Об образовании в уссурийском казачьем войске

Jan 16, 2018 12:40

Меня всегда интересовало то, как в Уссурийском войске обстояло дело с народным образованием.
На эту тему есть отличная работа Андрианова Ивана Константиновича «Развитие образования в казачьих станицах в период освоения Приамурья и Приморья (вторая половина XIX - начало XX вв.)», которую он написал, будучи студентом, ещё в 2012 году. Молодой ученый проанализировал становление образования в Приамурских казачьих войсках, использовал много архивных материалов, дал статистику в диаграммах. Автор датирует первый период становления образовательной системы периодом с 1859 по 1872 год, когда первые школы учреждались при сотнях. Статистические данные, приведенные в статье, хочу также показать.

Вот отрывок из его работы:
«По первоначальному положению об Амурском казачьем войске, утвержденном в 1859 году, было установлено содержать в каждом сотенном округе по одной начальной школе. Войско обязано было выставлять 20 сотен. На содержание 20 школ отпускалось от казны 2000 рублей. Школы устраивались при сотенных управлениях в казенных помещениях, учителя в них назначались казаки и урядники из отбывающих действительную службу. Эти случайные учителя не обладали хорошей подготовкой к делу, которое на них возлагалось, и результаты от них были слабые. Ученики едва выучивались читать, кое-как писать и редко усваивали 4 правила арифметики. Однако, такие слабые успехи школ не останавливали строгих требований начальства к казачьему населению, чтобы обучались все малолетние дети. Начальству нужны были грамотные казаки, и оно добивалось обязательного обучения, в первую очередь, мальчиков.
В 1860-х годах таких школ, содержимых казаками за свой счет было более 10. Но при настойчивости начальства число школ и учащихся в них росли. В 1872 годах в войске имелось: в бригаде и Амурском батальоне 20 школ с 508 мальчиками и 70 девочками, и в Уссурийском батальоне - 6 школ с 115 мальчиками».



Казачата с учителем на пороге школы, Дальний Восток


В 1902 году Военное Министерство обратило внимание на плачевное положение в деле начального образования в Амурском и Уссурийском казачьих войсках. Было разработано положение об устройстве войсковых школ. Предусматривалось обязательное четырехгодичное обучение мальчиков. Вводилась должность инспектора войсковых школ.
В Уссурийском войске численность школ начала быстро расти: в 1905 году в казачьих поселках было 35 школ, а в 1909 - уже 53. Существовали так называемые подвижные школы, когда два-три поселка объединялись для содержания учителя, и учитель ездил из поселка в поселок для проведения занятий.

Найдены имена многих учителей, работавших в войсковых школах по 1903 год:
Бокаревич Иван Афанасьевич - 1903 г. Марковская и Павло-Федоровская подвижная школа
Быков Прокопий Трифонович - 1888 г. Козловская школа
Дардалионов Михаил Александрович - 1901-1903 гг. Козловская школа
Дубицкая Сусанна Тимофеевна - 1903г. Лончаковская школа
Заикин Яков Тихонович - 1903 г. Богуславская 2-х классная школа
Знаменский Николай Петрович - 1903 г. Корсаковская школа
Знаменская Павла Григорьевна - 1901 г. Венюковская школа
Карамзина Мария Михайловна - 1903г. Полтавская 2-х классное училище
Краменцова Матрена Петровна - 1903 г. Оренбургская школа
Панькин Архип Николаевич - 1903 г. Сальская, Княжеская и Тартышевская подвижная школа
Петров Владимир Кононович - 1903г. Донская школа
Петров Николай Кононович - 1903г. Полтавская 2-х классное училище
Пось Иван Тимофеевич - 1903 Константиновская и Софие-Алексеевская подвижная школа
Пупыкин Александр Александрович - 1903 г. Казакевичевская школ
Пупыкин Константин Александрович - 1903 г. Нестеровская школа
Радченко Ефим Гавриилович - 1896 г. Казакевичевская школа
Рязанский Герман Львович губ. секр. - 1901 Полтавское двухклассное училище
Рязанский Александр Германович - 1903г. Венюковская школа
Ряхин Терентий Филиппович - 1901 г. Оренбургская школа
Ряхина Анастасия Александровна - 1901г. Муравьев-Амурская школа
Сериков Дмитрий Яковлевич - 1903г. Муравьев-Амурская школа
Скрыльникова Екатерина - 1901 г. Графская школа

"К 1908 г. в Уссурийском казачьем войске было 66 учителей, из них со специальным образованием учителей 50. К 1914 г. в поселках действовало 70 школ, из которых 12 принадлежали к церковному ведомству, т. е. на 5 казачьих школ приходилось по 1 церковно-приходской школе".

