100 лет назад: появление Чехословакии

Oct 28, 2018 23:52

100 лет назад, 28 октября 1918 года, когда Первая мировая война, в которой Австро-Венгрия, как известно, участвовала на стороне Германии, уже подходила к бесславному для них финалу, в Праге, тогда столице австрийской земли Богемия, шесть чешских и словацких политиков, связанных с действовавшим в Париже Чехословацким национальным советом, а самих себя именовавших Чехословацким национальным комитетом - Антонин Швела, Алоиз Рашин, Йиржи Стржибрны, Вавро Шромбар и Франтишек Шкоукуп, в дальнейшем известные, как "мужи 28 октября" - составили и обнародовали составленный Рашиным Закон об учреждении независимого государства Чехословакия.

Независимое государство Чехословакия вступило в жизнь. Чтобы сохранить связь между существующим правопорядком и новым государством, чтобы не возникало путаницы, и для проведения безболезненного перехода к новой государственной жизни, Национальный комитет поручает от имени чехословацкой нации исполнителю государственного суверенитета следующее:

Статья 1. Государственная форма чехословацкого государства определяется Национальным собранием по согласованию с Чехословацким национальным советом в Париже. Национальный комитет является органом единодушной воли нации, а также исполнителем государственного суверенитета.
Статья 2. На данный момент все действующие имперские и земельные законы и правила остаются в силе.
Статья 3. Все местные, государственные и окружные органы, государственные, провинциальные, районные и, в частности, муниципальные власти подчиняются Национальному комитету и действуют в соответствии с существующими законами и правилами.
Статья 4. Настоящий закон вступает в силу с сегодняшнего дня.
Статья 5. На Национальный комитет возлагается проведение этого закона в жизнь.

Чехи, как известно, имели древний опыт государственности, воплощенный в возникшем в раннем средневековье Чешском королевстве (Богемском, как его называли в остальной Европе, по латинскому названию местности, где оно располагалось, восходящему к обитавшему там во времена римлян кельтскому племени бойев) - при том, однако, что это королевство с тех же средних веков было плотно связано со "Священной Римской империей германской нации", в связи с чем в нем издавно проживало многочисленное германоязычное население, а в XVI-XVII веках понемногу подчинено австрийскими Габсбургами, включившими их в состав своей державы. Несмотря на это чехи по-прежнему считали себя носителями государственной традиции и требовали от Габсбургов признания за собой "государственного права". Да и Габсбурги признавали за Богемским регионом определенную автономию в рамках их империи. Земли словаков в это самое раннее средневековье были завоеваны венграми, включены ими в состав своего Венгерского королевства и никакой политической организации внутри его не имели, именуясь просто "Верхней Венгрией", а нынешняя Братислава (Пожонь по-венгерски) в XVI-XVII веках даже была столицей Венгерского королевства, точнее той его части, которая признавала своими королями Габсбургов (бОльшая часть Венгрии в этот период была под властью Османской империи). Даже когда сама Венгрия в 1867 году вернула себе ограниченный суверенитет, став наряду с Австрией одной из двух составных частей двуединой Австро-Венгерской монархии ("Империи и Королевства"), в нем был издан специальный закон Деака-Этвеша, объявлявший всё население Венгрии "единой и неделимой венгерской нацией" без каких-то автономий нацменьшинств (с некоторыми исключениями для хорватов).
Неудивительно, что многие словацкие национальные деятели с давних времен ориентировались на своих чешских коллег. Вот и с появлением во время Первой мировой войны в странах Антанты и при поддержке правительств этих стран чешских и словацких эмигрантских организаций, между ними было налажено взаимодействие. Одной из таких организаций стал созданный в Париже в ноябре 1915 года авторитетным чешским интеллектуалом и политиком профессором Томашем Масариком Чешский комитет за рубежом. Вскоре к нему присоединился авторитетный словацкий деятель Милан Штефаник, также эмигрировавший во Францию и вступивший её военно-воздушные силы (герои-лётчики тогда были звездами), который приступил к формированию из чешских и словацких военнопленных в странах Антанты ставших потом знаменитыми Чехословацких легионов. В феврале 1916 года на базе комитета Масарика будет создан Чешский национальный совет, вскоре переименованный в Чехословацкий. Договаривались и другие эмигрантские группировки: так представители Словацкой лиги в Америке и действовавшей там же Чешской национальной ассоциации в октябре 1915 года в т.н. Кливлендское соглашение, предусматривавшее их общую цель на отделение чешских и словацких земель от Австро-Венгрии и "соединение чешского и словацкого народов в федеративном союзном государстве с полной автономией Словакии, включая собственный парламент, собственное государственное управление, полную культурную самостоятельность, а также широкое использование словацкого языка и собственную финансово-политическую систему на словацком языке". В мае 1918 года эти и некоторые другие организации, заключат с прибывшим в США Масариком т.н. Питтсбургское соглашение, согласно которому будущая Чехословакия будет демократической республикой (самому Масарику до войны больше импонировала конституционная монархия) и подтверждаласб будущая автономия Словакии в ее составе.

