Египетский морок. Часть 4. В египетскую кампанию Наполеона Великие пирамиды еще строились

Dec 29, 2019 12:55

Оригинал взят у gorojanin_iz_b в Египетский морок. Часть 4. В египетскую кампанию Наполеона Великие пирамиды еще строились




Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880 - 1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет с 1870 года, но вряд ли это их фото. На многих фото еще и 1850-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо более "новое", задняя часть "отреставрирована". Чего мы не видим на этом фото.
Состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось примерно в 1850-54 годах.
Стела Тутмоса IV не на месте, есть только верхняя часть. Ее только что привезли и поставили. После этого фото ее водворят на окончательное место и отольют в окончательном виде.


Задняя часть Сфинкса, одна из четырех стопок строительного мусора и бракованных блоков, еще даже не соединялась с остальными в единое туловище.



В 1867 году вторая половина этой якобы природной скалы дополнялась раствором, кирпичами и мусором.






В 1870 году ее продолжали наращивать тем же хламом.






Ну а стела на всех последующих фото, в 1925 году на масштабных работах археологов с реставраторами, в наши дни стала уже такой.



Так заканчивалось строительство на Гизе.

*

Подтверждения тому, что к 1801 году объекты Гизы, Великие пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, у нас перед глазами. И не только у нас, а у всех, причем уже два века как.
И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, более известный по титулу барон Денон ( Dominique Vivant Denon, 1747-1825), основатель Лувра, родоначальник египтомании и основоположник египтологии, сопровождавший корпус Наполеона в Египте и оставивший выдающийся труд - книгу рисунков, карт и схем памятников Египта.

Доминик Виван Денон участвовал в Египетской экспедиции Наполеона 1798-99; опубликовал «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» (1802) с собственными гравюрами (свыше 300). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (далее Музей Наполеона, затем Лувр), Версаля, мануфактур фарфора в Севре, гобеленов в Бове, Монетного и медальерного двора и др.; полномочия Денона как 1-го директора Лувра были подтверждены Людовиком XVIII (1814). Во время наполеоновских завоеваний в Европе руководил пополнением французских коллекций за счёт реквизированных памятников искусства различных стран, особенно Италии. Получил титул барона. По его рисункам были выполнены гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» (Description de Egypte; 1809-22) Э. Ф. Жомара.

Великий подлог Великих пирамид в египетских альбомах Денона

Как ни удивительно, самому выдающемуся историческому месту Египта, плато Гиза с Великими пирамидами и Сфинксом, посвящено всего две с небольшим страницы. Удивительное пренебрежение к самым выдающимся строениям древнеегиптян, "Чуду света" Великой Пирамиде и т.д..

В коллекции библиотеки Университета Гейдельберга можете полистать его книгу.

Странички.





Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует художник, приехавший знакомить мир с архитектурой Египта, величайшую постройку мира? Художник, который с великим тщанием выписывал каждый завиток элементов куда более мелких объектов? Нет конечно.

Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Вот это самый близкий, какой получилось найти. Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Только у Хефрена нет знаменитой шапки, две из трех пирамид Цариц еще не построены.
А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.



Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.



Это именно набросок. Общее представление, наспех обозначенное, и не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они в готовом виде, не знал, что Хефрена украсят "шапкой", но знал, что они будут.

Тем не менее, план туннеля и погребальных камер уже есть, подробный, аккуратный, в масштабе и в типичной манере Денона.

Это значит, они были готовы, но песок на эти постройки в основное тело пирамиды еще не сыпали, блоками, литыми на месте, еще не обкладывали.

На второй странице - вход в пирамиду Хеопса, который соответствует реальному, вплоть до сколов на блоках. Он на высоте 15,6 м.
Его уже сделали. Фото 1867 года, это самое раннее фото входа, какое нашлось.



Обращаю внимание также на то, что ракурс очень точного рисунка Денона невозможен в настоящее время. Его можно получить только находясь в воздухе. На чем стоял Денон, набрасывая эту гравюру?
Только на грунте, служащем для перемещения материалов строителей пирамиды, по окончании стройки убранном.

С приближением наблюдателя к высокому объекту пропорции объекта меняются: нижняя его часть увеличивается относительно верхней.



Можно еще и так показать высоту глаз Денона в сравнении с современным снимком с дрона.
Дрон чуть левее и дальше, но лучшего ракурса не нашлось. В высоту пропорции совпадают.

