ПСМ-110. Виктор Пуцыкович

Sep 02, 2018 18:38

   Прибавление к посту ПСМ-110. Адольф Кремьё.
   После прекращения издания Гражданина его редактор В.Ф. Пуцыкович выбрал свободу и, переехав в Берлин [1, с. 429-430], в течение 2 лет издавал там Русский Гражданин при материальной поддержке своего брата Ф.Ф. Пуцыковича [2] и И.С. Аксакова, не верившего в успех подобного тамиздата у русской публики [3, с. 37-42]. С И.С. Аксаковым В.Ф. Пуцыкович сблизился в конце 1870-х гг. (чуть позже, чем с К.П. Победоносцевым [4]), тогда же выяснилось их расхождение во взглядах на еврейский вопрос [3, с. 30-34]: {с. 31} (...)
Я вовсе не вижу цели, зачем Вы печатаете перечисление злодейств, совершенных жидами в XV, XVI, XVII веках! Чтобы доказать существование секты детоубийц? Но нужно доказать ея существование в наше время,- вот в чем задача. Иное дело - {с. 32} разоблачение талмуда. Приглашайте жидов к отречению от талмуда и к чистому монизму; но простое возбуждение ненависти ни к чему не ведет; по крайней мере это голое перечисление производит тяжелое впечатление, скорее невыгодное для журнала [Гражданин]. (...) Впрочем, это личное мое мнение 8).

8) Ничего подобного я [В.Ф. Пуцыкович] не возбуждал, а на основании официальных данных старался доказать, что подобная секта именно существует в некоторых местах и в наше время. (...) Последний процесс был в 1884 г. близ Кракова, причем Евреи были приговорены присяжными к смерти за ритуальное убийство. (...)

Тем не менее, накануне начала издания Руси И.С. Аксаков согласился взять В.Ф. Пуцыковича, по просьбе последнего, берлинским корреспондентом своей газеты, с условием [3, с. 42-45]: {с. 44} (...)
   Посылайте корреспонденции, но сделайте милость - пишите их сжато, метко, зернисто, так чтобы все было интересно с начала до конца. Содержанием могут служить: (...) {с. 45} (...) 3) Движение социалистское и еврейское, только не какие-нибудь сплетни о жидах и без ругательств, всегда наводящих сомнение в правде разсказываемого. (...)

В сентябре 1883 г. И.С. Аксаков начал печатать цикл статей о еврейском вопросе; уже первая [5] из них была принята русской еврейской печатью без восторга [6, стлб. 545-547], [7], во второй [8] критики обратили внимание на инсинуации по адресу «Израилитского Всемирного Союза» [9], третья статья, посвященная Талмуду [10, с. 6-17], также встретила резкую критику [11], [12, стлб. 668-669], и, наконец, четвертая статья [13, с. 10-15] вместе с корреспонденцией В.Ф. Пуцыковича [14] вызвали скандал: в Русском Еврее появилась большая (и нудная) статья с разбором статей Руси [15], передовая [16, стлб. 1-4] и обзор русской печати (Новостей и Зари) [17]. Значительный интерес представляют публикации Недельной Хроники Восхода, уже знакомой с L'Anti-Sémitique [18], так что на публикации Руси газета откликнулась боевитой, содержательной передовой [19] и обзором печати (Руси, Нового Времени, СПб. Ведомостей и Новостей) [20], затем напечатала два заявления ЦК ВЕС [21], [22].
   И.С. Аксаков ответил передовой [23, с. 2-12], также весьма критически встреченной русской еврейской печатью [24], [25, стлб. 1382-1386], сообщившей, что Новости и СПб. Ведомости получили письмо от Исидора Леба, секретаря ЦК ВЕС [26], а позже письмо сходного содержания опубликовала и Русь [27], вместе со своим комментарием [28], раскритикованным Недельной Хроникой Восхода [29, стлб. 1448-1449]. Между прочим, берлинский корреспондент Русского Еврея сообщил, что член ЦК ВЕС, берлинский городской депутат С. Нейман выступил в газете Volks-Zeitung с пространной статьей, опровергающей т.н. воззвание Кремьё, вышедшей (ныне оцифрованной) брошюрой (Salomon Neumann. Die neueste Lüge über die israelitische Allianz: ein Probestück aus der antisemitischen Moral. Berlin, 1883) двумя изд., 3000+2000 экз. [30].
   И, как уже говорилось, в апреле 1884 г. В.Ф. Пуцыкович в Руси вновь поведал читателям о т.н. воззвании Кремьё [31], позабавив Недельную Хронику Восхода [32].