Казачье население по грамотности стояло далеко впереди крестьянского. Хотя казачьи школы имели мизерную государственную поддержку и содержались в основном на средства войскового правления и поселковых обществ, а крестьянские начальные школы содержало министерство народного просвещения (школы так и назывались - министерские).
Иногда за неимением средств, поселковое правление решалось на закрытие школы, но такие случаи немедленно расследовались войсковым начальством. Школу помогали открыть снова.



из отчета о состоянии дел в казачьих станицах и поселках Дальнего Востока, 1902 г.

Приведу приказ по УКВ, из которого ясно, насколько большое значение придавалось в войске школьному образованию.
№28 §2
от 28 марта 1908
Из доложенных мне Председателем Войскового Правления донесений Наблюдающаго за школами ввереннаго мне войска, при объезде последним школ Гродековскаго станичнаго округа усматриваю, что успехи учеников Гродековской станичной школы в общем удовлетворительны. Очень приятно отметить полезную деятельность в школе Сотника Калмыкова; желал бы видеть такие же плодотворные успехи и в занятиях его с казачатами по гимнастике, фронту и вообще по военной подготовке.
Признателен учителю Богуславской школы Васильченко, сумевшему достигнуть не только серьезных результатов в преподавательской деятельности, но создать при школе хороший хор и умело поставить занятия по ремеслу. От души желал бы, чтобы примеру г. Васильченко последовали прочие гг. учителя школы и стремились бы возбудить такую же признательность со стороны родителей обучающихся, которая выражается казаками Богуславскаго поселка г. Васильченко.

Отрадно отметить тот факт, что в пос. Барановско-Оренбургском ведутся занятия грамотности со взрослыми. Благодарю учителя Сеницкаго за труды, положенные им в основание этих занятий. От души желаю успеха, как обучающимся так и преподающему в достижении благоприятных результатов. Опыт занятий и со взрослыми наглядно показывает, насколько разумно понимается в обществе казаков Барановско-Оренбургскаго поселка значение грамотности.
Доложены мне также результаты знаний в Чичаговской школе, из которых усматриваю, что учительница г. Белова, вложив серьезный труд в преподавательское дело, подготовляет обучающихся в школе девочек к рукоделию и видимо с любовью относится к школе. Благодарю г. Белову за такое честное отношение ее к делу.
Подписал: Наказный Атаман,
Генерал-Майор Флуг.

Васильченко Семен Васильевич работал в 1908г. в Богуславской школе, в 1909-1910 в Тартышевской.
Белова Клавдия Ивановна работала в 1907 в Невельской школе, в 1909-1910 в Чичаговской, в 1913 в Богуславской.
Синицкий Я.Ф. работал в 1909-1910 в Барано-Оренбургской школе.



Приказ по УКВ о назначении школьным попечителем казака того же поселка, УКВ

В Уссурийском войске очень серьезно относились к войсковым школам. Способных молодых людей направляли стипендиатами в учительские семинарии Благовещенска и Иркутска. Ежегодно войсковое правление выделяло 8500 руб. для обучения своих стипендиатов в различных учебных заведениях.

Так летом 1882 года в Иркутскую Учительскую семинарию были направлены для обучения четыре казачьих малолетка: Прокопий Быков, Григорий Ларионов, Иван Портнягин и Тихон Свешников. В письме директору семинарии наказный атаман просил не отказать им в приеме, хотя их подготовка оставляла желать лучшего. Атаман полагал, что обучение этих юношей учительскому делу «принесло бы несомненную и неисчислимую пользу нашему краю».
Как известно, Быков Прокопий Трифонович стал замечательным учителем и внес большой вклад в культурную жизнь Уссурийского края. Остальные трое молодых людей успешно работали в войсковых школах.