Во времена Денона не было фотографий и дронов. Художник мог только стоять на строительной насыпи.



Еще зарисовка 1803-04 годов, автор Johann Adam Bergk (1769-1834). Абсолютно те же точка художника, ныне висящая в воздухе, ракурс и вид. Зная, что картинка невозможна, издатель еще и отзеркалил ее.



*
Картинка со Сфинксом - единственная у Денона.

Фото головы с севера до 1931 года, когда ее очень серьезно изменили в ходе реконструкции, делались крайне редко.
Удалось найти два фото, и те неточного ракурса, 1900 и 1906 годов, и самый корректный ракурс на фото 1920-х годов, которое сегодня сделать невозможно,
Фото 1 , 2 , 3 .

Современное фото невозможно после 1927 года. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д.

На месте, откуда был сделан последний снимок, раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Нересанх. Холм, с которого снимал фотограф, срыт.



С холма вот над этим объектом делался снимок. Гробница Мересанх III была обнаружена археологом Джорджем Рейзнером 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с высоты фотографа в профиль с северной стороны быть не могло.

Но думаю, что и этих хватит для вывода: Денон не мог срисовывать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, безусловного цеховика, видевшего все недоделанные объекты Египта и таскавшего шедевры античного искусства со всей Европы, совсем не удивительно иметь эскиз будущего Великого Сфинкса. Но строители серьезно отошли от эскиза, особенно с задней частью головы.

Обращаем внимание и на долитую верхнюю часть головы на гравюре Денона, которую долили уже в век фотографий, в 1931 году.







Ну и чисто чтоб улыбнуться. Как представлялся Сфинкс современникам похода Наполеона в Египет 1798-1801 годов. Рисунок 1799 года, где Сфинкс олицетворяет Францию (в одной версии), силу, довлеющую над наукой (в другой версии). Взгляните и сами решите, видели ли вообще французы Сфинкса? Или представление было самое туманное?




*

Есть в альбоме довесок к двум страничкам с якобы Гизой.



Но это тем более не Гиза, даже в Гугле не выйдет так вывернуть 3d-картинку, чтоб получилось так. Чистое творчество из головы, которое не может принадлежать человеку, видевшему пирамиды Гизы.



Следующий рисунок того же Денона из книги "Описание Египта" 1810 года -



- еще одно доказательство того, что объекты Гизы автор в глаза не видел, рисовал по эскизам и фантазии в голове. Объекты к моменту посещения Деноном были еще в стадии куч песка - строительного или опалубного (хотя этот термин мало подходит к пирамидам) грунта.
Помимо того, что самой знаменитой детали - шапки Хефрена на Хефрене нет (т.е. автор не знал, что она будет), ракурс рисунка Денона 1810 года невозможен. Максимум, что можно увидеть с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но и то не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что находится:



Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.



*

Теперь уместно вспомнить изображение пирамиды Пушкиным , сделанное после общения с египтологом Гульяновым и его рабочими записями-зарисовками в 1831 году. Поэт набросал Великую пирамиду в стадии близкой к готовности, но все еще римской формы; других пирамид никто не видел еще. Судите сами, с какой скоростью шло строительство пирамиды от высоты входа в 1802 году до основания вершины в 1831 году.





***

И теперь самое интересное.

В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все барельефы и иероглифы, спохватывается, вспоминает свои навыки изощренного гравера-художника, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с видом и планом Великих пирамид с северо-восточной стороны - теперь уже нормальных пропорций, ракурса, идеально соответствующих современному облику и расположению; см. тут .







Идем в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
В тамошнем издании труда Денона этих двух страничек нет.

Что-то до боли знакомое, не правда ли? Одни экземпляры не знают ничего про объекты, и есть экземпляры, как минимум один, с объектом. Читатели моего журнала тут же вспомнят, где уже видели подобный фокус. При строительстве Стоунхенджа шел заброс в некоторые источники, и поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без Стоунхенджа))

И те старинные изображения Стоунхенджа, что были сделаны до постройки Стоунхенджа в 1949 году, столь же мало похожи на оригинал, как и первые изображения Великих пирамид Денона.

Как-то совсем уже не красит Великие пирамиды Древнеегипта то, что их вписывали и узаконивали такими же методами, что и этот безумный памятник в островном королевстве.