1. Отливанчик А.В. Достоевский в неизданной корреспонденции В.Ф. Пуцыковича 1899-1911 гг. //Достоевский. Материалы и исследования. Т. 19. М., 2010. с. 429-442.
2. Курчинский Л. Забытый русский патриот и его деятельность. («Берлинский Листок»). // Славянский Век. Вена, 1904. №84, 30.06 (13.07), с. 375-376.
3. Письма И.С. Аксакова к В.Ф. Пуцыковичу. С предисловием В.Ф. Пуцыковича. // Шарапов С.Ф. (ред.). Московский сборник из произведений М.Д. Скобелева, И.С. Аксакова, В.С. Соловьева, О.Ф. Миллера, А.А. Киреева, А.М. Кояловича, П.И. Аристова и др. М., 1887. с. 16-45.
4. Пуцыкович В.Ф. Из воспоминаний о К.П. Победоносцеве. // Московские Ведомости. М., 1910. №240, 19.10 (01.11), с. 2.
5. Москва, 15 сентября. // Русь. М., 1883. №18, с. 1-11. То же: Аксаков И.С. О том, как бы обезвредить Евреев для христианского народонаселения. Москва, 15-го сентября 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 772-786.
6. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №38, 25.09 (07.10), стлб. 539-547.
7. С.-Петербург, 27-го сентября 1883 г. // Русский Еврей. СПб., 1883. №37, 28.09 (10.10), стлб. 2-4: (...) {стлб. 3} (...)
   Впрочем, (...) с громоносной статьей против евреев в последнее время выступила и газета «Русь». Орган г. Аксакова, очевидно, считает недружелюбное отношение к евреям неотъемлемой принадлежностью своей ультра-национальной программы. (...)

8. Москва, 1-го октября. // Русь. М., 1883. №19, 01 (14).10, с. 1-14. То же: Аксаков И.С. Обезвредятся ли Евреи, преобразовавшись в культурный слой? Москва, 1 октября 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 787-802.
9. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №40, 09 (21).10, стлб. 602-607.
10. Москва, 15 октября. // Русь. М., 1883. №20, 15 (28).10, с. 1-17. То же: Аксаков И.С. О Талмуде. Москва, 15 октября 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 802-818.
11. С.-Петербург, 20-го октября 1883 г. // Русский Еврей. СПб., 1883. №40, 21.10 (02.11), стлб. 2-5:
   Новейший поход газеты «Русь» против евреев закончился филиппикой против Талмуда и вообще раввинского учения, как содержащего в себе вредные элементы, особенно, элементы крайней нетерпимости к христианам и иноверцам вообще. (...)

12. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №42, 23.10 (04.11), стлб. 668-672:
{стлб. 668} (...)
   Последняя статья г. Аксакова в «Руси» о евреях, являющаяся продолжением первых двух, которые мы уже имели случай цитировать, значительно слабее их в диалектическом отношении. (...) {стлб. 669} (...) Ведь еще недавно, всего год тому назад, собрание раввинов, ученых и нотаблей еврейских, собравшихся из всех городов «черты оседлости» торжественно и клятвенно заявили во всех газетах, что у русских евреев никакой кагальной организации в настоящее время не существует, а г. Аксаков и присные все-таки с прежним упорством продолжают запугивать русское общество «чудовищным еврейским кагалом». (...)