"Империя и Королевство" и накроенные из них после ПМВ государства.
Чем хуже складывалась для Австро-Венгрии ситуация на фронтах, тем громче поднимали голос чешские и словацкие политики и внутри страны. Так, летом 16 года группой таковых была создана организация Национальный комитет, из которого выши упомянутые "мужи 28 октября". 6 января 1918 года группой чешских депутатов имперского совета и примкнувших к ним делегатов провинциальных собраний Богемии, Моравии и Силезии была издана т.н. Декларация трёх королей, требующая автономии народов Австро-Венгрии вообще и Венгерского королевства (то есть словаков) в частности. Немецкие делегаты ответили на это потребовали выделения из состава Богемии территорий с преимущественно немецким населением в провинцию Германская Богемия. А двумя днями позже появились знаменитые "14 пунктов" Вудро Вильсона - условия возможного мирного соглашения со Германией и ее союзниками, одним из этих пунктов было предоставление автономии всем народам Австро-Венгрии.
Осенью 1918 года положение в Австро-Венгрии стало совсем неудовлетворительным, начались беспорядки и забастовки. 16 октября 1918 года император Карл I издаст свой знаменитый манифест "К моим верным народам Австрии", в котором говорилось: "«Австрия должна стать в соответствии с желаниями её народов государством федеративным, где каждая народность образует собственное государство на территории, которую населяет…". При этом заявлялось, что "Этот новый порядок... никоим образом не нарушает целостность земель Святой Короны Венгерской", т.е. словакам автономия не светила. Несмотря на такой реверанс в свою сторону именно венгры уже на следующий день, 17 октября 1918 года объявили о своей независимости.
18 октября Масарик направил в Госдеп США декларацию, в дальнейшем известную, как Вашингтонская, в которой говорилось, что "...в полном соответствии с декларацией чешских депутатов, сделанных в Праге 6 января 1918 года, и убедившись, что федерализация и увеличение автономии, ничего не значат при династии Габсбургов, мы устанавливаем и провозглашаем это наше заявление о независимости". Также там содержалось требование признать право Богемии объединиться со своими словацкими братьями, поскольку венгры в рамках своей государственности за последние 50 лет (т.е. с 1867 года) "чинили невыразимое насилие и беспощадный гнет", а потому "потеряли все моральные и человеческие права править кем бы то ни было, кроме самих себя". В подписи под декларацией он именовал себя председателем совета министров и министром финансов Чехословакии, кроме него ее подписали Штефаник как военный министр и Эдвард Бенеш как министр иностранных и внутренних дел. Правительства Антанты признали их в качестве таковых.
И вот 28 октября 1918 года во время многолюдного митинга на Вацлавской площани в Праге член Национального комитета, католический священник Исидор Богдан Заградник воскликнул, обращаясь к согражданам, "Отныне мы свободны!", что теми было расценено, как провозглашение независимости, о сообщение о чём телеграф разнес по всему миру. А вечером того дня Национальный комитет принял процитированный закон.
На следующий день новую власть признала администрация города Праги и ряда других крупных городов Богемии. Австрийский военный штаб пытался организовать сопротивление, но солдаты пражского гарнизона, состоявшие преимущественно из венгров и румын, отказались ему подчиняться, и военные сдались. А 30 октября собравшееся в словацком городе Мартине Словацкое национальное собрание приняло декларацию о присоединении словацких земель к Чехословакии.
Недовольство проявили жители немецкоязычных регионов Богемии - ряд этих регионов (Судеты, Бёменвальд, Немецкая Южная Моравия) объявили о присоединении к провозглашенной примерно тогда же Республике Немецкая Австрия, но вскоре в регион стали пребывать части чехословацких легионов из состава итальянской армии во главе с итальянским генералом Пиччиони, и немцам пришлось угомониться. Эти же части 1 января 1919 года заняли Пресбург, или как его нзывали венгры, Пожонь, вскоре переименованный в Братиславу, и начали продвижение вглубь словацких земель.
Последнему обстоятельству были отнюдь не рады правители свежеобразованной Венгрии, как консервативные, так и сменившие их комунисты Бела Куна. С венграми, в отличие от богемских немцев, чехословакам пришлось повозиться - вялотекущая война между ними шла несколько месяцев, пока Антанте это не надоело, и ее дипломаты просто не провели на карте линию границы между Венгрией и Чехословакией, вежливо попросив обе заинтересованные стороны её придерживаться. В результате Праге досталась и нынешняя Словакия, и нынешняя Закарпатская область Украины.
Столь многократно и торжественно обещанной автономии словаки в составе нового государства не получили - Масарик ничтоже сумнящеся заявил, что все эти соглашения просто эмигрантская болтовня, а Чехословакия - государство единой и неделимой нации чехословаком (т.н. концепция чехословакизма). Так что теперь словацким националистам пришлось бороться уже с Прагой, и эта борьба во многом предопределила судьбу межвоенной Чехословакии.

Первая Мировая война, Чехия, 1910-e, Документ, Австрия

Previous post Next post
Up