Ну и обобщая эту часть.

Альбом Денона ценен тем, что в нем зафиксированы те памятники Древнего Египта, которые были построены цехом создателей истории в 18 веке. Объекты плато Гиза в их число не входили. Их достраивали до эпохи фотографий. Альбом вообще ценное свидетельство строительства памятников Древнего Египта на рубеже 18-19 веков. Автографов строители наоставляли дополна; здесь, например, показан интернационал строителей Абу-Симбелла, отметившийся на колоссах до откапывания их учеными из песка. Но свидетель такого авторитета в науке, как Денон, оставляет такие свидетельства, насколько знаю, впервые.

Опалубный грунт строителей истории на первой фотографии Великой пирамиды

Нашелся первый снимок Великой пирамиды. Акватинт первофотографии Великой пирамиды 1842 года с дагерротипа 1839 года.

Уровень песка ближе к вершине, чем к основанию. Часть над песком примерно вдвое выше уровня, отмеченного у Гульянова-Пушкина. На песке канувшие в лету хибары строителей и какой-то растворно-бетонный отвал. Такие же строительные городки были при всех памятниках Египта, и еще жили почти 100 лет, до самой Пальмиры, поселок строителей которой Тадмор ликвидирован в 1930-х годах.

Что важно: на камере 1839 года нет и не может быть никакого зума, объектива-телевика... А ряды и отдельные блоки, каких не увидишь и нынешним телевиком, хорошо видны, ряды можно пересчитать - их до 50 (всего в пирамиде 203 ряда). Сектор обзора и угол пирамиды также исключают любые съемки издали. Вершина пирамиды запечатлена с близкого расстояния.




Сравнение с фото 1890 года.



Совместить с нынешним видом, и вообще с любым следующим фото 180-летний снимок невозможно; аналогичный ракурс можно получить, лишь поднявшись над землей метров на сто. На нынешнем фото с поверхности и угол пирамиды будет другой, и расстояние до верхней части пирамиды больше. Но кромка вполне узнаваемая в нижней ее части; а чем выше, тем больше пойдут расхождения с нынешним видом по законам геометрии. Кроме того, за 180 лет сильно осыпались эти блоки безобразного качества.

У меня вот так получилось.

Старый поверх менее старого. Разница высоты происходит от разницы ракурсов. Фотограф 1839 года находился на высоте примерно трех четвертей пирамиды Хеопса и значительно ближе к вершине пирамиде, нежели фотограф 1890 года; это неизбежные зрительные искажения.




Крупно кромка.
Низ совпал один в один. Дальше рядочков двадцать были выше в 1839 году. Или просели блоки в песок еще в первые полвека, или осыпалась большая партия. Дальше вполне сносно накладывается, хотя сильно растут искажения из-за разницы точек съемки. На высоте примерно ста метров в 1839 году , со строительного грунта, и с нынешнего уровня в 1890 году.



Это строительный грунт. Который за десяток лет до первоснимка, при жизни Пушкина, напомню, был вообще на уровне тогдашней готовности объекта, еще не имевшего верхушки.
Другой мега-памятник Египта Абу-Симбелл достроился еще через 10 лет после объектов Гизы - здесь об этом.

Когда строилась Великая пирамида

С окончанием постройки Великих пирамид более-менее ясно.
А когда началось строительство?
В статьях о пирамидах египтологи часто ссылаются на Григоровича-Барского.
Паломник Василий Григорович-Барский путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 оригинальных рисунков, изданных в 1778 по инициативе Григория Потемкина. Третье издание "Путешествия" 1793 года здесь .
В 1727 году Барский восемь месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, нравы и обычаи жителей.
Пирамиды действительно упомянуты.
Одной фразой.
За которой следует другая фраза, очевидная глупость: построены фараонами, чтобы спасаться на них при разливах Нила.



Из чего совершенно ясно, что нынешних пирамид при Барском не было.
Они и сейчас видны из любой точки Каира, а уж в одноэтажном, из шестисот домиков, должны быть видны тем более. Невозможно их не заметить и не заинтересоваться за 8 месяцев.





Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира с противоположным берегом и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, нарисовал, они описаны в книге, и весьма подробно. Крепость нарисовал, которая - из его же книги - в самом высоком месте города. Пирамид - нет.