13. Москва, 1 ноября. // Русь. М., 1883. №21, 01 (13).11, с. 1-15. То же: Аксаков И.С. Воззвание Кремьё, обращенное к Евреям от лица «Всемирного Израильского Союза». Москва, 1 ноября 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 819-826.
14. П. (Пуцыкович В.Ф.). Еврейская Интернационалка и борьба с Еврейством в Европе. (Голос из-за границы). // Русь. М., 1883. №21, 01 (13).11, с. 20-26.
15. По адресу сердитых националов. // Русский Еврей. СПб., 1883. №42, 03 (15).11, стлб. 3-8; №43, 11 (23).11, стлб. 6-; №44, 18 (30).11, стлб. 4-8.
16. С.-Петербург, 11 ноября. // Русский Еврей. СПб., 1883. №43, стлб. 1-6:
{стлб. 1} (...)
Трудно поверить, до каких чудовищных выдумок доходят наши жидоеды в своем желании доканать евреев, если не мытьем, так катаньем. (...) {стлб. 2} (...) Газета г. Аксакова влагает в уста покойного президента «Alliance Israélite», Адольфа Кремье, следующие слова, будто-бы высказанные им в воззвании к евреям всего земного шара: (...)
   Трудно придумать имя для возмутительного поступка московского шовиниста. Господин редактор «Руси» (...) должен был-бы по крайней мере хорошенько удостовериться в том, что он с такой раз- {стлб. 3} вязностью оповещал всему читающему миру. А он этого не сделал, ибо, в противном случае, он едва-ли решился-бы обнародовать такую небылицу. Ничего, подобного тому, что приписывается «Alliance Israélite», ни это Общество, ни какой-либо из его органов никогда не писали. Мы заявляем это прямо и решительно, и для удостоверения в этом приводим здесь два заявления «Alliance»,- из которых одно было прочтено в самом начале возникновения союза, а другое обнародовано при избрании покойного Кремье в президенты этого союза. Первое заявление, между прочим, гласит [Exposé. // Alliance Israélite Universelle. Paris, 1860. p. 5-17]:
   «Если нас спросят, почему мы называем наш союз еврейским, а не союзом всех честных, гуманных и свободомыслящих людей, мы можем ответить следующее: всякое крупное вероисповедание имеет своим представителем какое-нибудь государство и правительство - только еврейство лишено этого представительства: оно не есть ни государство, ни общество, оно не обозначает определенной территории. Еврейство - лишь слово и знамя, нравственно соединяющее миллионы разсеянных по лицу земли людей. Учреждаемый союз имеет своей целью быть нравственным представителем этого единства и органом его духовного объединения.
   Руководясь такой общечеловеческой целью, союз, разумеется, с радостью и братским приветом примет в свои ряды всякого честного борца, к какой-бы он нации или религии не принадлежал».
   Изложение своей программы собрание, в лице докладчика, заканчивает следующей декларацией:
   «У нас не будет другого врага, кроме деспотизма, другого союзника, кроме убеждения. На нашем знамени мы напишем справедливость, а нашей целью будет всемирное братство. Такая программа никому не угрожает, она может быть провозглашена нами во всеуслышание, и ей будут сочувствовать даже те, которые не расположены работать для ея успеха и торжества».
   Между первым и вторым заявлениями прошло около двух лет. (...) В 1862 году [точнее, 10 (23).06.1863] благородный Адольф Кремье занял место президента союза, которому он отдался всеми силами своей честной, любящей души. Сейчас же после его избрания было обнародовано следующее воззвание [Appel de M. Ad. Crémieux à tous les Israélites. Paris, le 15 juillet 1863. // Bulletin de l`Alliance Israélite Universelle. Juillet 1863. Paris, 1863. Documents, p. 1-3]:
   «Дорогие единоверцы!
   На горе Синае Господь сказал нашим отцам: Я Господь, твой Бог, который вывел тебя из Египта, из рабства. У тебя не будет другого Бога пред моим лицом.
   Единство Бога, национальность, уничтожение рабства,- вот те три великие начала, которые царствуют в наиболее возвышенных умах нашего века.
   Господь Сам возвестил эти начала небольшой горсти избранного им народа. Он заставил их следовать десяти заповедям, в которых проявилась высшая мораль, сошедшая с неба, чтобы осветить землю.
   Мы еще носим в наших сердцах любовь к отечеству, отвращение к рабству и почитание единого Бога, и с радостью мы повинуемся божественным повелениям, откровение которых положило безсмертную печать на возникновение нашего народа.
   Разсеянные по всему лицу земли, они вынесли 18 веков преследования. И когда самая передовая страна в Европе, Франция, первая прорвала цепь предразсудков, которыми так долго была окружена, она еще не покончила с эпохой преследований, от которых евреи так много натерпелись. Но уже занимается заря, проясняется горизонт и при свете истины человечество все более и более проникается идеей всемирного братства, обещающей всем, без различия, людям одинаковые права.
   Нет сомнения, человечеству еще предстоит сделать усилия прежде, чем дойти до своей конечной цели. Вокруг себя мы видим вражду христиан и мусульман, взаимную борьбу различных христианских учений; наконец, мы, евреи, в большей части стран еще составляем предмет ненависти и презрения. Но, слабые те- {стлб. 4} лом и сильные духом, мы, рано или поздно, преодолеем все препятствия, которые до сих пор мешают евреям выйти из того заколдованного круга, в который их бросила история. Для достижения этой последней цели и основано наше общество. Где-бы евреи не страдали от несправедливых преследований, там должен раздаться наш голос!
   Принимая президентство, я знаю, что могу разсчитывать на поддержку моих товарищей по союзу. Но этого мало для нашего дела. Откликнитесь, евреи всего света, явитесь к нам на помощь в вашем собственном деле, которое вместе с тем есть дело цивилизации.
   Смелей, братья,- с нами сочувствие благородных людей всех религий. Что касается лично меня, я уже отдал всю свою жизнь на защиту той религии, которая имеет в своем основании - заповеди, а единство Бога - на своей вершине, сближая, таким образом, человека с Богом, землю с небом!
   На закате дней моих я буду безконечно счастлив, видя развитие и процветание нашей святой ассоциации!
   Среди жгучих вопросов, волнующих мир, да пребудет наш союз носителем тех идей братства, долга и самопожертвования, которые соответствуют нашему древнему божественному девизу: единство Бога, любовь к отечеству и уничтожение рабства».
   Других общих воззваний за подписью Кремье обнародываемо тогда не было. Во всех бюллетенях общества мы не нашли ничего похожего на то, что цитирует «Русь». (...) Между тем, открытие «Руси», как следовало ожидать, было подхвачено «Новым Временем», (...) «С.-Петербургские Ведомости» перепечатали цитату из «Руси», снабдив ее подобающим комментарием. Мы знаем, как заразительна клевета, как разрушительно быстро она действует. Мы знаем, что раз пущенную клевету, совершенно обезвредить невозможно. Но при всем при том мы просим газету «Русь» или доказать нам, когда были обнародованы Allianc'ом приводимые ею слова и где они были напечатаны, или-же, за невозможностью сделать это, взять назад свою безпочвенную клевету. (...)

