Российский этнографический музей. Часть II

Mar 30, 2019 19:59

Продолжаем прогулку по российскому Этнографическому музею.




Саамы Кольского полуострова - самые древние жители Северо-Запада, сохранившие архаические культы камней-сейдов, легенды о человеке-олене, старинное средство передвижения «кережку» - сани, похожие на лодку, древнейшее занятие - оленеводство.




Перекочевки с животными требовали минимального набора легких предметов, поэтому посуду и утварь вырезали из дерева, одежду шили из оленьей шкуры, берестяные и меховые коврики, инструменты укладывали в мешки из шкур оленей или нерпы.












Сумки меховые для хранения и перевозки вещей Кольский п-ов Кон XIX нач XX в. Саамы; Одеяло меховое Мурманский окр, Кольский п-ов нач XX в. Саамы




Основным средством передвижения у саамов служили олени. У лопарей был распространен упряжный способ езды на оленях. Своеобразие саамской оленьей упряжки заключалось, главным образом, в типе саней, так называемых кережек. Кережа представляла собой однополозную повозку, напоминавшую по форме лодку с широкой кормой и острым, высоко поднятым носом. В бортах кережи ближе к носу делалось по четыре кожаных петли для закрепления багажа. В кережу впрягался один олень, который мог везти не более 100 кг груза или одного человека. Садились на кережу с вытянутыми ногами. Существовали кережи ездовые и грузовые. Последние были, как правило, несколько бо́льших размеров.



Кережа ездовая Норвегия Втор пол. XIX в Саамы

Летом саамы носили суконную шапку с широким красным околышем с черным верхом, имеющим вид четырехконечной звезды, рубаху, поверх неё суконную блузу, доходящую до колен, черного или синего цвета, со стоячим воротником и прямым открытым разрезом на груди. Воротник, плечи и обшлага рукавов обшивались полосками красной и желтой материи. Блуза стягивалась поясом, на котором сбоку подвешивался нож в кожаных или роговых ножнах и прочие необходимые вещи.






Детская люлька. Саамы
Родившегося в семье оленевода ребенка клали в колыбель. которая представляет собой небольшой продолговатый кузов, состоящий из деревянного остова и натянутой на него кожи. Внутри колыбелька выстилалась собачьей шкурой и особым видом мха, хорошо впитывающим влагу, а сверху закрывалась мехом, тряпками. Во время перекочевок колыбелька крепилась у матери за спиной при помощи шнурка или ремня.

Саамский нож напоминает обычное мачете или крупную финку. Но в отличие от финки его носят поверх одежды в глубоких ножнах. Длина лезвия - 10 см; длина рукоятки, изготовленной из берёзы, - 7,5 см. Ножны кожаные.



Пояс с ножом Саамы






Священные камни Сейды



Женщина с ребенком на рыбной ловле Мурманский округ, п. Белокаменка 1935г Саамы



Магический обряд лечения оленя. Мурманский округ, 1930г Саамы




































Скульптура Христос-Скорбящий-Рупинтослие. Предназначалась для помещения в нишу креста-часовни. Литва 1943г литовцы






Справа - налево: Скульптура “Сретенье” Ковенская губ. XIX Литовцы;
Скульптура “Св. Исидор. За образом св. Исидора в литовской традиции закрепилось представление, как о небесном покровителе крестьян. Народный мастер изображает его, как сеятеля и пахаря. Ковенская губ. XIX Литовцы;
Скульптура св. мученицы Апполонии. Изображена с орудиями мученичества. Считается покровительницей от зубной боли. Ковенская губ. XIX Литовцы



Деревянная резная скульптура “Ян Непомук” Литовцы

Важнейшим атрибутом католической традиции у литовцев является полихромная резная скульптура, изображающая особо почитаемых святых. Священномученик Ян Непомук (1350-1393гг), согласно легенде, отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы. духовником которой он был, за что был сброшен в реку. В том месте, где тело святого погрузилось в воду, наблюдалось свечение, поэтому в народной традиции Ян непомук почитается, как покровитель плотовщиков, корабельников. мельников и мостов. Также он почитается, как покровитель духовников, священников и как лицо, символизирующее сопротивление вмешательству государственной власти в церковную жизнь. День памяти святого отмечается 20го марта.















Этноклуб Параскева

Образ Параскевы - бабьей заступницы стал символом Клуба, в котором интерес к традиционным культурам объединился с постижением традиционного женского образа, связанного с занятиями прядением и ткачеством.




В Клубе создана небольшая мастерская, в которой можно пользоваться ткацким станком, прялкой и другим необходимым оборудованием. Многие из участников Клуба, используя материалы Музея Этнографии, шьют себе традиционные костюмы, демонстрируя окружающим свой профессионализм и любовь к родной культуре.



Фигура охотника с рогатиной (охота на медведя)
Охотник одет в типично крестьянский костюм XIV - нач XX в. Одежда защищала его от пронизывающего ветра, холода и сырости. За спиной у него крошни - приспособление для переноски необходимого снаряжения, в том числе необходимого запас пороха. В руке у него рогатина - копье с обоюдоострым лезвием, насаженное на длинный шест. С рогатиной на медведя ходили обычно в пургу. когда была велика опасность промахнуться из ружья. Охота на медведя была очень опасна. так как медведь умен, агрессивен, а убежать от него почти невозможно. До недавнего времени у охотников было строжайшим образом табуировано произношение самого слова “медведь” в случае необходимости прибегали к языку иносказаний. называя зверя “он”, “хозяин”, “старик”. Веспы нередко зарабатывали тем, что за вознаграждение указывали приезжим охотникам местоположение логова медведя.



Перенос туши убитого медведя Олонецкая губ, 1930е гг Карелы











Старик-колдун Олонецкая губ. Нач XX в Карелы












3 - вилы для подъема снопов при молотьбе. Тверская губ, нач XX в карелы
6 - коса - горбуша Карелия нач XX в карелы
7- орудие кокш для рыхления почвы из ветви ели Ленинградская обл д Ребров Конец 1930е гг веспы
12- лопатка для подравнивания соломы при настилке на крышу Санкт-Петербургская губ кон XIX ижоры
13- ошейник для теленка Финляндия нач. XX в финны
15- Совок для сбора ягод ленинградская обл втор пол XX в вепсы







Российский этнографический музей Часть I https://vittasim.livejournal.com/258322.html

Музей

Previous post Next post
Up