Он не мог не заметить величайшие, считается, строения того времени на планете. В Александрии, для сравнения, отметил на панораме города колонну Помпея и иглу Клеопатры - единственные на тот момент законченные памятники Древнего Египта в городе. Объекты несопоставимо меньшие в сравнении с пирамидами.



Тщательно зарисовал их вблизи, отдельно воспроизвел древнеегипетские письмена, анализировал их, сравнивал со знаками кириллицы, латыни, греческого.



А пирамиды не заметил при зарисовке и описал единственной глупой фразой, в конце первого тома, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами.

Получается как с Великой Стеной. Основатель отечественной синологии Алексеев путешествовал по всему Китаю, изучал культуру, архитектуру, историю, минимум восемь раз пересек Великую Стену, но не видел ее и следов ее. В труде Алексеева 1907 года нет про нее ни слова ))
Из сего ясно, что фраза про пирамиды в книге Барского - дописка издателя, точнее, протеже, цеховика Потемкина. При этом никакого конкретного представления о пирамидах у него на тот момент не было: рукотворные горы, фараоновы горы, фараоны их сделали, чтоб пережидать наводнения.

И в одах цеховика Ломоносова, современника Барского, есть пара упоминаний про пирамиды, но без подробностей.

Другими словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды уже были, насыпи строительного грунта, похожие на горы, на месте будущих пирамид уже делались, и ключевые фигуры цеха, создатели истории, про них знали. Вклинивали их точечно в текущие документы эпохи. Но представление об итоговом объекте имели самое мутное.

Очень похоже на вкрапления Стоунхенджа, сделанные до его строительства в 1949 году: упоминания у Блаватской, Харди, Блейка, рисунки Стакли, Вуда, Орби, совсем не похожие на реальный объект.

Раз упоминания шли с 1760-70-х годов, то ясно, что тогда они и были заложены.

Два слова о фоне этого события. Именно в эти годы шло монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся античную, сиречь мировую. В 1749-1762 году Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод труда Роллена, компиллирующий Геродота, Плиния, Страбона... В 1763-1764 гг. вышла в свет история Геродота переводчика Нартова. В 1774-1775 гг. - шесть томов Диодора Сицилийского... В этом комплекте и начали делать пирамиды, сначала, как водится, в литературе, менее века спустя - в натуральном виде.

У Геродота Великую пирамиду делали с помощью насыпи, по ней рабы таскали 3 млн блоков. Почти не наврали авторы Геродота. Насыпь была. Только таскали песок для сердцевины и компоненты для литья блоков оболочки на месте.

Об облике Великих пирамид до и после постройки

Упоминания в письменных источниках и последующее строительство в натуре - обычный алгоритм цеха создателей истории.

Библейские города Вавилон и Ниневия считались литературными образами, затем их сделали и открыли на рубеже 19-20 веков.

Стоунхендж точечно вбрасывался в литературные источники - Харли, Блаватская, Дидро-Даламбер... - затем его сделали в натуральном виде под Солсбери.

Так же и пирамиды.

Пирамиды точечно упоминались (в том числе и Ломоносовым пару раз) и рисовались до их постройки к началу 1840-х годов. Посмотрите эту отличную подборку изображений египетских пирамид. Их рисовали до постройки  для своего времени и публиковали в текущей литературе. И рисовали для «отправки в прошлое», фабрикуя литературу прошлых эпох. Привычная практика цеха создателей истории, хорошо знакомая в наши дни например по тьме карт Тартарий, которые центнерами строгаются артелью жертв ЕГЭ и дуром вбрасываются в "источники прошлого" после открытия Фоменко-Носовским вопреки воле самих авторов)) в электронной версии труда "Империя" в 2000 году и дооткрытия академиком Левашовым в 2004 году Великой Тартарии , неведомой нигде, никогда, никаким источникам до того. Практически все пирамиды, точечно вброшенные в документы истории, как и показанные современникам до конца 1830-х годов, примерно одинаковы, похожи на пирамиду Цестия в Риме и не похожи на реальные.







Такие же пирамиды "от Цестия" стали всем знакомым знаком в 1776 году при написании Декларации независимости США и украсили доллар в 1778 году.





Это означает, что строительство пирамид на Гизе было закончено примерно к 1840 году. И что образец, пирамида Цестия, был реально исполнен к началу этих вбросов; Рим - старый объект цеха, к рубежу 17-18 веков он уже был готов.