17. Среди газет и журналов. // Русский Еврей. СПб., 1883. №43, стлб. 16-18.
18. Мимоходом. Мстиславский С. (Дубнов С.М). Паяцы антисемитизма. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №35, 04 (16).09, стлб. 471-475: (...)
{стлб. 472} (...)
Литературный этот урод именуется «L'Antisémitique» (Антисемитический Листок) и появляется еженедельно в маленьком городке департамента Соммы, Мондидье. Вожаки этого антисемитического медвеженка, alias редакторы, равно как и «сотрудники», хранят строгое инкогнито, из скромности, конечно. Под листком подписывается некая безвестность, под именем Минар. (...)
{стлб. 473} (...)
   Предо мною лежат 1-й и 2-й №№ «Antisémitiqu'а». Прежде всего, на первой странице 1-го №, идет воззвание, озаглавленное «Avant la lutte» (пред борьбою) и подписанное безвестным «редакционным комитетом». Воззвание начинается с чего-то в роде «философии истории». (...) Есть, видите-ли, тайная власть над всем миром, власть, которая еще сильнее власти любезной Франции: это - власть денег, а представители этой власти везде - евреи, регулирующие международные финансовые отношения и тормозящие дело цивилизации. Так вот этих врагов человечества надо выжить из Европы всякими путями. «Война с жидовством!» - этим возгласом кончается «воззвание». (...)
{стлб. 474} (...)
   Похерив все еврейство в прошедшем и «доказав», что евреи - знаменитые исторические мошенники, так и выступившие в мир с миссиею мошенничества, «Antisémitique» переходят к настоящему положению еврейства. (...) В последней заметке [«La presse et l'Antisémitique»] «Antisémitique» жалуется, что ни одна парижская газета не сочла нужным «исполнить долг собратства» относительно него и даже не упомянула о нем ни единым словом. (...)

