубятся, и, как бы жестоко оне ни рубились, их раны скоро заживают. Место, где происходит между ними сражение, можно узнать по выскакивающим оттуда искрам. Такие битвы происходят большею частью на кануне Святого Андрея.
   Домовые женятся и имеют детей, как и остальные люди, но их дети - не домовые. Все дети, зачатые на канун великих праздников, рождаются домовыми. По смерти домовые не лежат спокойно в могилах, а выходят причинять людям зло. Домовые питаются человеческою кровью. Вот, что говорится в одной сказке об этом обычае: один человек заблудился ночью и зашел на кладбище. Остановившись там, он вдруг замечает, что из могилы выходит какой-то человек с лоханью в руке. Увидев человека, могильный жилец приближается к нему и предлагает нести лохань, а сам идет посещать село. Где замечал искры, выходящие из под балок, одну, две или три, туда не приближался; а где не было искр, туда входил, неся с собою горшок с кровью, которую он наливал в лохань, и шел дальше. На первых порах человек было испугался, но после, ободрившись, он спросил домового: «отчего ты в некоторые дома входишь, а в иные нет?»
   «Я вхожу туда, отвечал домовой, где не разсказывают вечером сказок, а это я узнаю по выходящим оттуда искрам». Взявши с собою довольно крови, домовой возвратился на кладбище; он хотел съесть и человек, но не успел, так как пропели петухи, а в это время домовые теряют свою силу; а что домовые не довольствуются только кровью, а едят и людей, видно из следующей сказки: у одного князя была дочь - ведьма. Умирая, она просила своего отца положить ее в церкви и посылать туда в каждую ночь человека сторожить. Князь исполнил желание своей дочери; но назначенный для стражи человек исчез; на другой день нашли только его одежду; тоже случилось и с другими, ибо ведьма встала ночью и съела их. Много сторожей съела эта ведьма, и никто уже не соглашался ее сторожить. Видя это, князь пошел к священнику и обещал ему три куша с червонцами, если он согласится сторожить одну ночь. Священник призывает к себе пономаря и обещает ему половину этих денег, если согласится сторожить княжескую дочь. Пономарь, человек бедный, но хитрый, согласился; немедленно начал давать всем по куску хлеба и стакану вина, потом пошел в шинок, где кутил целый день. Когда наступил вечер, он взял с собою кувшин с вином и большое полено, и пошел в церковь сторожить ведьму. Он считал: раз, два, три и пил по чарке вина. Перед полночью чуть не заснул; но вдруг к нему приближается человек с большею белою бородою, и советует ему скрыться за иконой Божией Матери. Он скрылся за указанной ему иконой. В это время ведьма встает и начинает искать по всем углам человека, чтобы съесть его. Не нашедши своей жертвы, ведьма стала проклинать отца и мать и угрожать, что она съест их, так что от ея стонов и проклятий волосы становились дыбом на голове от страха, в это время пропели петухи, и ведьма вошла в свой гроб. Когла князь узнал, что с пономарем ничего худого не случилось, он заплатил священнику еще больше денег, чтобы он назначил и на вторую ночь пономаря сторожить. Пономарь опять согласился; на этот раз он скрылся под окном в алтаре, где ведьма не могла его найти; на третью ночь не знал уже, что делать, но старец с белой бородою явился к нему и посоветовал ему приготовить острый, дубовый кол и вонзить его в сердце ведьмы.
   Пономарь так и сделал: взял кол и забил его в сердце ведьмы: кровь потекла ручьями, как из живого человека, и даже больше, потому что церковь наполнилась черною кровью. Сказка говорит ясно, что умершие домовые встают ночью из своих могил и едят людей, и что они теряют свою силу, когда поют петухи. Также ясно указывает и на способ убивать домовых. Молодые домовые, парни, имеют обыкновение обманывать девиц, своих любовниц. Вот что говорится в одной сказке, разсказанной знахарем Дорохоевского уезда: в селе Чамартоне жил парень домовой, который влюбился в молодую девушку. Раз он отправился с обозами в другой уезд вместе с своими товарищами, но на дороге умер; товарищи его похоронили по принятому обряду. Домовой вышел из могилы ночью и пошел к своей любезной; он застал ее у колодца: она думала о нем. Он стал с ней говорить и, наконец, посоветовал ей взять с собою что имеет лучшего и уйти с ним. Когда все было готово, домовой взвалил на спину девушку и ея предметы, поднялся высоко и улетел к своей могиле, он вошел в нее и стал звать туда и девицу, так как уже приближалось пение петухов, девица опасалась идти туда: она теперь узнала, что у нея за любовник, и начала постепенно и медленно давать ему свои предметы, один за другим, пока пропели петухи. На другой день утром, люди нашли чужую девицу у ворот кладбища; она разсказала им всю историю, но вскоре после этого сошла с ума.