Два исключения были показаны выше - реалистические изображения гизских пирамид в альбомах Денона 1802 и 1810 годов. При этом Сфинкс под этими пирамидами нарисован из головы и не соответствует реальному. Иными словами, этот последний объект на Гизе еще не был готов даже вчерне.

Это подтверждается и картой-схемой в альбоме Денона 1802 года, где вместо Сфинкса нарисовано незнамо что и в другом месте, и как не раз показывалось, самим Сфинксом на первофото, где он еще сложен из стопок бракованных балок и литья, пока не закрытых "реставрациями фараонов".



Битва у пирамид. Хроника достройки Гизы

Так называемая Битва у пирамид 21.07.1798 - сражение выдающееся. 29 убитых, 260 раненых на 20-тысячную армию французов, 10 тысяч убитых, раненых, утонувших, взятых в плен у соединенной армии мамлюков, арабов, янычар и др., захваченный обоз, золото мамлюков (по обычаю, они носили золотые монеты в поясах), полный разгром. Его увековечили многие современники, включая прямых участников. Например, тот же Денон.

С него и начнем. Вот какие замечательные пирамиды, на гизские мало похожие, а рядом незнамо какие (ближайшие пирамиды Саккары в 14 км от Гизы) на панораме!








François André Vincent..The Battle of the Pyramid, 1800.







Самая знаменитая картина. Antoine-Jean Gros (1771-1835). Battle of the Pyramids, July 21, 1798.




Еще кто-то из современников битвы, автора не выяснил.




Гравюра Louis Francois Couche (1782-1849) и картина Jacques Francois Joseph Swebach (1769 -1823).





Еще есть вот какие удивительные пирамиды!
François Watteau. The Battle of the Pyramids (1798-1799).




И еще удивительнее.
Dirk Langendijk. Battle of the Pyramids. 1803.




И пошло-поехало....
Louis-François, Baron Lejeune. The Battle of the Pyramids. 1808.




Гюго. Иллюстрация к 1 тому "Французской военной истории". A. Hugo, France Militaire Histoire des armées françaises de terre et de mer de 1792 à 1833 Tome 1, Delloye, Paris, 1835.




Прославленная фраза Наполеона, фейковая, естественно. "Солдаты, 40 веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!" Это из книги My History of France. 1919.




Richard Caton Woodville the Younger. Bonaparte in Egypt, 21st July, 1798. 1911.




Jacques Maurice Henri Dieudonne (1868-1916).




С этими и другими картинами, вместе с так называемой Битвой у пирамид пирамиды вошли в подкорку французам и не только.

С картами сложней проявлять творческую фантазию, жанр не тот. Но картографы проявили, силясь хоть как-то срифмовать труды со знаменитыми, хрестоматийными картинами.

Полюбуемся на карту того же Денона.

Север здесь слева внизу. Крепость в северном углу - городок Embabeh, вокруг которого и разворачивалось сражение, пирамиды в противоположном правом верхнем углу.




Поскольку Денон поменял местами пирамиды Гизы, которые относительно Нила (но никак не Эмбабеха! - увидите ниже) должны стоять в обратном порядке, Хеопс-Хефрен-Микерин, эту карту нигде не светят. Сопровождает историографию эта, где пирамиды как бы есть, но незнамо какие: север справа вверху.




Для более продвинутых современников показывают эту схему, с пирамидами типа правильными.



Военные авторы про пирамиды вообще не вспоминают, предпочитая термин "Битва за Эмбабех". Но и любой вменяемый невоенный человек, просто взглянув на схему и расположение Эмбабеха, увидит, что все картины и гравюры с пирамидами, сколько их ни есть, ложны. Видеть их и сражаться под ними физически невозможно. Город, во времена Наполеона городок Embabeh, есть и сейчас. От него до Гизы 14 км. В подзорную трубу, забравшись на высоту, в принципе можно было бы их видеть, если бы они были, но все картины с ними, сражения на их фоне - ложь. Или, говоря о деятельности цеха, вброс.



И выглядят они в подзорную трубу не шеренгами, не кучками, а удаляющимся рядочком, с Хеопсом впереди, в соответствии с направлением взгляда вдоль желтой линии, и более никак.