19. С.-Петербург, 12 ноября 1883 г. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №45, стлб. 1259-1266:
{стлб. 1260} (...)
   Во французском захолустье Мондидье, какими-то анонимными, боящимися света Божьего негодяями издается грязная, неизмеримо глупая и столь же циничная еженедельная газетка «L'Antisémitique». (...)
   Этот-то «серьезный орган» печати из кожи лезет, чтобы как-нибудь обратить на себя внимание; но французская печать не удостаивает его даже и пинка, несмотря на его горячие жалобы по этому поводу. (...) И вот он пустил в ход другого рода подлог - подлог уже не мертвых книг, а воззваний и циркуляров и теперь еще живого общества, в разсчете, что хоть этим он вынудит кого-нибудь к опровержению или по крайней мере к привлечению газетки в суд - что тоже было бы для нея выгодным фортелем. Однако и этот разсчет оказался неверным, и мы ни в общей, ни в специально-еврейской французской печати до сих пор не встретили об этом ни полслова.
   Но за то, тем большего внимания анонимные редакторы «Antisémitique» и авторы этого подлога добились у г. Аксакова. Он тотчас же приютил у себя этот фальсифицированный документ, подложность которого бросается в глаза с первых же его слов и во всяком случае могла быть тотчас обнаружена при самой поверхностной поверке с отчетами общества, {стлб. 1261} от имени которого он сочинен. Но такая проверка для тенденций г. Аксакова оказалась невыгодна.(...) {стлб. 1262} (...) Ему [И.С. Аксакову] тогда не трудно было бы достать и подлинное воззвание [Appel a tous les Israélites. // Alliance Israélite Universelle. Paris, 1860. p. 18-21], разосланное учредителями «Alliance», которое en toutes lettres гласит (приводим и подлинный, французский, текст и русский перевод его) так: [французский текст мной опущен]
   Воззвание ко всем евреям.
   Евреи!
   Если, будучи разсеяны по всей земле и смешаны с народами, вы остаетесь сердечно привязанными к старой религии ваших отцев, как бы ни слабы были впрочем сдерживающие вас узы;
   Если вы не отрекаетесь от вашей веры, если не скрываете своего исповедания, если не краснеете названья, которое тяжело только для слабых душ;
   Если вам ненавистны предразсудки, от которых мы продолжаем страдать, обобщаемые упреки, повторяемые нелепости, вечно подогреваемая клевета, допускаемое нарушение справедливости, оправдываемые или извиняемые преследования;
   Если вы верите, что древнейшая и простейшая из религий духа должна удержать свое место, исполнить свою миссию, провозгласить свое право, проявить свою жизненность в великом, все более и более деятельном движении мысли, в более и более разгорающейся борьбе теорий в новейших обществах;
   Если вы верите, что великая идея и строгий культ единого Бога, которые имеют в нас исконных хранителей и упорных защитников, должны, более чем когда-нибудь, быть предохранены от корыстных разсчетов, или сомнения и равнодушия;
   Если вы верите, что свобода совести, эта жизнь души, нигде не гарантирована для всех людей в такой степени, как в тех государствах, где евреи пользуются ею вполне;
   Если вы верите, что для каждого человека религия его отцов есть священное достояние; что домашний очаг и совесть - предметы неприкосновенные, что не следует более быть свидетелями того, что мы видели еще слишком недавно;
   Если вы верите, что единение - благо; что, принадлежа к различным национальностям, вы может однако, вне всяких партий, сливать во едино ваши чувства, ваши желания и ваши надежды;
   Если вы верите, что законными путями, непобедимою силой права и разума, не причиняя никакого смятения, не устрашая никакой власти, не возбуждая негодования ни в ком, кроме невежд, недобросовестных людей и фанатиков - вы можете добиться мно- {стлб. 1264} гого, чтобы и воздать за это многим посредством вашего труда и ваших неоспоримых умственных способностей.
   Если вы верите, что большое число ваших единоверцев, все еще удрученных двадцатью веками нищеты, оскорблений и изгнаний, могут возвратить себе человеческое достоинство, завоевав себе достоинство гражданина;
   Если вы верите, что нужно нравственно исправлять испорченных, а не наказывать их; просвещать ослепленных, а не покидать их; подымать упавших, а не довольствоваться сожалением о них; защищать жертву клеветы, а не молчать; повсюду помогать преследуемым, а не ограничиваться криками по поводу преследования;
   Если вы верите, что средства, в настоящее время разсеянные, труды разъединенные, влияния, лишенные достаточного веса, желания без должного направления, стремления без определенной цели - могут, путем ассоциации, найти для себя лучшее употребление и заставить почувствовать действие всех на всех концах земного шара;
   Если вы верите, что было бы честью для вашей религии, уроком для народов, прогрессом для человечества, торжеством для истины и всемирного разума - если бы произошло сосредоточение всех живых сил иудаизма, малого своею численностью, великого любовью и желанием добра;
   Если вы верите наконец, что влияние принципов 89 года всемогуще в мире, что закон, истекающий из них, есть закон справедливости; что надо желать, чтобы дух его проник всюду; что пример народов, пользующихся полным равенством вероисповедания, есть сила;
   Если вы верите всему этому, евреи всего мира, то внемлите нашему воззванию, дайте нам ваше согласие, ваше содействие. Это дело великое и, может быть, благословенное!
   Мы основываем Всемирный Израильский Союз!
   Члены организационной Комиссии: Астрюк, раввин; Каген, профессор раввинской семинарии; Карвалло, инженер путей сообщения; Левен, адвокат при императорском суде в Париже; Манюэль, профессор университета; Неттер, негоциант.
   Париж, июнь 1860. (...)
{стлб. 1265} (...)
   Прекурьезное, трагикомическое зрелище! На скамье подсудимых - общество, уже целую четверть столетия безукоризненно действующее на филантропическом и просветительном поприще во всех их видах, общество, в состав которого входят всемирно известные государственные люди, светила науки, члены французской академии, профессора университета; их обвинителями являются какие-то анонимные проходимцы-редакторы грязной газеты, распространяемой чрез швейцаров при помощи обмана и всякого надувательства,- а весы держит председатель Московского Общества Взаимного кредита, alias слепой или ослепленный И.С. Аксаков. (...)

20. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №45, 13 (25).11, стлб. 1268-1271: (...)
{стлб. 1268} (...)
Делать выписки из его [И.С. Аксакова] последней, по собственному его признанию, нелогичной и неумеренной статьи, не станем. Не станем на этот раз цитировать и «Нового Времени», этого «петербургского приятеля» московского распространителя фальшивых документов; скажем только несколько слов г. Авсеенко, новому редактору «С.-Петербургских Ведомостей». «Русь» и «Новое Время», по крайней мере, приводя «хартию», сослались на источник «L'Antisémitique», г. же Авсеенко не счел нужным этого делать, и указав своим читателям на «Хартию», как на документ достойный особенного внимания, тем самым как бы рекомендует его достоверным. (...)
{стлб. 1269} (...)
   По поводу этого смакуемого г. Аксаковым, Сувориным и г. Авсеенко пасквиля, «Новости» говорят между прочим следующее:
   «Alliance israélite universelle», с самого своего основания, издает весьма обстоятельные и точные протоколы, со всеми воззваниями и речами и подробными отчетами о своих заседаниях. (...)
   Имеет ли, однако, манифест, приписываемый г. Аксаковым покойному Кремье, какое-либо внутреннее вероятие? Вот, что мы действительно читаем в первой президентской речи покойного Кремье, произнесенной им в собрании от 19 декабря 1867 г. (Bulletin de l'Alliance israélite universelle, 2-e Semestre 1867, Paris, rue d'Enghien, 23 [p. 58-66]).
   «Мы, живущие на этой дорогой земле Франции, нашего нежного и прекрасного отечества; мы, одаренные этим драгоценным равенством, которого никто не может нас лишить, бросим взгляд назад и утешимся мыслью, что прогресс, дар неба и слава земли, распространит свои благодеяния на наших единоверцев во всех странах.
   Религиозная терпимость! Эти слова нам кажутся теперь очень простыми; но было время, когда произносить эти слова считалось святотатством, и не одни мы были преследуемы.
   О, религиозная вражда! О, фанатизм! Все несчастия следуют за вами,- и, во-имя Бога, религиозная нетерпимость, называющая себя религиею, делает несчастными людей,- детей Бога!..
   На благородном знамени философии 18-го века блестят огненными буквами священные слова: религиозная свобода, которая составляет самое благородное приобретение новейшего времени и никогда не погибнет!
   Она не погибнет! Если 18-й век верно исполнил свою задачу, состоявшую в формулировании великих принципов, которые одни должны управлять человеческими обществами, то 19-й век имеет своею задачею применять и развивать эти принципы. И смотрите, как все понимают эту славную задачу! Мы тут слушали протестантского пастора (в этом собрании раньше Кремье произнес речь протестантский пастор Петавель), который пришел в наше собрание, среди Alliance israélite universelle, произносит восхитительные слова братской любви, которые всех нас глубоко тронули!
   Протестанты и католики смешиваются с евреями в это собрании, в котором братски подают друг другу руки три французские культа. Вот вам 19-й век; вот плоды философии. Какие мы безсмысленные, когда хотим лучше сделать, чем Тот, который нас создал. Ему угодно было, чтобы на этой земле, которую мы обитаем в продолжение короткого времени, образовались различные религии и различные секты; Ему угодно было, чтобы к Нему возносились молитвы на всех языках и во всевозможных формулах; он не пренебрегает никакою молитвою, а, между тем, {стлб. 1270} многие, под гнусным предлогом защиты Его величия, стремятся жертвовать счастием людей для большей славы их Создателя!
   Школа, школа,- восклицает Кремье в другом месте той-же речи,- внушит нашим детям любовь к труду, чтобы наше еврейское юношество предавалось труду с горячностью. Труд - удел человека, источник стольких истинных наслаждений! Как ложно поняли слова библии те, которые считают труд наказанием человека.
   Напрасно состояния, созданные в короткое время на бирже или при счастливых случаях, стремятся ослеплять своим ложным блеском; лишь состояния, приобретенные нашим потом в ежедневной работе, заслуживают уважения; нервные состояния улетучиваются с такою-же легкостью, как приобретаются, между тем как состояния, приобретенные упорным трудом, мы можем честно оставить нашим детям со словами: они честно приобретены!» (...)