   Из содержания сказки видно, что домовые, по народному поверью, имеют тело и нужды, как и живые люди, хотя могут летать и проходить через самые маленькие щели.
   Для защиты от домовых люди имеют много средств: 1) чеснок, которым они мажут щели окон и дверей, в особенности накануне св. Андрея, когда домовые сражаются, 2) переворачивание всех предметов в комнате верхом вниз. Есть еше одна сказка, сходная с тою, в которой говорится о съедении девушки домовыми с длинными волчьими хвостами. Домовые, видя, что девушки бегут, начинают гнаться за ними; одна из них вошла скоро в комнату, заперла двери и переворотила все предметы в комнате верхом вниз, забыв сделать тоже и с горевшей свечею. Домовой приступил к дверям и начал кричать: «Ей, казан, приди, отвори двери». - «Не могу, я переворочен», «Ей, вы, горшки, придите, отворите мне двери».- «Не можем, мы переворочены». Так кричал он, пока дошла очередь до свечи, когда же свеча готовилась идти к дверям, она потухла. Домовой не достиг своей цели и, удаляясь, сказал девице: «Если ты это сделала сама, то хороший у тебя ум; а если научили тебя этому другие, то они твои благожелатели»; 3) сказывание сказок тоже служит защитой от домовых, как видно из той сказки, где говорится, что домовой, ходивший за человеческою кровью, не входил туда, где не замечал искр, выходящих из-под навеса, и 4) умерщвление домовых дубовым колом, который забивают прямо в сердце. В каждой деревне разсказывают такие же вещи, что был у них домовой, от которого не было людям покоя, и что не могли от него избавиться, пока не убили его вышеуказанным образом. Есть и молитвы, которые нужно читать вечером, пред ночлегом. Привожу одну, которую я слышал от одного крестьянина: «Крест в доме, крест на столе, крест во всех четырех углах моего дома, ибо это не дом, а крепость с железными дверями. Крест славный, осени меня! Ангел святый, сохрани меня, от тяжкого сна пробуди меня, от зла духа избави меня!» Или следующая: «Ангел, Ангельчик мой, крестик Божий, сохрани и защити душу мою днем и ночью до самого часа смерти!»
   В Ясском уезде домовых узнают еще потому, что у них будто-бы козьи или гусиные ноги; говорят, что они имеют обыкновение превращаться часто в монахов, в собак, кур и других животных. Если их кто-нибудь спрашивает или зовет, то они долго того не оставляют в покое. Многие утверждают, что нехорошо звать ночью кошек или собак, ибо это может услышать какой-нибудь домовой, и тогда зовущему не сдобровать. Когда чихаешь ночью и кто-нибудь скажет тебе: «на здоровье», не благодари, ибо это может быть домовой и он приобретет силу высасывать твою кровь. В этом же уезде очень распространено поверье, что ведьмы высасывают молоко у коров: чтобы этого не случалось, на кануне дня Св. Георгия полагаются на воротах зеленые борозды. Всего хуже смотреть на домовых в то время, когда они сражаются: если отвечаешь им, они тебя бьют, если нет, то ты заблудишься, попадешь в какое-нибудь озеро или болото. Приближение домовых к месту битвы предвещается большим шумом. Вот еще несколько сказок о домовых: дочь Маранда в день имянин своего отца, возвращаясь поздно домой, встретилась с монахом. Он спросил ее, куда она идет; когда же она ему сказала, то монах стал идти за ней; родители ея, увидев монаха, стали приглашать его к себе в дом, но спустя немного времени мать Маранды заметила, что у монаха козьи ноги. Немедленно воскурила фимиам, домовой начал задыхаться и кашлять, пока не вышел из дому. Когда увидели его на дворе, домашние скоро заперли двери и начали молиться и класть поклоны. Домовой все ворчал у окна, но, вот, петухи пропели, и домового не стало более. А вот и описание сражение домовых и ведьм накануне дня Св. Андрея: говорят, что один калараш (всадник) из Мирославы (село возле Ясс) ночевал у одной бабы под праздник Св. Андрея. Встает он поздно ночью, и вот что видит: баба мазалась какою-то мазью возле печки. Спустя немного времени она вышла через трубу. Калараш берет свой меч, мажется тою же мазью, но не прошло и двух минут, как его окружил целый полк домовых, между коими была и баба. Домовые сражались, произнося какие-то не понятные слова. Всадник тоже вступил в бой: он бил их мечем, а они царапали его ногтями. Когда пропели петухи, всадник очутился в постели, изнеможенный и весь исцарапанный.