Так и делается история.

Осталось посмотреть творчество свидетелей пирамид непосредственно до и сразу после Наполеона. Комплектовать легенду о пирамидах предшественниками нужно было обязательно; ведь не с бухты-барахты он поперся завоевывать пирамиды, приобщаться к их тайнам и захватывать их секреты, как доведено альтернативно-эзотерическим матрицам чуть ли не со времен похода. Творчество есть. И очень смешное. Первое по времени приписано двум авторам, вышло в Копенгагене в 1755 году, переиздано в Лонодоне в 1780 году. Это изобразили Frederik Ludvig Norden (1708-1742) и Markus Tuscher (1705-1751).

Для разгона полюбуемся на панораму. Эпически глупо ее сделали. Пирамиды на том же берегу, что и Великий Каир с мечетями, и их всего две.  Vue du Vieuxet du Grand Cayre, de l'autre côté du Nil, 1780.



Любуемся картой. Она практически неизвестна историкам любых лагерей, потому что создатель начертил четыре Великих пирамиды. Это своего рода окно в кухню цеха создателей истории, набросок первоначального плана застройки Гизы. Plan et situation de Pyramides, avec leurs environs, près de Gize, anciennement Memphis, 1780.




Кроме четырех пирамид бросается в глаза несколько деталей. Сфинкса планировали поставить значительно восточней, увести с плато. Он должен был стоять у подножия плато и охранять его.

Две малых пирамиды возле Сфинкса и две на полпути к Хефрену убрали из окончательного проекта, к Микерину добавили три малых пирамиды, четвертую убрали совсем. Есть подозрение, что произошла замена одной большой пирамиды на три малых, что дало существенный выигрыш во времени строительства.

Заодно посмотрите на Гизу без песка. Это каменистое плато со скалами-холмами. В окончательной версии его выровняли, как столешницу, строительным песком пирамид.




Карте соответствует зарисовка плато.

Все четыре пирамиды в ряд. Сфинкс действительно стоит перед плато. Vue des Pyramides de Memphis, dessinée de la maison du Käimakan, 1780 - вид на пирамиды Мемфиса, нарисованный из дома Каймакана.






Две работы со Сфинксом, приписанных тем же авторам в том же издании. Сфинкса, ясен пень, свидетели не видели, никаким местом на реальное изваяние он не похож, а похож только на эскиз, видимо, тот же, что был у Денона. Голова, доливавшаяся в правой надлобной части в 1931 году, целая. Пирамиды небывалой формы, свидетельствующей, что свидетель не мог видеть их.







Еще несколько работ от "свидетелей Сфинкса и пирамид".

В 1760 году с пирамидами и сфинксами у свидетелей был полный и абсолютный туман.




1801 год. Friedrich Justin Bertuch (1747-1822). Шапки нет, форма пирамид неизвестна. На гравюре дубли пирамиды Цестия как всегда.



И улыбнуться - картина после Наполеона и Денона.
Все четыре пирамиды стоят рядком.
Шапку на Хефрене уже утвердили и, может быть, стали делать. У Денона в 1802 и 1810 годах ее еще не было.
Но самое удивительное - пирамида Хеопса в форме церковного купола или древнерусского шлема. Откапывать ее от строительного грунта, выравнивая им плато, мы помним, начали только к концу 1830-х годов.

Pyramides de Memphis. Vue de la seconde pyramide, prise du côté du levant.1809-1821.




В отчете Шампольона по мотивам работы в Египте в 1828-29 годов (вот уж кого трудно заподозрить в небрежности, невнимательности, пренебрежением к деталям... такого педанта в рисовании, как Шампольон, мир не знал!) все те же четыре пирамиды и повернутый к северо-востоку Сфинкс, как и у Денона в 1810 году.




Карта Шампольона, бывшего в Египте за 10 лет до полной готовности Гизы, наиточнейшая из всех, почти реальная. Вот что значит важный цеховик!

Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и тела еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин мастаба); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...




Но это скорей добавка издателя - отчет публиковался посмертно в 1835-45 годах. А в зарисовке непосредственно по впечатлению в 1828-29 годах у Шампольона все та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна.



Любопытны метаморфозы пирамиды Хефрена. Вплоть до 1820-х годов никто из свидетелей шапку не видел, в планах еще не было ее. Единственный раз мелькнула в лондонском издании 1780 года, больше похожая на фантазию автора, решившего оживить грани легким росчерком пера. По всему - цех принял решение добавить шапку под финиш стройки спонтанно.