21. Петербургская летопись. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №46, 20.11 (02.12), стлб. 1295-1296: (...) {стлб. 1296} (...)
   По поводу инсинуаций, появившихся в «Руси» и «Новом Времени» против «Всемирного Еврейского Союза» в Париже - инсинуаций, обстоятельно переданных в телеграмме газеты «Times» - Центральный Комитет названного союза заявляет, что покойный Кремье не произносил никогда приписываемой ему речи и при учреждении «Союза» не был к нему вовсе причастен. (...)

22. Заграничная хроника. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №47, 27.11 (09.12), стлб. 1332-1339:(...) {стлб. 1335} (...)
   Редактор издающегося в Ганновере еврейского журнала «Jeschurun» обратился в Центральный Комитет «Alliance Israélite» в Париже с запросом относительно подлинности напечатанного в газете «Antisémitique» (и перепечатанного в «Руси» и «Новом Времени» известного уже читателям «манифеста Кремье». Вот ответ г. Исидора Леба, секретаря «Alliance»: «Отвечая на Ваше письмо от 1-го Ноября, считаю долгом заявить, что упоминаемый Вами документ - чистейшая подделка и никогда в действительности не существовал. Кремье не принимал даже никакого участия в основании нашего Союза». Заметим при этом случае, что из немецких газет перепечатала это мнимое воззвание только «Kreuzzeitung» - газета явно антисемитская,- которая, тем не менее, была на столько осторожна, что усумнилась в его подлинности и назвала его «ein apokryphes Schriftstück».
   Такое же категорическое опровержение со стороны «Alliance» напечатано в только что вышедшем официальном бюллетене этого Союза за октябрь. (...)

23. Москва, 1 декабря. // Русь. М., 1883. №23, 01 (13).12, с. 2-14. То же: Аксаков И.С. Разбор циркулярного воззвания «Еврейского Всемирного Союза». Москва, 1-го декабря 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 827-843.
24. Л.К. (Кантор Л.О.). К эпопее о мнимом воззвании. // Русский Еврей. СПб., 1883. №47, 09 (21).12, стлб. 6-10: {стлб. 6} (...)
   Г. Аксаков очутился недавно в довольно затруднительном положении. (...) И надо отдать справедливость г. Аксакову: он нашел выход, хотя, признаться, необходима порядочная доза храбрости, чтобы ступить на ту дорогу публицистического византийства, которая ведет к этому выходу. Г. Аксаков оправдывает свое поведение в этом несколько щекотливом деле двумя аргументами. Во-первых, он в свою очередь выражает удивление, что ни во Франции, где спорный «манифест» был напечатан в «L'Antisémitique», ни в Германии, где тот-же памфлет был воспроизведен в «Deutsche Volkzeitung», опровержения со стороны евреев не последовало, и только по напечатании известной статьи «Руси» евреи вдруг заволновались. Во-вторых, «Русь» силится доказать, что если Кремье не говорил того, что так нагло приписывает ему французская бульварная газетка, то он во всяком случае мог, или вернее сказать, должен был это сказать, так как все сказанное в «манифесте» составляет суть и смысл еврейского мировоззрения, каким его понимает «Русь» и Комп. Что касается пер- {стлб. 7} вого аргумента, то, очевидно, г. Аксаков, при всем своем желании быть основательным и солидным, весьма мало понимает ту глубокую разницу, которая существует между положением евреев в России и положением западных евреев. (...) Дело в том, что евреи Франции могут вполне безпечно относиться ко всяким гнусным и шантажным выходкам какого-нибудь жидоедствующего органа печати, зная, что это ни на иоту не повлияет, ни на их юридическое, ни на их общественное положение. (...) Другое дело у нас. (...) У нас ярые нападки на евреев, в роде тех какими украшают свои столбцы известные органы печати, особенно перед подпиской (...) Нам кажется, что этим одним, помимо всяких других соображений, уже достаточно объясняется, почему та-же самая гнусная фальсификация, которая прошла незамеченной со стороны французских и германских евреев, до такой степени встревожила евреев русских. (...) Если бы памфлет, выдаваемый за воззвание «Alliance», появился в каком-нибудь важном и известном органе даже бонапартистской партии, представители «Alliance» несомненно не оставили-бы его без своевременного опровержения. (...) Не подлежит ни малейшему сомнению, что никто из членов «Alliance» не имел ни малейшего понятия о гнусной выходке «L'Antisémitique», пока об этом не протрубила «Русь», а за нею все другие жидоедствующие органы. (...) {стлб. 8} (...) Признаться, при всей неустойчивости нашего положения, мы не обратили-бы никакого внимания на грубую подделку воззвания «Alliance», если-бы она появилась на столбцах, например, какого-нибудь трактирного издания (...) Но иное дело - «Русь». (...) Есть, наконец, и третье весьма важное соображение. В иных местах евреи, пока правда и логика на их стороне, все-таки не могут считать себя совершенно безнадежными; там не любят принимать что-либо на веру, а имеют обыкновение присматриваться ко всему, поиспытать, поанализировать; там ложь долго держаться не может. (...) У нас-же дело обстоит иначе. При некоторой общей лени к критическому мышлению вообще, печатная безтолочь редко оценивается у нас по достоинству (...)
   Что-же касается другого аргумента г. Аксакова, то другого эпитета, как «византийство», мы для него не знаем. Г. Аксаков пространно (...) доказывает, что со стороны покойного Кремье было-бы вполне логично и последовательно писать такие воззвания, так как в этом воззвании заключается именно тот образ мыслей и та программа действий, которые г. Аксаков уже так давно и с такой настойчивостью навязывает евреям. Что евреи руками и ногами отбиваются от этой программы - это, конечно, дело второстепенное. Главное, что «манифест» провозглашает все то, что, по мнению г. Аксакова, составляет суть еврейских идеалов и стремлений. (...)

25. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №49, 11 (23).12, стлб. 1382-1388.
26. Петербургская летопись. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №49, 11 (23).12, стлб. 1388-1389.
27. Письмо в редакцию Центрального Комитета Израильского Всемирного Союза. // Русь. М., 1883. №24, 15 (27).12, с. 56-57.
28. Аксаков И.С. Еще о воззвании к «Израилеву Союзу». Москва, 15 декабря 1883 г. // Полное собрание сочинений. Т. 3. М., 1886. с. 843-844.
29. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1883. №51-52, 30.12 (11.01.1884), стлб. 1447-1450.
30. Гинцбург Л. Берлин. (Корреспонденция «Русского Еврея»). // Русский Еврей. СПб., 1883. №50, 30.12 (11.01.1884), стлб. 24-25.
31. П. (Пуцыкович В.Ф.). Подтверждение подлинности еврейского манифеста Кремьё. (Письмо из Берлина). // Русь. М., 1884. №7, 01 (13).04, с. 16-19.
32. Отголоски печати. // Недельная Хроника Восхода. СПб., 1884. №14, стлб. 389-391:
{стлб. 390} (...)
   - Но... сокрушайтеся, презренные иудеи! Возликуйте, славные, достойные антисемиты! Козни жидовские раскрыты. Манифест жидовского царя Кремье, обнародованный в прошлом году «Antisémitique», «Русью», «Новым Временем» и пр. иудофобской челядью, не подложен, он есть, он существует, он официально подтвержден!
   - Как? Где? Кем?!
   - Да все той же газетой «L'Antisémitique»!..
   Вы разражаетесь гомерическим хохотом. (...)
   Почему «парижская газета» так долго молчала после опровержений, обличавших ее во лжи и подлоге, когда она имела в руках официальные документы для оправдания себя и для уличения жидов, и сочла нужным ждать более полугода - этим «Русь», вероятно по наивности своей, не интересуется. (...)
{стлб. 391} (...)
   Воспроизведя затем этот новый текст, приведенный «L'Antisémitique», «Русь» восклицает:
   «Интересно, что-то теперь скажут евреи и их соревнователи на счет этого, так сказать, самою правительственной цензурою Парижа сохраненного для потомства разрешительного экземпляра манифеста Кремье, ими так рьяно отрицаемого?»
   А вот что они скажут: они скажут, что этот документ такой же простой и гнусный подлог, как и прежде обнародованный, и что приводить из грязной газетки доказательства в подтверждение инсинуаций, распускаемых тою же газеткой, и сшить все такими грубыми белыми нитками, как это сделано в «Руси», есть наглое издевательство над здравым смыслом своих читателей - и ничего более. (...)

19 век, Россия

Previous post Next post
Up