Перед нами турецкий президент Джемаль Гюрсель, герой борьбы с мировым империализмом, в молодости защищавший Стамбул от его полчищ на Галлиполи, затем соратник Мустафы Кемаля Ататтюрка, и наконец командующий сухопуными силами страны.
В 1960 году он был уволен в отставку и уже оформлял пенсию, но 27 мая 1960 года группа младших офицеров напала на президентский дворец и арестовала президента и всё правительство страны. Командующий столичным гарнизоном пригрозил разогнать их, если среди них не найдется кого-нибудь генеральского звания - тогда повстанцы выслали армейский транспортный "Дуглас" в Измир, в окрестностях которого жил Гюрсель, подняв его с постели доставили на этом самолете в столицу и предложили пост главы государства и главнокомандующего. Старик не стал отказываться.
На новом посту он рьяно взялся за дело спасения Турции, доведённой свергнутым демократическим правительством до ручки (ну не повезло этому правительству - выплаты по плану Маршалла кончились, а нефти в Турции мало, хотели даже попробовать с Хрущевым договориться, но тут как раз этот переворот). Для начала он приказал устроить процесс над свергнутыми президентом Баяром и премьер-министром Мендересом, который приговорил их к смерти (президента, правда, помиловали, а вот премьер-министра таки повесили - главная героиня романа Грэма Грина "Путешествия с тётушкой" грустно вздыхала по этому поводу: "Нам в Англии о таком остаётся только мечтать.."). Затем взялся за модернизацию турецкой экономики - 15 мая 1961 года, выступая перед группой турецких инженеров, он изложил свое видение вопроса: "Сельским хозяйством мы, разумеется, будем заниматься, но многого ли добьёшься экспортом травы? За целый корабль собранного хлопка мы сможем купить 7 - 8 автобусов, а сколько надо впахивать, чтобы этот корабль собрать? Нет, господа, если мы хотим видеть Турцию великой державой, нам нужна промышленнность! И прежде всего автомобильная - теперь каждая современная страна производит собственные трансопртные средства. Мы должны производить собственные автомобили, мы должны ездить на своих автомобилях. Многие говорят, что турки не могут делать собственные автомобили. Так вот что я вам скажу: это утверждение - продукт тёмных умов!".
Собравшиеся встретили речь бурными продолжительными аплодисментами и взялись за дело. Была сформирована команда из 24 инженеров, которые ударными темпами менее чем за полгода разработали турецкий национальный автомобиль, получивший гордое имя "Devrim", что в переводе с турецкого означает "революция". Было собрано четыре его прототипа, которые решено было представить турецкому народу и мировой общественности в ходе праздничных мероприятий по случаю Дня Республики 29 октября 1961 года.
Памятник турецкого автопрома
В этот день сам президент Гюрсель собственной персоной сел в один из автомобилей, выкрашенный в представительный чёрный цвет и тронулся на нём в сторону мавзолея Ататюрка - но не доехал, поскольку метров через сто автомобиль заглох (пишут, что его впопыхах в последний момент заправили некачественным бензином). После этого он пересел в другую машину и доехал на ней туда, куда надо, но это уже никого не интересовало - на следующий день газеты вышли с заголовком: "Автомобиль с президентом проехал сто метров и сломался!" (вариант: "Революция" прошла сто метров и застряла!").
Больше этот автомобиль не производили, а автопром развивали по фордовской лицензии (в это самое время в далекой северной столице, в кои-то веки учась на чужих ошибках, решили без самодеятельности развивать автопром по лицензии фиатовской).
Сам Гюрсель, как говорят, по этому поводу заметил: "Что ни говори, Турция - страна евроазиатская. Наш европейский менталитет позволил нам создать собственный турецкий автомобиль, с нашим восточным менталитетом мы забыли его заправить".