История пани Лидии. Глава 6.

Jan 08, 2017 00:04

Оригинал взят у 20history в История пани Лидии. Глава 6.
Продолжение невероятной биографии пани Лидии. В этой главе речь пойдёт о том, как девушка начала поиски своего отца, который, как она полагала, мог остаться в живых после войны.



Чем старше становилась Лидия, тем чаще она задавала себе вопросы о своём прошлом - вопросы, на которые ни у кого не было ответа. Восемнадцатилетняя девушка с вытатуированным номером на руке, которая не помнила настоящих родителей и ничего не знала о своей жизни до концлагеря, решила начать поиски. Однако сразу было очевидно, что они не будут простыми - кроме номера 70 072 и имени Людмила никаких других фактов о девочке точно известно не было.

Тем не менее, была надежда, что можно найти отца, которого Лидия совсем не помнила, и, может быть, брата Михаила. Коллега Лидии по работе как-то сообщил ей, что однажды он слушал радиопередачу, в которой объявляли о розыске людей, потерявших семью во время войны. Всем, кто искал своих близких или мог как-то помочь в поисках, рекомендовалось обратиться в местное отделение Красного Креста. Коллега не был уверен, но ему показалось, что фамилия Батяровна там тоже звучала. На адрес Красного Креста в Польше 22 сентября 1958 года Лидия отправила письмо:

Я не знаю, на правильный ли адрес я отправляю свой запрос. Поскольку у меня нет другого адреса, я бы очень Вас просила переслать моё письмо куда нужно. Запрос мой касается поисков моего отца. Вероятно, четыре года назад Международный Красный Крест в Швейцарии сообщал по радио (вероятно, по краковскому) о поисках Лидии Батяровной. Может быть, речь шла обо мне…



Далее Лидия упоминала те немногочисленные факты о своём прошлом, которые были ей известны. Заканчивалось письмо просьбой найти отца или кого-нибудь из родных. Ответ пришёл через месяц. Хороших новостей для Лидии он не принёс.

В настоящий момент никакой информацией о Вашем отце мы не располагаем.



Но собственное прошлое не давало покоя девушке, поэтому она продолжила поиски. Далеко идти не надо было - в нескольких километрах от дома Лидии в Освенциме находился Государственный музей, который открыли на месте нацистского концентрационного лагеря. В то время среди руководства и сотрудников музея было немало бывших узников. В их числе были Генрик Порембски (лагерный номер 5 805, работал электриком в Биркенау) и хранитель музея Тадеуш Шимански (лагерный номер 20 034), к которым Лидия обратилась с просьбой о помощи в поисках.

Однако сотрудникам Музея не удалось найти о ней никакой информации в архивах. В последние недели перед освобождением концлагеря нацисты пытались уничтожить как можно больше свидетельств о своих преступлениях и сжечь документы. Из того, что уцелело, значительная часть была отправлена в архивы Советского Союза. И лишь небольшая часть бумаг была в распоряжении музея в Освенциме. Но даже эти документы в конце пятидесятых годов еще не были разобраны и изучены. Лидию вновь ждало разочарование - по имеющимся материалам личность узницы 70 072 идентифицировать было невозможно.

В этот момент девушка не сдалась и решила дальше пробовать найти отца по линии Международного Красного Креста. Благодаря помощи Генрика Порембского и Тадеуша Шиманского удалось раздобыть адрес Поисковой службы Германского Красного Креста в Гамбурге. Летом 1959 года Лидия заполнила анкету, выслала свои детские фотографии, сделанные уже после освобождения (на одной из таких фотографий ей было семь лет) и стала ждать. Каждый день она бегала к почтовому ящику в надежде, что пришло долгожданное письмо. Ответ из Гамбурга пришел в декабре.

Дорогая Лидия!
В ответ на Ваш запрос о поиске родственников мы обращаемся к Вам с дополнительной просьбой прислать нам несколько фотографий в хорошем качестве для сопоставления их с фотографиями одного разыскиваемого ребенка.
Фотографии, которые Вы прислали нам ранее, к сожалению, не подходят для антропологического исследования. Было бы очень хорошо, если бы вы прислали одну фотографию в профиль и одну - в анфас. При фотографировании обратите, пожалуйста, внимание на то, чтобы были хорошо видны уши.
Мы очень ждем Ваши фотографии и заранее благодарим за Ваши старания.



Долгие месяцы ожидания письма - и снова никакого конкретного ответа. Надежду давала фраза о том, что какого-то потерянного во время войны ребенка ищут, и, возможно, этим ребёнком окажется Лидия. Недели между полученными и отправленными письмами тянулись как вечность, беспокойство девушки росло, но она не сдавалась, чувствуя, что находится на правильном пути. Сделав все необходимые снимки, Лидия отправила их в Германию.

Освенцим, 19 февраля 1960
Спасибо за Ваше письмо от 10.12.1959. Посылаю фотографии по Вашему требованию. Искренне надеюсь, что на этот раз мои поиски будут успешными. От души Вас благодарю за усилия и желаю успеха в моём деле.







И снова она проверяла почту каждый день в надежде на положительный ответ. Долгое время не было совсем никакого ответа, пока в конце года не пришло очередное письмо из Гамбурга на уже знакомом бланке Поисковой службы Германского красного креста.

Дорогая Лидия!
В ответ на составленный Вами запрос о поиске Ваших родных, мы вынуждены, к сожалению, сообщить, что все наши предыдущие исследования пока не привели к желаемому успеху.

Как же так? Больше двух лет поисков, письма, фотографии, запросы в организации разных стран - и до сих пор ничего? Однако сообщение из Гамбурга на этом не заканчивалось.

Тем не менее, в ответ на опубликованные нами фотографии мы получили один запрос. Для того, чтобы внести ясность и выяснить, является ли обратившийся к нам человек Вашим отцом, мы бы хотели вас попросить сделать анализ крови в соответствии с номенклатурой CDE с указанием факторов Rh- и MN-. После этого мы произведём полное сопоставление и сообщим Вам о результате. Исследование Вашей группы крови Вы можете сделать, вероятно, в любом институте судебной медицины.



В очередной раз Лидию обнадёжили. С одной стороны, поиски продолжались так долго и не принесли результата, но, с другой стороны, как казалось, они уже приближаются к своему завершению. Увидел ли биологический отец Лидии её фотографии? Узнал ли он в ней свою дочь, потерянную двадцать лет назад? Как его зовут и где он сейчас живёт? Вполне вероятно было, однако, что и на этот раз результат поисков будет отрицательный. Это должно было показать сравнение группы крови. Оставалось ждать следующего письма из Гамбурга.

Остальные части истории - по тэгу пани Лидия.
Подписывайтесь, добавляйте в закладки - история будет продолжаться.

1960-e, Фото, Польша, 1950-e, Документ

Previous post Next post
Up