post

Jan 31, 2017 23:35

Оригинал взят у dfs_76 в post
С субботы нахожусь под впечатлением от последнего фильма Мартина Скорсезе "Молчание" - по роману японского писателя-католика Сюсаку Эндо о преследованиях японских католиков в XVII веке и хождениях по мукам двух португальцев-иезуитов, приехавших их окормлять (заодно найти третьего, который по слухам отпал от ордена и обратился в буддизм, что для ордена позор - оказалось, так и есть).
Впечатляющий, но очень тяжелый фильм: сцены разнообразных казней, пыток и прочих жестокостей, которым подвергаются японские христиане действуют удручающе. Плюс рассуждения японского автора-католика из времен, когда японское экономическое чудо, видимо, еще не набрало обороты, выдержанные в скептическом духе к историческим судьбам своей страны и ее способности благотворно абсорбировать иностранные идеи ("Япония - это болото, на котором ничего посаженное не вырастет"). Ну тут видимо стоит отметить сходство интеллектуалов-литераторов разных наций к их (этих наций) историческим судьбам.
Для знакомства с исторической основой, посмотрел японский фильм "Восстание христиан" знаменитого впоследствии Нагиши Осимы о Симабарском восстании японских крестьян-христиан , последствия которого и разгребают персонажи фильма Скорсезе.
Сначала вроде обычный киночемпионат по народно-освободительной борьбе: злые помещики, самураи и прихвостни сёгуна обирают несчастных крестьян, всячески над ними издеваются и девочек ихних ведут в кабинет, пока не появляется харизматичный деятель, естественно, самурайского рода , посоветовавшись с которым крестьянско-христианские вожди решают, что ненасилие - это конечно хорошо, но проклятые даймё что-то уже совсем наглость потеряли и пора их уже в чувство приводить. И во главе с ним идут на приступ княжеского замка.
Понемногу эпичность и драматизм происходящего нарастает, Осима вовсю пользуется наработками европейского кино и театра - Эйзенштейна там, разных страстей Жанны д’Арк, Бертольда Брехта, Бергмана и т.п. - под конец фильм уже тарковского "Андрея Рублева" напоминает (снятого через несколько лет, вполне возможно, что его создатели, кроме прочего, и сабж отсмотрели). Короче, Скорсезе было от чего оттлакиваться, и сюжетно, и в образах персонажей (иногда казалось, что скорсезевский инквизитор и его коллеги это персонажи сабжа со стороны самураев, пережившие те события), и например в сценах пыток и казней (не столь драматургичны, как у Скросезе, но тоже внушают).
Previous post Next post
Up