1820 год. Исследователь Giovanni Battista Belzoni (1778-1823) знал, что шапка будет, но не знал какая. Условную нарисовал.




1822 год. Шапку утвердили! Хотя форма ее еще неизвестна. Художник Edme-Franсois Jomard (1777-1862), получивший от цеха заказ на фиксирование этой замечательной детали для потомков в веках, выполнил его на первый взгляд добросовестно. Эскиз ему предоставили, расположение и количество Великих пирамид довели правильное. Художник очень старался, сделал реалистично, как мог. Но для потомков добавил сумасшедшую деталь, ясно дав понять тем, кто понимает, что его свидетельство - ложное. Браво, Франсуа! Сумасшедшая деталь с посланием для потомков - восход солнца, особо подчеркнутый и лучами, и в названии.

Ни при каких обстоятельствах солнце не всходит и не заходит на юге, как на гравюре.




Похожим образом, напомню, поступил и наш современник Фоменко, которому надлежало открывать для рунета и мира Тартарию - см. выше.

Тем временем нецеховые свидетели продолжали показывать СФинкса то на плато (1832)...



то не на плато...



с головой то на восток...



то на запад (1823 год)...



с Великими пирамидами без шапок...



и с шапками...



И занимались этим до 1850-х годов.

Настал 1839 год. Шапка правдоподобная. Но форма пирамиды небывалая. Т.е. шапку уже делали, а пирамида, все еще никем не виданная, была в грунте.



И вот наконец - тадааам! - первые в мире подлинные изображения пирамид.
С реальными формами, расположением, деталями.
Их автор John Shae Perring (1813-1869). В издании указано, что это работы 1839-42 годов.
Цех почти успел к началу эры фотографий.
Никто из рисовавших и чертивших на картах гизские пирамиды до этого, как мы убедились, в глаза не видел гизских пирамид.






















И только Сфинкса достраивали в 1840-е годы. Поэтому у знаменитого художника-египтолога Робертса в 1839 году он на себя не похож и расположен где попало.





В книге генерала-археолога Говарда Вайса 1840 года о его якобы раскопках в 1837-м Сфинкс все еще взят из головы, нет никаких стел между лап, а перед ним начинается широкая лестница в Храм))

Не доложили генералу об изменении проекта. Бывает...







Еще и в 1842 году австрийский художник Leander Russ, живя в Каире, рисовал Сфинкса из головы. Из своей. Потому что сфинксовой не было еще.
Любуемся.
Ума и здоровья!



[другие материалы по теме строительства истории] Таинственные цивилизации доколумбовой Америки. Загадки и разгадки.
1. Непостижимый Саксайуаман

2. Безумные памятники Куско
3. Делирий архитектора Тиуанако
4. Древние города майя, говорите...

Документ о доисторической Москве, уцелевший по недосмотру
Наделение историей. Сказки Александрийского столпа

Египетский морок.
Часть 1. Достройка колоссов, Сфинкса, пирамид на заре эры фотографий в 19 веке

Часть 2. Достройка пирамид на заре эры фотографий в 19 веке
Часть 3. Египтологи на защите древнегипетских реликвий. Асуанский обелиск
Часть 4. В египетскую кампанию Наполеона Великие пирамиды еще строились
Часть 5. Старейшие памятники Египта. Когда достраивался Абу-Симбел?
Часть 6. Строители древнего Египта
Часть 7. Лагерь строителей древнего Египта

Эллинистический Гиппос, строительство Пальмиры, немного древнего Египта
Липовые лики богов на нью-йоркском ломе
Идиоты из труппы ИГИЛ опять рушат официальную историю
Клинические идиоты из труппы ИГИЛ продолжают рушить официальную историю
Японский средневековый замок оказался пустой древностью
Античный Линдос, затопленный Долихисте и другие постройки создателей истории
Строительство Стоунхенджа с нулевого цикла. Кинo- и фотодокументы 1949-58 годов


[Вынужден ставить это.]
Сейчас многие блогеры собирают донаты. До сих пор воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. Яндекс-кошелек 410013946572302.


19 век, Песочница, Археология, Египет, Ахинея

Previous post Next post
Up