Оригинал взят у
dfs_76 в
"Не желаете ли выпить для Толентинского миру?"220 лет назад в городке Толентино в центральной Италии был подписан
этот мирный договор между республиканской Францией в лице тогда еще генерала Наполеона Бонапарта и государством Престола Святого Петра, занимаемого тогда папой римским Пием VI.
Отношения между папским государством и революционной Францией испортились еще в 1791 году, когда последней - тогда еще с королем Людовиком XVI, но уже с Учредительным собранием - были
аннексированы древние вотчины папы римского на территории Французского королевства - Авиньон и Конта-Венессен. Пий VI порвал с Францией дипломатические отношения, принялся слать проклятия в адрес революционеров, по его словам «..возобновивших ересь вальденсов, беггардов, Виклифа и Лютера, а коллег-монархов призывать к монархической солидарности. Однако, прямо к антифранцузской коалиции папа присоединиться не решался. Даже пустить в ход оружие анафем он не решался: когда группа французских эмигрантов в Германии обратилась к представителю папы аббату Мори с призывом отлучить от церкви французских революционеров и их сторонников из числа французского духовенства (исполнивших постановление революционных властей о присяге священников правительству Франции), тот ответил, что о такой мере можно будет говорить не раньше, чем революционная армия будет разбита - папе «…нужны их (эмигрантов) мечи, чтобы отточить его перо». После захвата англичанами в 1794 году Корсики папские дипломаты выступали с предложением о посредничестве с тем, чтобы обменять Корсику на Авиньон. При этом он, например, не препятствовал транзиту британских войск на ту же Корсику через свои земли.
Папа Пий VI
В апреле 1796 года Наполеон Бонапарт начал свою знаменитую Итальянскую кампанию. Громя одну за другой армии австрийцев и мелких итальянских государств он к лету того года дошел до центральной Италии. Используя в качестве предлога убийство в Риме французского агента Юга де Бассвиля, случившееся еще в 1793 году, генерал Бонапарт вторгся в пределы Папского государства и оккупировал северные и западные районы страны. Однако, тогда он не решился начинать кампанию в центре Италии, не разделавшись до конца с австрийцами на севере этой страны (австрийцы удерживали там сильную крепость Мантуя, на помощь которой шли войска из метрополии), и 23 июня 1796 года между ним и папой было заключено перемирие в Болонье, по которому французы разместили гарнизоны в ряде папских крепостей, а папа обязался уплатить 21 миллион французских ливров и отдать французам 100 картин, статуй или других произведений искусства (включая бюсты почитаемых французскими республиканцами знаменитых древнеримских тираноборцев разных веков Юниев Брутов).
Платить папа не стал (развернув на полпути обозы с мешками денег, отправленные в лагерь Бонапарта и встреченные на обратном пути в Риме с ликованием), Брутов французам не отдал, полновесный договор с Французской республикой заключать отказался. Напротив, возобновил контакты с Англией (в декабре 1796 года принял у себя английского губернатора Корсики Гилберта Эллиота, пообещавшего папе денежные субсидии) и Австрией, стал рассылать воззвания к священной войне против французов и формировать новую армию. Бонапарт снова пригрозил двинуть войска в его владения, но при папском дворе, где знали о готовящемся контрнаступлении австрийцев, с усмешкой ответили, что «чем дальше французский главнокомандующий удалится от Адидже (своей базы на севере Италии), тем ближе мы будем к спасению».
Однако, папа рано потирал руки: в январе 1797 года Бонапарт нанес новое поражение австрийцам при Риволи, что сделало положение Мантуи безнадёжным, и в начале февраля этот австрийский оплот на севере Италии капитулировал. Наполеон решает проучить папу: он объявил перемирие с ним аннулированным и двинулся к его владениям. 3 февраля в сражении при Фаэнце (или Кастель-Болоньезе) французский авангард генералов Перрена (будущего маршала Виктора) и Ланна наголову разбили папскую армию (ну как разбили - те попросту разбежались). Войска Бонапарта занимали одну папскую крепость за другой, приближаясь к Риму. Папа со своим двором готовились к бегству. Директория выслала Бонапарту приказ немедленно занять Рим и ликвидировать папское государство. Однако, он опасался, что эти действия повлекут войну с занимавшим тогда юг Италии Неаполитанским королевством, что пока было не в его планах. Бонапарт направил к папе одного захваченного им прелата с сообщением, что не собирается захватывать Рим и предложением направить к нему в ставку делегатов для мирных переговоров.
Делегаты прибыли в ставку Бонапарта в городке Толентино, и 19 февраля мир был подписан. По его условиям папа римский отказался от претензий на Авиньон с Конта-Венессеном, а также уступал Франции свои северные провинции Болонью, Феррару и Романью (эти территории позже войдут в созданную Бонапартом в Италии Цизальпинскую республику). Французы удерживали «до заключения всеобщего мира» важнейший папский порт на Адриатике Анкону (там на некоторое время появится т.н. Анконианская республика, но уже через год ее возвратят Риму). Папа обязался заплатить незаплаченную ранее контрибуцию, а сверх неё доплатить еще 15 млн. ливров (что ж, скупой платит дважды).
Наполеон Бонапарт подписывает Толентинский мир (слева); северная и центральная Италия по итогам 1-го Итальянского похода Бонапарта (справа)
Впрочем, долго установления этого договора не продержатся: уже в декабре 1797 года в Риме вспыхнет восстание, а в феврале следующего 1798 года Рим займут французские войска генерала Бертье, провозгласившего там республику. Долго она тоже не продержится - уже в сентябре 1799 года французский гарнизон в Риме капитулирует перед войсками 2-й антифранцузской коалиции (в составе этих войск, вошедших тогда в «Вечный город», будет и русский военно-мроской контингент полковника Скипора и лейтенанта Балабина, так что и россияне были в числе народов, чьи войска отметились на этого города древних мостовых). Но Пий VI об этом уже не узнает: по приказу Бонапарта он был вывезен французскими войсками во французский город Валанс, где и скончался в августе 1799 года.
Его бывшие владения в следующие два десятилетия будут делиться неоднократно, пока Венский конгресс в 1814 году не восстановит на полвека Папское государство (но Авиньон этот конгресс оставит Франции).