   По народному поверью, и девки, выходящие замуж за парней-домовых, превращаются в ведьм. В одном селе парень-домовой с длинным волчьим хвостом женился на крестьянской девке, с которой жил в большом ладу. Раз она готовилась идти собирать кукурузу; муж предупреждает ее, что на нее бросится большая чорная собака; чтобы избавиться от нея, она, советует он ей, должна взять полено, которое найдет возле воза, и ударить им собаку по морде: если собака будет окровавлена, то она избавится от нея благополучно. Когда жена пошла на поле, домовой поднялся на гору, три раза кувыркался, превратился в большую черную собаку и кинулся за ней с лаем. Жена взяла полено, ударила им собаку, но не удачно, ибо ие могла ее окровавить; тогда она взяла граблю и ударила ею собаку по морде так сильно, что у последней выпали два зуба. Собака убежала, превратилась опять в человека и пришла к жене. Она узнала своего мужа по окровавленному рту и двум выпавшим зубам. После этого домовой слег в постель и скоро умер. Его положили посредине комнаты с иконой на груди. Жена сторожила своего мужа. Домовой встает и за нею, она бежит, он - тоже, и она не могла избавиться от него, пока его не похоронили. Спустя несколько дней после этого, крестьянка сидела в своей комнате и беседовала с своими соседками. Вдруг в комнату входит черная курица и лезет под казан. Когда одна из ея приятельниц хотела ее поймать, она стала невидимой. После этого домовой приходил еще несколько раз, но в дом не мог проникнуть, так как все в нем было переворочено. Крестьяне забили ему в грудь дубовый кол, непопавший, впрочем, в сердце, и он через сорок дней опять возвратился домой, на этот раз с гробом на голове, взял свою жену и сделал ее ведьмой. Чтобы избавиться от них, крестьяне забили им по дубовому колу прямо в сердце. Крестьяне села Делени, Хушского уезда, разсказывают следующую сказку, довольно, впрочем, распространенную и в Бессарабии, особенно в Оргеевском уезде. «У нас было два пастуха: один из них был жирен, а другой сухощав. Сухощавый пастух был домовым. Раз жирный пастух спросил сухощавого: «От чего ты такой хилый и бледный?» - «Ложись ты в этот вечер на мое место,- отвечал он своему товарищу,- и узнаешь от чего». Это было на кануне Св. Андрея. Здоровый пастух согласился. Когда наступила ночь, к нему подходит ведьма, удаляет его уздою по голове, превращает его в коня, садится на него и погоняет к тому месту, где бьются ведьмы. Привязав его к забору, ведьма пошла биться с другими ведьмами. В это время он снял с себя сбрую, и когда ведьма возвратилась к нему, он накинул ей сбрую на голову, превратил ее в кобылу, сел на нее и возвратился в село. В это время пропели петухи, и ведьмы не стало. После он нашел ея могилу, в которую вонзил дубовый кол.
   В Ясском уезде есть поверье, что домовые кормят своих жен человеческим мясом. Одна крестьянская девка вышла замуж за парня, оказавшегося домовым; он приносить ей есть человеческие черепы. Превращаясь то в бабу, то в молодую женщину, домовой испытывал свою жену, спрашивая ее, например, как живет она с своим мужем. Она ничего не отвечала. Раз домовой принял вид матери своей жены, которой она разсказала все дело. Домовой взбесился, убил и ее, и дитя и съел.

19 век, Балканы

Previous post Next post
Up