Правление Уссурийского казачьего войска внимательно следило за работой школ. Лучших учителей награждали медалями и именными премиями.
Андреева Матрена Петровна - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ № 50 от 21.04.1914)
Дубицкая Сусанна Тимофеевна - Серебряная медаль «За усердие» на Александровской ленте. (Приказ по УКВ №18 §6 от 3.03.1908)
Жернаков Алексей Александрович, заведующий Донской двухклассной школой - орден Св. Станислава 3-й степени. (Приказ №177 от 4.02.1917)
Заикин Яков Тихонович - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ №50 от 21.04.1914)
Петров Николай Кононов, заведующий Богуславским 2-х классным училищем - Серебряная нагрудная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте (Приказ №50 от 21.04.1914)
Пупыкин Александр Александрович - Премия Генерал-лейтенанта Богуславскаго в размере 50 руб. учителю Казакевичевской школы г. Пупыкину . За успешные занятия в Казакевичевской школе в течение 1903-04 учебного года. (Приказ №352 от 3.10.1904)

ГАХК Ф.И-0286 оп.1 д.9 л.94
Приказ по УКВ
№184
24 Мая 1904 года г. Никольск-Уссурийский
Нестеровское поселковое общество изъявило благое желание открыть у себя безплатную поселковую народную библиотеку определивши назначать для того ежегодно из общественных средств по 50 руб.
Сердечно рад этому начинанию, желаю Нестеровской общественной библиотеке процветать, разширяться и приносить плоды просвещения, а посему с удовольствием утверждаю составленный казаками пос. Нестеровскаго представленный мне проэкт устава означенной библиотеки, каковой при сем и объявляется.
Точно так же с готовностью принимаю на себя звание почетнаго члена Нестеровской общественной библиотеки - согласно просьбы общества, выраженной в приговоре его от 18 Января с. г. Полагаю затем, что доброе начинание казаков пос. Нестеровскаго послужит примером и для других казачьих обществ ввереннаго мне войска.
Наблюдающим за библиотекой согласно §15 устава назначаю учителя Нестеровской школы г. Пупыкина; выбор же библиотекаря и его товарища будет утвержден Войсковым Правлением.
Нестеровская общественная библиотека будет помещаться временно в особой комнате при Нестеровской школе, при чем имеющуюся школьную библиотеку разрешаю предоставить г. Пупыкину, непосредственно от себя, также в общее пользование на тех же началах, какия выражены в уставе Нестеровской общественной библиотеки.
Подписал: Наказный Атаман
Генерал-Майор Колюбакин



(Из статьи Землянского Игоря Алексеевича "Характеристика библиотек Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XXвв."):
"Появление первых книжных собраний происходило также по мере освоения дальневосточных рубежей казаками. Задача по охране и освоению края была возложена вначале на Амурское казачье войско, созданное по инициативе Н. Н. Муравьева-Амурского, затем - на Уссурийское казачество.
Большинство библиотек создавалось при школах казачьего ведомства, которые в начальный период освоения Приамурья и Приморья одними из первых начали книжное просвещение на Дальнем Востоке. Только школьные библиотеки Амурского и Уссурийского казачьих войск почти до конца XIXв. обслуживали как учеников, так и взрослое население. «Спрос на книги очень большой не только со стороны учеников, но и взрослых», - сообщалось в одном из годовых отчѐтов Уссурийского казачьего войска. Наиболее грамотной частью населения Амурской области в тот период были казаки, поэтому закономерно, что и первые школы открывались именно в казачьих станицах. Известно, что в 1898 г. работали библиотеки в станицах Албазинской, Рейновской. Игнашинской Амурского казачьего войска.
Вот что писалось о такой школьной библиотеке в Уссурийском казачьем войске: «Здание школы в станице Козловской обставлено довольно порядочно и вполне поместительное; имеются в достаточном количестве учебные пособия и книги для чтения, последними пользуются и казаки. На 1888 год станичная школа выписала журналы: «Семейные вечера», «Журнал для детей» и «Малютка» Своей хорошей постановкой школа обязана атаману П. Эпову и учителю П. Быкову. Помимо школы небольшой кружок Козловской читающей публики выписывает следующие издания: «Сын Отечества», «Колосья», Иллюстрированный мир» (2 экз.), «Животное обозрение», «Шут», «Нива (2 экз.), «Родина (2 экз.), «Звезда», «Восточное обозрение», «Сельский Вестник» и «Сельский хозяин». В последнее время даже некоторые казаки стали интересоваться новостями в газетах».

Приведенный отрывок ещё раз подтверждает, что личность учителя была важнейшей в деле образования. Энергичный, болеющий за судьбы учеников, неравнодушный к обучению грамоте взрослых учитель мог сделать многое, если смело отстаивал интересы школы в поселковом или станичном правлении. В станице Козловской учителем был П.Ф.Быков. Благодаря хорошему образованию и главным образом самообразованию, настойчивому стремлению повышать грамотность в родной станице он смог превратить Козловскую школу в одну из лучших на Уссури.

(использованы материалы Т.Трофимовой, Хабаровск и автора)

Историография, Россия

Previous post Next post
Up